Русская линия
Седмицa.Ru22.04.2011 

Великая Пятница

Великая Пятница [Церковнослав. Святый и великий пяток; греч. ῾Η ἁϒία καὶ μεϒάλη Παρασκευὴ; лат. Feria VI in Parasceve],Распятие Иисуса Христа пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа.

События Великой Пятницы

Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из 4 евангелистов (Мф 26. 20−27. 66; Мк 14. 17−15. 47; Лк 22. 14−23. 56; Ин 13. 1−19. 42), согласно к-рым все, что произошло в В. п., не было случайностью, а являлось важнейшей частью домостроительства (Божественного плана) спасения. Евангелия повествуют о событиях, происходивших начиная с ночи четверга и до вечера пятницы Страстей: после Тайной вечери и Прощальной беседы Спаситель с учениками отправился в Гефсиманию (сад у подножия Масличной (Елеонской) горы), где они провели часть ночи (ученики в дремоте, а Христос — в молитвенном подвиге) до прихода Иуды Искариота с вооруженной толпой от первосвященников и старейшин израильских. Господь Иисус был арестован, а его ученики разбежались. Иисус Христос был отведен к первосвященнику Анне, а затем предстал перед Каиафой (до рассвета) и судом синедриона (утром), к-рый приговорил Его к смерти. В это время ап. Петр, следовавший за Учителем и ожидавший исхода дела во дворе, трижды отрекся от Него. После вынесения приговора Христа доставили к рим. прокуратору Понтию Пилату (он был полномочным представителем рим. власти и помимо прочего ведал смертными казнями), к-рый отослал Его к тетрарху Ироду Антипе, властвовавшему в Галилее (ибо Иисус был из Галилеи; тем самым Понтий Пилат хотел переложить на Ирода ответственность за смерть Христа). После допроса, поругания и осмеяния у Ирода Господь Иисус снова был приведен к Пилату. Несмотря на свое желание отпустить Христа и после неск. неудачных попыток сделать это, Понтий Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие. Узнав о приговоре, раскаявшийся в предательстве Иуда наложил на себя руки. После бичевания и поругания в претории Господь Иисус Христос был выведен за пределы Иерусалима и распят рим. солдатами, разделившими между собой Его ризы, на Голгофе (Лобном месте, где, по преданию, был похоронен череп Адама (Epiph. Adv. Haer. [Panarion] 26 (46). 5)). Претерпев неск. часов крестных страданий, свидетелями к-рых было множество народа, Господь Иисус Христос умер на Кресте, «и завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф 27. 51−52).

Двое из Его тайных учеников Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Тело Иисуса с Креста, обвили его плащаницей и похоронили «во гробе» — небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв ее большим камнем; при погребении присутствовали женщины-последовательницы Христа (см. ст. Жены-мироносицы).

На др. день по просьбе израильских старейшин (боявшихся, что ученики Иисуса украдут Его Тело и объявят о воскресении) Понтий Пилат приказал рим. солдатам, опечатав пещеру, охранять ее, а на следующий день произошло Воскресение Христово, наряду с Боговоплощением и Распятием являющееся главным событием в истории человечества. Вера в то, что Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес, составляет основу и главное благовестие христианства (см., напр.: Деян 2. 23; 3. 13−18; 4. 10; 1 Кор 1. 18, 23; 2. 2; 15. 3−4), поэтому В. п., Великая суббота и Пасха — центральные дни в церковном календаре. Богослужение В. п. полностью посвящено воспоминанию событий от окончания Тайной вечери и до погребения Пречистого тела Господа Иисуса Христа (подобно др. дням Страстной седмицы, В. п. как литургический день открывается не вечерней, а утреней и заканчивается на повечерии).

Богослужение В. п. в православной Церкви в XII—XIX вв.

В XII в. в мон-рях Палестины получил широкое распространение т. н. Иерусалимский устав — палестинский вариант визант. послеиконоборческой монастырской практики, известной уже по памятникам студийской традиции (т. о., Иерусалимский устав вопреки названию не имеет прямой связи с древней традицией Иерусалима). В XIII в. Иерусалимский устав распространился по всему правосл. Востоку; в XIV в. он был принят в южнослав. странах, а на рубеже XIV—XV вв.- и на Руси.

Богослужения в В. п. по Иерусалимскому уставу имеют тот же порядок, что и в студийских памятниках; главное отличие — запрет совершать в этот день литургию (в т. ч. и литургию Преждеосвященных Даров), за исключением совпадения В. п. с праздником Благовещения Пресв. Богородицы. Вечерня В. п., согласно студийским памятникам, сразу после чтений переходившая в литургию (или просто резко оканчивавшаяся), в Иерусалимском уставе дополнена обычными частями: «Сподоби, Господи», стиховными стихирами и проч. Корпус чтений и песнопений В. п. в Иерусалимском уставе мало отличается, напр., от того, что указан в Евергетидском синаксаре. Порядок служб в различных рукописях и изданиях Иерусалимского устава и приспособленной к служению по нему Триоди в сравнении со студийскими памятниками в целом стабилен (при этом наибольшее разнообразие наблюдается в изложении службы царских часов).

По современному русскому Типикону ([Т. 2.] С. 912−922) утреня-бдение в В. п. Оплакивание Христа(обозначенная не как утреня, а как «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа») должна начинаться во 2-м часу ночи (т. е. ок. 20.00) и продолжаться всю ночь. Ее порядок следующий: двупсалмие; шестопсалмие; мирная ектения; «Аллилуия» с тропарем Великого четверга (8-го гласа, нач.: «Егда славнии ученицы») трижды; каждение храма; малая ектения; 1-е Евангелие (каждое Евангелие предваряется прошением «И о сподобитися нам» и преподанием мира; Евангелия 2−7 предваряются также каждением алтаря; во время чтения каждого Евангелия все молящиеся держат в руках зажженные свечи; в конце чтения вместо обычного «Слава Тебе Господи» поется «Слава долготерпению Твоему, Господи»; 1-е Евангелие читает настоятель, остальные — проч. иереи мон-ря) — Ин 13. 31−18. 1 (Прощальная беседа и Первосвященническая молитва Христа); антифоны 1−3 (каждый антифон заключается богородичном; стихов (кроме «Слава: и ныне») нет); малая ектения; седален; 2-е Евангелие — Ин 18. 1−28 (предательство Иуды, взятие Христа под стражу и приведение Его к Анне, отречение ап. Петра); антифоны 4−6; малая ектения; седален; 3-е Евангелие — Мф 26. 57−75 (Иисус перед Каиафой и синедрионом, отречение и раскаяние ап. Петра); антифоны 7−9; малая ектения; седален; 4-е Евангелие — Ин 18. 28 — 19. 16 (Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа); антифоны 10−12; малая ектения; седален; 5-е Евангелие — Мф 27. 3−32 (самоубийство Иуды, Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа, Крестный путь); антифоны 13−15; малая ектения; седален; 6-е Евангелие — Мк 15. 16−32 (поругание Господа, Крестный путь, Распятие); блаженны; прокимен «Разделиша ризы Моя себе» (Пс 21. 18; стих — Пс 21. 1b); 7-е Евангелие — Мф 27. 33−54 (Распятие и Крестная смерть Христа); святоотеческое чтение (из творений свт. Иоанна Златоуста или прп. Ефрема Сирина — см.: Сборник церковно-учительных чтений. С. 181−199); Пс 50; 8-е Евангелие — Лк 23. 32−49 (покаяние благоразумного разбойника и Крестная смерть Христа); трипеснец прп. Космы Маюмского (ирмос по дважды, тропари на 12, катавасия во всех 3 песнях; библейские песни (в т. ч. «Величит душа Моя Господа») не поются; по 5-й песни — малая ектения, кондак с икосом, синаксарий (рус. пер.: Там же. С. 175−180); по 9-й — малая ектения и светилен трижды); 9-е Евангелие — Ин 19. 25−37 (Пресв. Богородица у Креста, Крестная смерть Христа, прободение Его ребра, снятие с Креста); хвалитные псалмы (по-праздничному, начиная со «Всякое дыхание») и стихиры (на 4, славник, стихира на «И ныне»); 10-е Евангелие — Мк 15. 43−47 (снятие с Креста и погребение Тела Спасителя); утреннее славословие (в повседневной редакции) и «Сподоби, Господи»; просительная ектения и главопреклонная молитва; 11-е Евангелие — Ин 19. 38−42 (снятие с Креста и погребение Тела Спасителя); стиховные стихиры (4 стихиры, славник, стихира на «И ныне:»); каждение храма; 12-е Евангелие — Мф 27. 62−66 (запечатание св. Гроба); «Благо есть»; Трисвятое, по «Отче наш» — тропарь В. п. (4-го гласа, нач.: «Искупил ны еси от клятвы законныя»); сугубая ектения; отпуст (нач. по Служебнику: «Иже оплевания, и биения, и заушения, и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос»; 1-й час совершается отдельно от утрени).

Служба царских часов, включающая в себя все 4 дневных часа и изобразительны, по совр. Типикону должна начинаться во 2-м часу дня (т. е. около 8.00). Порядок каждого из 4 часов одинаков: (обычное начало — только на 1-м часе); 3 псалма (.: 5, 2, 21 (1-й час); 34, 108, 50 (3-й); 53, 139, 90 (6-й); 68, 69, 85 (9-й)); тропарь часа заменен особым (на каждом часе свой), но богородичен — обычный; тропари по 3 из 12 на каждом часе, поющиеся по дважды со стихами; прокимен (из Пс 40; 37; 8; 13 — соответственно часам); паремия (Зах 11. 10−13 (1-й час); Ис 50. 4−11 (3-й); Ис 52. 13 — 54. 1 (6-й); Иерем 11. 18−23, 12. 1−5, 9−11, 14−15 (9-й)); Апостол (Гал 6. 14−18 (1-й час); Рим 5. 6−10 (3-й); Евр 2. 11−18 (6-й); Евр 10. 19−31 (9-й)); Евангелие (Мф 27. 3−56 (1-й час); Мк 15. 16−41 (3-й); Лк 22. 66 — 23. 49 (6-й); Ин 18. 28 — 19. 37 (9-й)); святоотеческое чтение (кроме 1-го часа); стихи часа; Трисвятое и по «Отче наш» — кондак В. п.; «Господи, помилуй» (40 раз); «Иже на всякое время»; заключительные молитвословия и молитва часа (в отличие от студийских и ранних иерусалимских памятников, к-рые, как правило, опускают молитву часа на царских часах).

Порядок вечерни, к-рая должна начинаться неск. позже обычного времени — в 10-м часу дня (т. е. ок. 16.00): обычное начало; Пс 103; мирная ектения; «Господи, воззвах» (стихиры на 6, славник и стихира на «И ныне:»); вход с Евангелием; «Свете тихий»; чтения (прокимен из Пс 21; паремия: Исх 33. 11−33; прокимен из Пс 34; паремии: Иов 42. 12−17 и Ис 52. 13−16, 53. 1−12, 54. 1; прокимен из Пс 87; Апостол: 1 Кор 1. 18 — 2. 2; аллилуиарий со стихами Пс 68; составное Евангелие: Мф 27. 1−38; Лк 23. 39−43; Мф 27. 39−54; Ин 19. 31−37; Мф 27. 55−61); сугубая ектения; «Сподоби, Господи»; просительная ектения; стиховные стихиры (4 стихиры и стихира на «Слава: и ныне:»); «Ныне отпущаеши»; Трисвятое и по «Отче наш» — тропари Великой субботы (2-го гласа, нач.: «Благообразный Иосиф», «Мироносицам женам»); отпуст (нач. по Служебнику: «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения страшныя страсти и животворящий крест и вольное погребение плотию изволивый, Христос»).

Трапезы не бывает, но немощным после захода солнца дозволяется вкушать хлеб и воду. На малом повечерии поется канон «на плачь Пресвятыя Богородицы» (тот же, что в Евергетидском синаксаре), по 6-й песни — кондак и икос В. п.; кондак читается и по Трисвятом. Типикон ничего не сообщает о месте совершения повечерия (Триодь указывает на совершение повечерия монахами по своим кельям и вместе с тем предписывает петь канон на 2 хора, что является очевидным противоречием).

Фрагмент статьи из т. 7 «Православной энциклопедии».

http://www.sedmitza.ru/text/1 077 334.html

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru