Радонеж | Сергей Белозерский | 27.04.2011 |
Тем, кто не верит во Христа, приходится жить в довольно странном мире — им приходится верить в то, что в основании всей европейской культуры лежит несуществующее событие. Это событие, которое изменило все лицо мира, событие, запечатленное в неисчислимом множестве храмов, фресок, картин, книг, событие, оказавшее определяющее воздействие европейскую ментальность, философию, право, на то, как даже абсолютно неверующие люди европейской культуры видят мир. Неверующим приходится считать, что в основании всего этого лежит событие, которого не было.
Речь идет о событии, которое всегда — и особенно в эти дни — наполняет сердца верующих ликованием и надеждой. Речь идет о Воскресении Христа из мертвых. Христианство — в отличие от многих других религий и мировоззрений, исповедует Бога, который действует в человеческой истории. Наша вера стоит на том, что Бог вошел в наш мир в определенное время и в определенном месте, стал человеком, одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха. Тогда, на пыльных дорогах Палестины можно было, прямо и буквально, встретить Бога и разделить с Ним трапезу. Совершенный Бог сделался совершенным Человеком; и Он принес Себя в жертву на Кресте ради спасения всех.
Но не все желали это видеть — даже перед лицом чудес, совершенных Христом, многие упорствовали. Как такое могло быть? Нередко нам говорят: пусть Бог явит Себя в каких-нибудь чудесах, чтобы мы могли уверовать. Но в евангельские времена чудеса были явлены — и многие не верили. Неверие связано не с недостатком света, а с нежеланием принимать тот свет, который уже дан. Ведь поверить — значит открыться навстречу глубочайшим переменам, отказаться путь от унылой, пусть от жалкой, но своей жизни, в которой сам человек пытается быть хозяином.
И тогда те, кто не хотел поверить, видели не больше, чем человека, причем человека, который казался им опасным, смерти которого они добивались и добились. Им казалось, что смогут избавиться от Иисуса — но у них ничего не получилось. Казалось, что на Кресте Господь потерпел полное поражение, а Церковь умерла, не родившись. Но произошло нечто другое — Он воскрес и явился ученикам живым. Мы все — нравится это кому-то или нет — живем в мире, преображенном этим событием.
Это событие удивительным образом повторяется в истории Церкви — раз за разом, начиная с античности, противники предсказывают Церкви скорое исчезновение с лица земли. Церковь должна была исчезнуть под ударами римских гонителей, сметена вторжениями варваров, поглощена растущим исламом, ниспровергнута философами эпохи просвещения, уничтожена «дехристианизацией» времен Французской Революции, приведена в упадок ростом материалистической философии, окончательно похоронена победой коммунизма — но всякий раз что-то происходило, и почти уничтоженная Церковь восставала вновь. Многие еще помнят огромные транспаранты, белые буквы на красном фоне — «Победа коммунизма неизбежна». Неизбежным оказалось другое — падение безбожной идеологии и освобождение Церкви.
«И сия есть победа, победившая мир, вера наша. (1Иоан.5:4)» — говорит Апостол. Церковь, вопреки всем человеческим расчетам, непобедима, потому что источник ее жизни — не в мире сем. Тот, кто обещал «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; (Матф.16:18)», воистину воскрес — и это значит, что слово Его непреложно. Церковь уничтожить невозможно — и также невозможно погубить христианина, до тех пор, пока он крепко держится за Церковь. Это корабль спасения, который не утонет никогда. И громче, чем рев всех штормов истории, разносится победный гимн — «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».