Русская линия
Татьянин день Ольга Богданова30.04.2011 

Октава Пасхи

Странное название «Антипасха» не должно смущать нас. Уверение Фомы«Анти» значит не «против» (как «антистатик» или «антигерой»), а «вместо» (как «антидор»). Что же мы отмечаем в Антипасху?

Если «антидор» — «вместодарие» — это хлеб, который вместо Святых Даров дают тем, кто на Литургии не причащался, то Антипасха — это своего рода восполнение Пасхи. Она ни в коем случае не противопоставляется дню Воскресения Христа, а возвращает нас к воспоминанию о нем.

После Воскресения Христос явился всем апостолам, кроме Фомы, потому что его не было вместе с другими учениками Спасителя. Почему так получилось, евангелисты не говорят. Когда Фоме рассказали о явлении воскресшего Спасителя, он сказал о Христе: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Евангелист Иоанн не умалчивает о неверии одного из двенадцати апостолов, а рассказывает все так, как происходило на самом деле.

Когда через восемь дней после воскресения апостолы собрались вместе, с ними был и Фома. Спаситель снова явился ученикам и, поприветствовав их, сразу обратился к Фоме и сказал, чтобы тот, как хотел, вложил руку в Его раны и убедился, что видит не призрак, а настоящее человеческое тело.

- Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие, — сказал Господь Фоме.

Отрывок из Евангелия — это не только свидетельство о случившемся событии, но и рассказ, из которого каждый из нас может чему-то научиться. Что же нам делать? Сомневаться и всегда и во всем стремиться выяснить неизвестное до конца или останавливаться на определенном этапе поисков и рассуждений?

Одно дело — когда речь идет, скажем, о курсовой работе. По возможности студент должен до конца разобраться в теме. Иначе как он сможет сделать выводы и добиться результатов?

Другое дело — вера. Как писал архиепископ Аверкий (Таушев), Бог открывает Фоме два пути веры. Один — ощупать Его раны и чувственным образом удостовериться в реальности Воскресения. Другой — высший путь веры, когда человек не ищет знамения, не требует чуда, а верит словесному свидетельству и учению Христа. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», — напишет после апостол Павел в Послании к евреям.

Евангелист Иоанн пишет, что, когда Христос предложил Фоме ощупать Его раны, апостол воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Уже одного того, что Спаситель прошел в дом, хотя двери были заперты, что Он знал о желании Фомы вложить персты в Его раны было достаточно для того, чтобы поверить. Осуществил ли Фома свое желание или решил, что это было ненужно, мы не знаем. Так или иначе, в память об этой встрече Христа и Фомы был установлен праздник Антипасха. И установлен не кем иным, как самим Фомой. «Чтимый праздник восьмого дня, в который меня, не веровавшего Фому, (верой) в Воскресение исполнил», — так написано об Антипасхе в «Апостольских постановлениях».

Как праздновали Антипасху

Раньше Антипасха отмечалась особенно пышно и торжественно. На Пасху было принято крестить тех, кто весь пост ожидал крещения — оглашенных. Неделю они ходили в особенных белых одеждах, которые снимали на восьмой день, т. е. на Антипасху.

«Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце», — писал Августин Иппонский в слове на «октаву Пасхи».

Христиане, которые жили недалеко от Иерусалима или которые могли прибыть в Иерусалим, устраивали праздничное шествие. Отслужив литургию и прочие Богослужения, около полудня во главе с епископом они с песнопениями шли на Елеонскую гору и на Имвомон (место, с которого Христос вознесся на небо). На этих памятных местах они останавливались, а после шли в Храм Воскресения Господня и там служили вечерню. Потом, воспевая гимны, шли на гору Сион, зачитывали евангельский рассказ, а том, как на восьмой день после Воскресения Спаситель явился ученикам и Фоме, молились и около восьми часов вечера расходились по домам. Описание этого празднества есть в одном сочинении четвертого века.

Читая об этом, понимаешь, что жизнь большинства первых христиан была буквально пропитана ощущением пасхальной радости. Участие в Богослужениях (а не просто присутствие на службах) было естественным занятием. А уж в Праздник многие целый день посвящали службам, песнопениям, молитвами воспоминаниям о евангельских событиях.

Земная весна

«Ныне весна земная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни о Христе Иисусе Господе нашем», — писал Григорий Назианзин.

У многих в этот день начинается новый этап в жизни не только в связи с событиями церковного календаря. Антипасха — иначе Красная Горка — первый день после Великого поста, когда можно венчаться. В народе считается, что у тех, кто обвенчается в этот день, будет особенно крепкая и счастливая семья, поэтому на восьмой день после Пасхи приходится много свадеб.

http://www.taday.ru/text/189 552.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru