Русская линия
Православие.RuМитрополит Тихон (Шевкунов)27.04.2011 

Богословы

В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга архимандрита Тихона (Шевкунова). В нее вошли реальные истории, произошедшие в разные годы, которые в дальнейшем были использованы в проповедях и беседах, произнесенных автором.

Как-то к отцу Иоанну (Крестьянкину)Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) подошел важный молодой человек, выпускник духовной академии, и, представляясь, между прочим, заявил:

- Я — богослов!

Отец Иоанн очень удивился и спросил:

- Как — четвертый?

- Что — «четвертый»? — не понял академист.

Отец Иоанн охотно пояснил:

- Мы в Церкви знаем трех богословов. Первый — святой Иоанн Богослов, апостол и любимый ученик Спасителя. Второй — Григорий Богослов. И третий — Симеон Новый Богослов. Только им святая Церковь за всю свою двухтысячелетнюю историю решилась усвоить имя «Богослов». А вы, значит, четвертый?

Но все же, кому и как Господь посылает духовную мудрость? На самом деле для того, чтобы быть богословом, совершенно не обязательно носить рясу и заканчивать духовные академии. «Дух дышит, где хочет!» — пораженно восклицает апостол Павел.

Однажды мы с хором нашего Сретенского монастыря были на Дальнем Востоке на военной базе стратегической дальней авиации. После службы и концерта хора офицеры пригласили нас на ужин. Эта православная служба была первой в далеком военном городке. Понятно, что здешние люди смотрели на нас с интересом, как на что-то совсем диковинное. Перед трапезой мы, как обычно для христиан, прочли молитву «Отче наш». С нами молился и крестился всеми уважаемый генерал. Часа через два, ближе к концу застолья, офицеры обратились к нему:

- Товарищ генерал! Вот мы видели, что вы крестились. Мы вас уважаем. Но не понимаем! Наверное, вы о многом передумали, о чем мы еще не думали. Скажите, за те годы, которые вы прожили, как вы поняли, что самое главное в жизни? В чем ее смысл?

Понятно, что такие вопросы задаются только после того, как люди хорошенько, по-русски, посидели за гостеприимным столом. И прониклись доверием и доброжелательностью.

И генерал, настоящий армейский генерал, немного подумал и сказал:

- Главное в жизни — содержать сердце чистым перед Богом!

Я был потрясен! По глубине и богословской точности такое мог сказать только настоящий незаурядный богослов — богослов-мыслитель и богослов-практик. Но, думаю, армейский генерал об этом не догадывался.

Вообще, нашего брата, священника, бывает, многому могут научить, а то и пристыдить, далекие, казалось бы, от богословских наук люди.

Во время переговоров о воссоединении с Русской Зарубежной Церковью архиепископ Германский Марк признался мне, что некоторый случай, происшедший с ним в России, заставил его поверить, что духовные изменения в нашей стране — это не пропаганда, а настоящая реальность.

Как-то один священник вез его на своем автомобиле по Подмосковью. Владыка Марк — немец, и для него было очень непривычно, что при наличии на трассе знаков, ограничивающих скорость до девяноста километров, их машина неслась со скоростью сто сорок. Владыка долго терпел и наконец деликатно высказал свое недоумение. Но священник лишь усмехнулся на наивное простодушие иностранца.

- А если остановит полиция? — удивился владыка.

- С полицией тоже все в порядке! — уверенно ответил пораженному гостю священник.

И действительно, через какое-то время их остановил сотрудник ГАИ. МилиционерОпустив стекло, священник добродушно поприветствовал молодого милиционера:

- Добрый день, начальник! Прости, торопимся!

Но милиционер никак не отреагировал на это приветствие:

- Ваши документы! — сухо потребовал он.

- Да ладно, брось, начальник! — заволновался батюшка. — Ты что, не видишь?.. Ну, в общем, торопимся мы!

- Ваши документы! — повторил милиционер.

Священнику было и обидно, и стыдно перед гостем, но ничего не оставалось делать — он протянул милиционеру права и техпаспорт, но при этом не удержался и едко добавил:

- Ладно, бери! Конечно, ваше дело — наказывать. Это наше дело — миловать!

На что милиционер, окинув его холодным взглядом, сдержанно проговорил:

- Ну, во-первых, наказываем не мы, а закон. А милуете не вы, а Господь Бог!

И вот тогда-то, как говорил владыка Марк, он понял, что если милиционеры на российских дорогах теперь мыслят подобными категориями, то в этой непостижимой умом стране все снова изменилось. Но, по-видимому, на сей раз не в худшую сторону.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/46 161.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика