Русская линия
Татьянин день Наталья Волкова19.04.2011 

«Иллюзии духовной жизни»: о болезнях «религиозных» людей

Недавно в Издательском совете Русской Православной Церкви состоялась презентация книги Обложка книги священника А. Плужниковаволгоградского священника Алексия Плужникова «Иллюзии духовной жизни: Что мы ищем в вере?», выпущенная в издательстве Данилова мужского монастыря. Посвящена она различного рода околоцерковным суевериям, язычеству в церковной ограде, «младостарцам», потребительскому отношению к вере и многому другому.

Труд священника Алексия Плужникова, настоятеля храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Волгограде и по совместительству цензора епархиального склада духовной литературы, состоит из его статей разных лет, которые были опубликованы в Интернете. Написаны они живым и легким языком, с массой примеров и цитат, с юмором. Цель книги — поставить читателя на путь избавления от многих духовных болезней, а точнее, от одной: неумения и нежелания за многим внешним видеть Бога, неумения и нежелания жить с Ним. «Основную мысль этой книги хотелось бы выразить словами приснопамятного отца Александра Шмемана из его «Дневников»: «По Евангелию так ясно: Бога любят святые и грешники. Его не любят и, когда могут, распинают «религиозные» люди», — пишет автор в предисловии.

У книги волгоградского священника должен был быть другой подзаголовок: не «Что мы ищем в вере?», а «Что не является верой?». А не является ею все, что парализует работу христианина над своей душой: «Бороться с этими явлениями очень трудно (самая главная борьба происходит внутри собственного сердца.), но можно. Известно, что лечение идет тем лучше, чем точнее поставлен диагноз, а следовательно — и указано верное направление к исцелению».

Итак, «религиозные» люди. Краткая характеристика: живут в Церкви не ради любви и милости Божией, а ради потребления «религиозных услуг», главная цель которых — материальное благо. Спасают, прежде всего, не себя, а ближних, шире — исправляя все, что есть неправильного в Церкви. Не учатся молиться с живым и горячим сердцем, а произносят слова, обращенные к Господу, как магическое заклинание. Стучат по дереву, боятся черной кошки и сглаза, несмотря на регулярное Причастие. Читают низкопробную псевдодуховную литературу-макулатуру, забывая о Евангелии. Вам никого не напоминает эта характеристика? Мне кажется, напоминает.

Позвонила подруга. У ее бабушки тяжелое заболевание, старушка попросила об исповеди и Причастии. Договорились со священником, но вдруг еще один вопрос: «Правда ли, что умерших на Страстной неделе, НИКОГДА нельзя будет поминать ни дома на молитве, ни в Церкви?!!». Подругу кто-то напугал из родственников, да так, что она вдруг утратила все присущее ей здравомыслие — от страха за посмертную участь дорогого ей человека. С этой «иллюзией» мы справились, но сколько их еще образуется, когда подруга будет провожать бабушку в последний путь? Наверное, немало — в каждой местности есть свои «верования», выдаваемые за христианские, посвященные вопросу погребения. Но выход тут только один — не бояться, когда пугают, и не лениться узнавать что-то новое, когда ничего не могут объяснить. Страх и лень — два столпа невежества, отца любых иллюзий, в том числе и духовных. Отец Алексий пытается научить читателя не бояться и не лениться.

Конечно, книга священника Алексия Плужникова неидеальна. Она и не должна быть таковой. Сборник умных статей — не Евангелие, не богодуховенная Книга. «Иллюзии духовной жизни» порой безапелляционна, местами беспощадна к «этим», которые «религиозные» люди, — однако в ней есть истина, главное — читая, слушать себя, думать, а не стремиться тут же давать опровержение. В ней нет человекоугодия и ложного смирения, есть честность и желание помочь. Однако «Иллюзии духовной жизни» — всего лишь капля в море. Вряд ли ее захотят прочитать почитатели Славика Чебаркульского, пензенского старца Алексия и любители запивать «освященную земельку» святой водой. Вряд ли «излечивающиеся» по методу доктора Бутейко захотят немедленно оставить это глупое занятие.

Но хоть кого-то она подтолкнет к переосмыслению своего отношения ко Христу и ко всему, что происходит в Церкви. Хоть кто-то посмотрит на себя и увидит в своей душе зерна фарисейства, ханжества и снобизма. И это — уже удача, путь к исцелению болезней «религиозного» человека.

http://www.taday.ru/text/979 103.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru