Русская линия
Русский вестникМитрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла)19.03.2004 

''Зарубежные святители в изгнании жили надеждой на возвращение в Россию…''
Беседа с первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром

Вопрос: Ваше Высокопреосвященство, как, по Вашему мнению, могут развиваться взаимоотношения Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви?

Митрополит Лавр: Надеюсь, что отношения будут развиваться с духовной пользой для всего русского народа.

Главным препятствием для сближения и объединения двух частей Русской Церкви — Зарубежной Церкви и Российской Церкви-Матери — всегда было то, что руководство Церкви в России было не свободна. Будучи частью Русской Церкви, Зарубежная Церковь не могла общаться с церковной властью, подчиненной и порабощенной властью, Церкви враждебной. Церковная власть в России была в таком положении, что невозможно было понять, что делается там свободно, а что под давлением. Сейчас безбожная власть рухнула, во главе государства Российского стоят люди хотя бы формально православные; между церковными и государственными властями существует взаимопонимание и поддержка, так что говорить о несвободе Церкви в России нельзя.

Существенное, что в настоящее время мешает сближению, _ это официальное членство Московской Патриархии в экуменическом движении, хотя на уровне паствы и священства этого участия нет. Русская Зарубежная Церковь всегда твердо стояла на почве церковных канонов, не сближаясь с теми, кто от них отступает, никогда не молчала о нарушениях церковной правды. А экуменизм — это ересей ересь; поэтому важно чтобы руководство Московской Патриархии вышло из экуменического движения.

Вопрос: Были ли предсказания зарубежных святителей и чудотворцев о путях и возможностях сближения Русской Церкви в России и за рубежом?

Митрополит Лавр: Все зарубежные святители в изгнании всегда жили надеждой на возвращение в Россию, на Родину: Блаженнейший митрополит Антоний, Блаженнейший митрополит Анастасий, наш незабвенный авва, архиепископ Виталий (Максименко), первый настоятель нашего Св.-Троицкого монастыря, — все они жили любовью к России, к ея истории, к ея святым, к ея святыням. Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, прославленный нашей Церковью, память которого чтут и в России, всегда желал и верил, что наступит объединение двух частей Русской Церкви во Христе. Он писал: 'Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит её духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с Ней, когда исчезнут причины, разъединявшие их'. Главной же причиной разъединения он считал несвободу Церкви в России, так же как главная причина существования Русской Зарубежной Церкви — её свобода. 'Во имя свободы Церкви Зарубежная часть Русской Церкви начала свое независимое существование и будет продолжать его, доколе существуют причины, его вызвавшие'. В своем послании православной пастве шанхайской святитель Иоанн писал в 1946 году о том, что настанет час возвращения (именно возвращения, а не просто соединения) иерархов Зарубежья на Родину, причем святитель Иоанн считал, что любое решение, касающееся судеб Русской Церкви, должно быть принято не разрозненно, а единомысленно, вместе. Вопрос единения разъединенных частей Русской Церкви может решаться не иначе, как конкретно на Всероссийском Соборе.

Вопрос: Известно, что не все являются сторонниками сближения двух частей Русской Церкви. Безусловно, не всегда без оснований. Можно ли ожидать сопротивление наметившемуся процессу?

Митрополит Лавр: Возможно, кто-то будет против. Люди противятся процессу сближения и объединения двух частей Русской Церкви по разным причинам. Одни говорят: 'Нам Россия не нужна, какое нам дело до России? У нас своя культура и своя Церковь. Мы никогда не жили в России, и дети наши совсем уже не русские. Зачем нам это объединение? — Мы ждем себе от него только беспокойств и неприятностей'. Мы не можем согласиться с таким мнением. Мы не можем отгораживаться от России, от ея судьбы и ея Церкви, ибо от того, восстанет ли Россия как православная держава, зависит судьба христианства во всем мире, да и вообще судьба всего мира, по пророчеству преп. Серафима Саровскаго.

Иные помнят воспоминания родителей о послевоенной советской пропаганде в Китае, во Франции, о том, как советы хитро заманивали людей в Советский Союз и как потом страдали доверчивые, поверившие им.

Другие утверждают, что только члены Русской Зарубежной Церкви могут называться христианами, а Русская Церковь Московского Патриархата, 'советская церковь', как они выражаются, безблагодатна. Вместо любви к Богу и ближнему, вместо любви к нашей Родине — России они насаждают в своих сердцах ненависть и презрение. Упорствующие в таком мнении впадают в гордыню и в прелесть нео-фарисейства. Многие бездумно, по привычке повторяют чужие мнения. Некоторые лицемерно и ложно прикрываются добрым именем нашего находящегося на покое митрополита Виталия, создают раскол в Церкви. Дай Бог всем им прийти в разум истины и вернуться в лоно нашей родной Русской Зарубежной Церкви, которая на компромиссы в делах чистоты веры не шла и не идет, но и в крайности не впадает, не отклоняясь ни влево, ни вправо… Как Предстоятель Русской Церкви Зарубежом могу сказать, что мы будем рады принять в лоно Церкви всех вернувшихся. Надеемся, что Господь приведет всех нас, православных русских людей, к единомыслию и единству.

Вопрос: Если Господь приведет нас к единству в какой-либо форме, то что это принесет России и Православию?

Митрополит Лавр: Я думаю, что сближение Зарубежной и Российской Церкви принесет духовную пользу всему русскому народу, т.к. это избавит нашу Церковь от самоизоляции и неизбежно связанных с ней раздроблений и разделений, с одной стороны, и, с другой стороны, от растворения её в окружающей инославной среде.
В Российскую же Церковь слияние с Русской Зарубежной Церковью, сохранившей и внешнюю, и внутреннюю, духовную свободу, внесет свою особую сильную и свежую струю. Россия — большая, и люди там по-разному относятся к вере и к Церкви, много есть равнодушных и теплохладных, лицемерных своекорыстных, но есть там малое стадо, избранный отряд, которые, как свечи, горят перед Богом своим чистым, богобоязненным житием. Эти люди издают и распространяют православные книги и журналы, строят и благоукрошают церкви, устраивают школы, идут в тюрьмы и больницы, к сиротам, старикам, обездоленным и бездомным, каждый служа Богу на том месте, на котором призван. Есть и у нас много людей, жертвенных и преданных Православной Церкви. И вот, когда рухнут между людьми все выдуманные преграды — недоверия, подозрительности, наговоров, клеветы, когда все люди доброй или воли объединят свои усилия, тогда, верю, сбудутся пророчества преп. Серафима Саровского и святителя Иоанна Шанхайского и Сан-францисского _ восстанет Святая Русь, хотя бы на короткое время! Думаю, что воссоединение двух частей Русской Церкви ускорит полное и окончательное возрождение России, Православная Россия займет положенное ей место в семье народов и быть может даже восстановит и политическое, и нравственное равновесие во всем мире.

Беседовал инок Всеволод (Филипьев) специально для 'Русского Вестника'
16 марта 2004 г. Джорданвилль, США.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru