Седмицa.Ru | 13.04.2011 |
13 апреля Русская Православная Церковь вспоминает святителя Иннокентия, митрополита Московского, выдающегося миссионера, богослова, этнографа.
Иннокентий (Вениаминов (Попов) Иван Евсеевич; 26.08.1797, с. Анга Верхоленского у. Иркутской губ.- 31.03.1879, Москва), свт. (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня — в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей), митр. Московский и Коломенский, миссионер. Род. в семье пономаря церкви с. Анга Евсевия Попова. В 6-летнем возрасте лишился отца и был отдан на воспитание дяде, диак. Димитрию Попову. В 1806 г. переехал в Иркутск и поступил в семинарию, где учился до 1818 г. и был одним из лучших учеников. В 1814 г. ректор архим. Павел (Некрасов) присвоил юноше новую фамилию Вениаминов в память о недавно скончавшемся Иркутском еп. Вениамине (Багрянском). В 1817 г. женился на дочери священника Е. И. Шариной. В семье было 7 детей, один из к-рых стал впосл. протоиереем (см. Г. И. Вениаминов, прот.). 13 мая 1817 г. рукоположен во диакона для служения в Благовещенской ц. Иркутска, 18 мая 1821 г.- во иерея к той же церкви. В 1818 г. назначен учителем 1-го класса церковноприходской школы, снискал расположение прихожан.
В 1823 г. Иркутский еп. Михаил (Бурдуков) получил предписание от Святейшего Синода отправить на Алеутские о-ва, входившие в состав владений России, миссионера для христ. просвещения местных жителей. Никто из местного духовенства не хотел ехать, предложение принял только свящ. Иоанн. 7 мая 1823 г. он вместе с семьей выехал из Иркутска, путь пролегал по р. Лене, затем от Качуга до Якутска, на лошадях до Охотска, далее по Охотскому м. и Тихому океану до о-ва Ситка (Баранова). 29 июля 1824 г. свящ. Иоанн прибыл на о-в Уналашка. К моменту его приезда мн. алеуты были крещены, но не имели наставника. Вениаминов возвел на о-ве Уналашка деревянную ц. в честь Вознесения Господня, лично соорудил престол, иконостас, к-рый покрыл позолотой. Ему помогали алеуты, обученные им плотничеству, столярному и кузнечному делу, каменной кладке. 29 июня 1826 г. освятил церковь и совершил в ней 1-ю литургию. Насадил на безлесном о-ве рощу (сохранилась, охраняется местными властями). В 1826—1833 гг. инспектировал свой приход (о-ва Уналашка, Прибылова и Лисьи), проводил пастырские беседы, крещения. В 1829 г. совершил 2 плавания на Аляску в сел. Нушагак, где проповедовал среди лисьевских алеутов. Для местных жителей свящ. Иоанн открывал воскресные и церковноприходские школы, больницы, богадельни, сиротский дом, помогал строить удобные деревянные жилища.
Добрые качества, присущие алеутскому народу, создавали благодатную почву для усвоения христ. учения. В результате распространения Православия исчезали такие обычаи, как убийство престарелых родителей. Алеуты, практиковавшие многоженство и беспорядочные половые связи, получали новые нравственные правила. Одним из слагаемых успеха проповеди пастыря было то, что он избегал насилия в вопросах веры: терпеливо ждал, когда просвещаемые им добровольно изъявят желание креститься, отказывался поощрять крещенных подарками. Свящ. Иоанн считал важным сохранять национальную самобытность народов, не подчинять миссионерскую проповедь задаче русификации: «…Надобно стараться вывесть дикаря из его грязной жизни; но, очищая нечистоту с его тела, надобно быть осторожным, чтобы не содрать с него и природной его кожи и тем не изуродовать его. Надобно выводить дикарей из мрака невежества на свет познаний, но осторожно, чтобы не ослепить их…» (Творения. 1888. Т. 3. С. 485).
