Радонеж | Андрей Рогозянский | 16.04.2011 |
В самом деле, похоже на качественный переход. Огромное число частных мнений по любому вопросу. Православный человек начинает рефлексировать всё без исключения: что говорят о Церкви те или эти, подробности поведения священнослужителей, каждое сообщение, касающееся церковной политики. Если раньше награждение должностного лица или олигарха было чисто протокольным событием, теперь оно замечается всеми и вызывает самые резкие эмоции и заявления, наподобие заявления священников из Удмуртии. В этом есть доля ответственности церковных СМИ, которые выносят на суд любую подробность, но и официальной политики, которая резко поменяла ориентиры. Собирались разбудить активность, самостоятельную позицию, но люди понимают это так, что теперь могут свободно оценивать деятельность иерархии и требовать своего.
Самореализация пришла в Церковь. Нас не устраивал тип смиренного, совестливого прихожанина или рядового священника, который непритязателен, тихо делает своё дело, не привык презентовать себя на публике и довольствуется малым в церковной жизни — пожалуйста, получайте тип деятеля! Только не обижайтесь. Ведь разбудить активность — это малая часть вопроса. Земная Церковь в повседневности составлена из слабых, колеблющихся людей. Все мы только-только вышли из мирской жизни, по выражению преподобного Амвросия Оптинского, как букашки на ветке во время сильного ветра сидим и пищим: «не стряхни, не стряхни.» Поэтому расчёт на то, что церковное сообщество включит резервы, проявит организованность и резко нарастит КПД — этот расчёт изначально «хромал». Сегодня мы уже подходим к черте, за которой становится видно, что происходит нечто незапланированное, противоположное «прорыву», «триумфу» и т. д. Поначалу было мнение, что надо только предоставить свободу, открыть дорогу способностям и идеям. Но сегодня понятно, что со сменой вех церковное пространство превращается в большой базар.
Каждый действует, во что горазд. Если со стороны послушать и посмотреть на то, что сегодня происходит в Церкви и какие полярные, резкие суждения подчас выносят православные священнослужители по одинаковому вопросу, от этого не возникнет не только доверия, но просто голова разболится. «Внутривидовая борьба» между православными получает непримиримые формы. Легче иной раз оппонентам сойтись с неверующим окружением, мировоззренческими и политическими группами по интересам, чем признать близость со своим православным собратом.
Происходит то, что политологи называют «великим политическим пробуждением». Теперь оно перекинулось и на нас. Это очень сложное, смятенное состояние, и ещё неизвестно, куда из него человечество, современная история выйдут. Относительное спокойствие и единомыслие недавнего прошлого начинает казаться потерянным раем, чем-то недостижимым. Получается, что оно более предпочтительно, в плане общественной силы и влияния Церкви, чем амбиции и сильные шумовые эффекты, которые постоянно накладываются один на другой, гасят друг друга и вместе производят какофонию. Но его, это спокойствие, к сожалению, трудно вернуть. О чём говорили и предупреждали заранее.
Мне запомнилось, как владыка Вениамин (Пушкарь), Владивостокский и Приморский, в одном интервью сказал: «Слава Богу, что есть ещё люди, которые краснеют». http://vladivostok.eparhia.ru/blagovest/archive/s_interviews/?ID=1180 Если можно так призывать, то давайте будем чаще краснеть! Давайте пытаться не забыть это, чаще напоминать себе исходный христианский облик. Внешняя активность, влияние, противление злу и т. д. — всё это производные, частные случаи и ситуации. Нормой же была и остаётся тихая красота души. Нагорная проповедь остаётся с нами, она не может устареть и стать несовременной. Нишце в своё время пытался устранить Нагорную проповедь Христа, и вот, многие нынешние выступления по форме и стилю напоминают больше ницшеанские, чем христианские.
Давайте, наконец, в организационном напоре не будем проноситься стадом бизонов по этим замечательным, ангельским качествам. Как выход из проблем, необходимо возвращение к неконфликтному, положительному мышлению. Самореализация для Церкви есть пришлое явление, и она с неизбежностью будет сама себя угрызать и съедать, как змея, кусающая себя за хвост. Мы ответственны за то, чтобы терпеливый, скромный, незлобивый тип человека снова вернул себе интерес и уважение.