Русская линия | Митрополит Рязанский и Касимовский Павел (Пономарев) | 29.04.2011 |
«В первые десять столетий от Рождества Христова не было разделения на православных, католиков и протестантов, — отметил владыка. — Были христиане, то есть все те, кто исповедовал Иисуса Христа Сыном Божиим. А разделения официальные появились где-то в середине XI столетия, в 1054 году, когда официально была провозглашена Западная Церковь и папский легат, который прибыл в Константинополь, как бы положил начало официальному разделению между Западом и Востоком. Восточная — это Константинопольская, или Православная Церковь, а Западная — это Римско-католическая церковь».
«XVI век положил начало протестантизму, — продолжил архиепископ Павел. — Лютер не согласился с теми устоями Католической церкви, которые были в то время в Европе, и выдвинул претензии к Католической церкви. В последующие времена протестантизм стал дробиться на различные течения, и сегодня имеется огромное количество протестантских направлений, их даже нельзя назвать Церковью».
Говоря об отличиях Православия от католичества и протестантизма, владыка подчеркнул, что «в православном Символе веры, который мы ежедневно читаем, дано четкое определение, что такое Церковь». «И это определение дали наши I и II Вселенские Соборы: „Верую во единую Апостольскую Церковь“ — вот эти краткие слова являются определяющими. Если она не Апостольская, если не едина, не соборна, то значит, это уже не Православная Церковь».
«У католиков в последующие годы, особенно в XIX и начале XX века были сформулированы те догматы, которых нет в Православной Церкви, — заявил архипастырь. — Это и примат папы, и его непогрешимость, когда он говорит о вероучении, и догматы о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, и о исхождении Святого Духа. Мы верим, что Дух Святой исходит от Отца, а они добавляют еще — и от Сына». «Это такие принципиальные расхождения», — подчеркнул владыка Павел.
Русская линия