Эксперт | Александр Привалов | 03.05.2011 |
«Госдума не станет медлить с чтением правительственного законопроекта „Об основах охраны здоровья граждан в РФ“», — радует читателя правительственная газета. А жаль. Нам бы, как Сухову, лучше помучиться, но надежды на отсрочку нет никакой. Не для того двухсотстраничный документ, по тщательности выделки подобный сырому полену, спущен в Думу, чтобы там из него, не щадя времени и усилий, делали секретер а-ля Луи Каторз; стешут самые вопиющие лохмотья — и вперёд. Получай, страна, свою медицину XXI века. О том, что в проекте хорошо, горячо толкуют руководители Минздрава; о том, что в нём дурно, Минздрав молчит — и ясно, что костьми ляжет, чтобы закон вышел из Думы в точности таким, каким в неё вошёл.
Но это же естественно, скажут мне: министерские работали над ним много лет, привлекая лучших специалистов… Ага. А вы читать его не пробовали? Откройте на сайте Думы проект, попробуйте. Статья 41 «Запрет эвтаназии» начинается так: «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть, которая является ускорением смерти пациента» (курсив мой, пунктуация правительственная. — А. П.). Прямым запретом эвтаназии авторы проекта, судя по их выступлениям, ужасно гордятся, но текста статьи, как видите, никто из них перед отправкой в Думу не прочитал. Берём статью 2 «Основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе», ещё одну гордость авторов — тут сплошные следы многолетнего труда. То прямая жуть: патологоанатомические исследования «с целью определения диагноза, выбора или контроля мероприятий по лечению» (п. 6). То плетение словес: «медицинская помощь» (п. 2) есть медицинская услуга; а «медицинская услуга» (п. 3) есть медицинское вмешательство; а «медицинское вмешательство» (п. 4) есть «любой. вид медицинских манипуляций и обследования». Понятно, что это нагорожено с единственной целью упомянуть как бы вскользь, что любая медицинская услуга «имеет определённую стоимость» (п. 3), но очень уж выходит неопрятно. И ведь так все 220 страниц. Минэкономики в своём отзыве на проект упоминает ещё «множество внутренних противоречий» — и это тоже чистая правда. Сырой и путаный текст; черновые листочки с разных принтеров, второпях подшитые в одну папку.
Не так всё это и страшно, скажут мне: и логические нестыковки, и уж тем более стилистические кляксы вполне убираемы — Дума справится. Возможно, но ведь и дело не в мелких неопрятностях — они лишь обнажают степень обдуманности текста; проект плох по сути. Предложенный к принятию закон написан не для пациентов, не для медиков, а исключительно для чиновников от медицины. У граждан в сфере охраны здоровья наряду с правами есть обязанности (гл. 4); у медицинских работников и медицинских организаций (гл. 9) обязанностей пруд пруди; и только у чиновников всех трёх уровней (гл. 3) немыслимая груда всевозможных полномочий — и ни единой обязанности, ни малейшей ни за что на свете ответственности. В частности, никто не отвечает за неполную реализацию провозглашаемых в проекте прав граждан — на охрану здоровья (включающую в себя право на «благоприятные условия быта, отдыха, воспитания и обучения», а равно и на «качественные продукты питания»!), на бесплатную медицинскую помощь и так далее. Тут один комментатор дивился: почему же авторы проекта гордятся провозглашением права на бесплатную помощь? ведь оно, кажется, и раньше было? Вот именно: было — и будет в точности такое же, как было, то есть без малейших санкций за нарушение. А неразборчивая чересполосица платности и бесплатности, постулируемая проектом, поможет чиновникам особо и не волноваться: сколько по факту выйдет бесплатной помощи, столько, значит, и хорошо. Кто недооценил взрывной силы эпохального 83-го закона (это где про автономные учреждения), оценит её по вступлении в силу обсуждаемого проекта. А ещё поражает лёгкость, с которой проект перераспределяет полномочия между уровнями управления. Даже при беглом чтении заметны места, где такой передел ухудшит ситуацию; комментаторы уже указали необходимые вещи, которые повиснут в воздухе, ибо регион и муниципия будут, с равной основательностью ссылаясь на закон, валить обязанности друг на друга.
За первые же дни к проекту выдвинуто много претензий. По мнению разных людей, проект: ограничивает права частных медорганизаций; игнорирует самоуправление медиков; не регулирует качество платной медицины; забыл о праве граждан на соцзащиту при временной нетрудоспособности; необдуманно включает лекарства из стандартов медпомощи в перечень жизненно необходимых — и вообще почти игнорирует экономическую сторону дела; предлагает так рассчитывать субвенции регионам, что масштабные злоупотребления гарантированы, — и так далее, без конца. Да, какие-то из упрёков следует отвести, какие-то легко учесть, по каким-то можно найти компромисс, но кто, как и когда будет это делать? Не думаете же вы, что всё это произойдёт за месяц-полтора в Думе!
Изрядная часть этой работы могла бы уже быть сделана: говорят, что пока проект висел на сайте Минздрава, к нему поступили тысячи замечаний; не сомневаюсь, что огромная их доля была разумна. Но Минздрав сделал гигантский шаг вперёд по сравнению с МВД и Минобром. Те тоже из замечаний к проектам своих основополагающих законов («О полиции» и «Об образовании») взяли только то, чего сами захотели; но там замечания хоть публиковались. Минздрав же их попросту никому не показал. И теперь ему осталось как-нибудь, стиснув зубы, пересидеть единственные открытые для публики слушания в Думе (они состоятся 16 мая) — и всё. Он получит желаемое, а мнение всех остальных решительно никому не интересно.
Случай этот, к сожалению, не уникален. Финишируют две, как ни крути, наиболее важные — непосредственно важные для нации реформы: образования и здравоохранения. А цели и смысл этих реформ ни разу не были широко обсуждены. Но конкретные «реформаторские» документы, попадающие в зону публичного внимания, неизменно получают разгромную критику. Я искренне не понимаю, на какой результат этого процесса господа начальники рассчитывают — на то, что всё само собой рассосётся?
http://expert.ru/expert/2011/17/o-profanatsii-obsuzhdeniya/#comments