Православие и современность | Священник Дионисий Каменщиков | 16.04.2011 |
Христе Боже;
темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе,
Победителю смерти, вопием: осанна в вышних,
благословен Грядый во имя Господне.
Тропарь праздника
За неделю до Светлого Христова Воскресения Церковь отмечает великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим, который еще называется Вербным воскресеньем и Неделей ваий. Великий пост заканчивается в пятницу шестой седмицы, а Лазарева суббота и Вербное воскресенье являются переходом от дней Святой Четыредесятницы к периоду Страстной седмицы. Сегодняшний рассказ — о событиях того воскресного дня, когда Господь в великой славе, окруженный ликующей толпой, вошел в Иерусалим, чтобы совсем скоро «нашего ради спасения» претерпеть страдания и Крестную смерть.
Воскрешение Лазаря
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком (Ин. 11, 44).
Прежде чем говорить о самом Входе Господнем в Иерусалим, вспомним о событиях, тому предшествовавших.
Господь во время Своей земной жизни сотворил множество чудес. Но чудо воскрешения праведного Лазаря прославляется Церковью особо, как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и свидетельство о грядущем воскресении мертвых.
Лазарь был другом Спасителя. Он жил в Вифании — селении, которое находилось на отдалении двух с половиной верст от Иерусалима. У Лазаря было две сестры — Марфа и Мария, знакомые нам и по другим евангельским событиям. Эта семья была любима Господом, и, приходя в Иерусалим, Он останавливался у них, чтобы отдохнуть и скрыться от следовавшей за Ним толпы.
И вот однажды Лазарь заболел и умер. По просьбе Марфы и Марии Господь с учениками и в окружении толпы последователей и завистников прибыл в Вифанию. Лазарь уже четыре дня находился во гробе. Марфа, которая отличалась большей живостью характера, услышав о приходе Спасителя, поспешила Ему навстречу рассказать о случившемся горе. Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой,— со слезами говорила она Спасителю.— Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. (Ин. 11, 21−25).
Марфа пошла и позвала сестру свою Марию, сказав ей: Учитель здесь, и зовет тебя (Ин. 11, 28). Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам воскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его (Ин. 11, 32−36). По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, Господь допускает Своему человеческому естеству воскорбеть, «чтобы утвердить, что Он был Человек по истине, а не по провидению, а частью для того, чтобы научить нас полагать пределы и меру печали и беспечалью».
Когда прибыли ко гробу, Господь повелел, чтобы отвалили камень от входа (гробы в Палестине устраивались в виде пещеры, вход в которую закрывался большим круглым камнем). В палестинском жарком климате покойников хоронили в тот же день, когда человек умирал, так как очень быстро начиналось разложение. Лазарь находился уже четыре дня во гробе, и трупный смрад был так силен, что даже верующая Марфа на слова Спасителя с удивлением сказала: Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? (Ин. 11, 39−40)
Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший, Спаситель возвел очи к небу и вознес молитву, чтобы показать окружающим людям, многие из которых говорили, будто бы Он творит чудеса силою князя бесовского, что Он совершает их в силу Своего полного единства с Богом Отцом. После этого Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет (Ин. 11. 43−44).
Приговор синедриона
…И не подумаете, что лучше нам,
чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин. 11, 50)
Весть об этом великом чуде мгновенно разошлась в народе. Враги Господа пришли в смятение. Первосвященники и фарисеи немедленно собрали синедрион — совет верховного иудейского судилища. Так как совет был закрытым, здесь были «все свои», то члены синедриона прямо поставили вопрос, что делать, чтобы сохранить свою власть и влияние в народе. Некоторые, выступая ревнителями благополучия иудейского народа, говорили о том, что толпа, увлеченная чудесами, может принять Христа за ожидаемого Мессию, который поднимет народное восстание против римлян. Восстание, безусловно, будет подавлено, и, как следствие, Иудея потеряет остатки государственной самостоятельности. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин. 11,. 49−50).
С этого дня положили убить Его (Ин. 11, 53).
«Осанна в вышних!»
Множество же народа постилали
свои одежды по дороге,
А другие резали ветви с дерев
и постилали по дороге. (Мф. 21, 8)
Итак, синедрион вынес Господу смертельный приговор. Узнав об этом, Господь удалился из Вифании и находился в городе Ефраим близ Иерихонской пустыни, пока не пришел час выходить на Свои вольные страдания. Этот путь начался со славного и торжественного входа в Иерусалим.
Господь шел в Иерусалим, чтобы испить чашу искупительных страданий за род человеческий, отдать душу Свою за жизнь мира. Перед этим Он послал двух учеников в селение, находившееся по пути, с поручением привести ослицу и молодого осла. В Палестине было мало коней, и они употреблялись почти исключительно для войны. Сесть на коня означало выйти на войну. В быту и для путешествий употреблялись ослы, мулы и верблюды. В мирное время даже цари и вельможи иудейские ездили на этих животных. Так, Господь, въезжая в Иерусалим верхом на осленке, показывает то, что Он идет с миром. У Спасителя и Его учеников не нашлось дорогой сбруи и бархатных попон. Ученики сняли с себя верхнюю одежду и покрыли ею спину осленка. Не было у Христа и вооруженной свиты. Его окружали любимые ученики. Тем не менее Вход Господень в Иерусалим был окружен особой торжественностью и народным ликованием.
…Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21, 7−9)
«Осанна» в буквальном переводе с древнееврейского языка означает: «спаси же», «даруй спасение». Это восклицание аналогично нашему «да здравствует».
И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского (Мф. 21, 10−11).
Народ, наслышанный о чудесах Христовых, встречал Его как Мессию. Ликованию толпы не было предела. Наверное, никто, кроме Самого Христа, не знал в тот момент, что спустя всего несколько дней эти же люди, увидев, что Господь не собирается поднимать вооруженных восстаний и вести иудейский народ к мировому господству, разочаруется и отвернется от Него. Те же люди, что сейчас постилают под копыта осленка свои одежды и не умолкая возглашают: «Осанна в вышних!», спустя всего несколько дней, утомившись от слов Господа о Небесном Царстве и покаянии, закричат: да будет распят (Мф. 27, 22).
Неделя ваий
Величаем Тя, Живодавче Христе,
осанна в вышних, и мы Тебе вопием:
благословен Грядый во имя Господне.
Вход Господень в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако богослужение всей предыдущей седмицы ваий, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящается Входу Господню в Иерусалим, таким образом, приготавливает верующих к самому празднику.
Во время всенощного бдения, на полиелее, совершается освящение ваий (или ветвей вербы). Освященные ваии раздаются, когда люди подходят к Евангелию и иконе, и затем молящиеся стоят с ними во время чтения канона, символизируя встречу Господа, идущего в Иерусалим. Ветви вербы, которые употребляются в Русской Церкви вместо пальмовых ветвей, служат знамением победы Христа над смертью и предвещают Его Славное Воскресение.
В Вербное воскресенье по уставу разрешается вкушение рыбы. Как сказано в Типиконе: «На трапезе утешение, ядим рыбы и вино пием, благодаряще Бога».
Подготовил Денис Каменщиков http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56 847&Itemid=3