Свящ. Иоанн освоил алеутский язык, создал алеутский алфавит на кириллической основе, сформулировал основы грамматики. С помощью алеута И. Панькова перевел на алеутский язык «Начатки христианского учения или Краткую священную историю и Краткий катихизис» свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского (книга была издана в С.-Петербурге в 1834 г. и стала первой опубликованной на алеутском языке). Также перевел Евангелие от Матфея, наиболее употребительные молитвы и церковные песнопения, составил и в 1836 г. опубликовал первый алеутский букварь. Среди проповедей свящ. Иоанна на Алеутских о-вах наиболее известны «Слово на день святителя Николая и тезоименитства государя императора Николая Павловича» (1827), «Слово в неделю Сыропустную и день святителя Иннокентия» (1828), «Слово в великий пяток» (1836), «Слово в неделю пятую Святого поста» (1838) и др. Его главный катехизаторский труд «Указание пути в Царствие Небесное» (1833) был сначала написан на алеутском языке и представлял собой огласительные беседы к алеутам; впосл. переведен на рус. (выдержал более 50 изданий), якут., алтайский, шорский, монг. и др. языки, став одним из лучших пособий для правосл. миссионеров.
За успешные пастырские труды свящ. Иоанн в 1834 г. был награжден наперсным крестом и переведен на о-в Баранова в порт Новоархангельск — адм. центр Рус. Америки. Совершал службы в ц. арх. Михаила, собрал большие часы для колокольни. В 1834—1839 гг. проповедовал у колошей (тлинкитов), к-рые относились к Православию недоверчиво. В 1836—1837 гг. о-в Баранова был охвачен эпидемией оспы. Свящ. Иоанн призывал тлинкитов делать прививки, чем не только спас, но и подвиг многих из них к обращению в Православие. На о-ве организовал несколько духовных уч-щ, больницу и сиротский дом. В 1836 г. совершил поездку в Калифорнию, в Форт-Росс, где служил в Троицкой часовне.
Приехав в Рус. Америку, свящ. Иоанн занялся географическими, этнографическими и лингвистическими исследованиями, к-рые легли в основу ряда трудов. Первое место среди них занимают фундаментальные 3-томные «Записки об островах Уналашкинского отдела», за к-рые автор в 1841 г. был награжден Демидовской премией. Исследование содержит материал по истории, этнографии, лингвистике, минералогии, флоре и фауне Алеутских о-вов, а также архипелага Александра. Из материалов 3-томника сложились отдельные очерки «Население русских владений в Америке и разделение его», «Мифологические предания и суеверия колошей, обитающих на северо-западном берегу Америки», «Способности и браки алеутов» и др. Свящ. Иоанн выдвинул гипотезу, что алеуты были первым народом, населявшим Алеутские о-ва, и пришли туда из Азии. Путем опросов собрал данные о первых рус. поселениях на о-вах, привел статистические сведения о рус., креольском и аборигенном населении Рус. Америки. Отметил существенные сдвиги в материальной и духовной культуре алеутов и тлинкитов, вызванные рус. влиянием. Писатель И. А. Гончаров отзывался о «Записках»: «…Прочтя эти материалы, не пожелаешь никакой другой истории молодого и малоизвестного края. Нет недостатка ни в полноте, ни в отчетливости по всем частям знания: этнографии, географии, топографии, натуральной истории: но всего более обращено внимания на состояние церкви между обращенными… Книга эта еще замечательна тем, что написана прекрасным, легким и живым языком» (Гончаров. 1986. С. 533). К др. крупным научным трудам свящ. Иоанна относятся «Опыт грамматики Алеутско-Лисьевского языка» (в 1836 г. рукопись была послана в С.-Петербургскую АН; удостоилась положительной рецензии востоковеда Я. И. Шмидта и получила поощрительную премию АН) и «Замечания о колошенском и кадьякском языках и отчасти о прочих российско-американских с присовокуплением российско-колошенского словаря». Свящ. Иоанн первым подверг исследованию неизвестные лингвистике языки, изучил их грамматику. Его анализ показал, что алеутский язык сильно отличается от языков амер. индейцев и имеет родство с эскимосскими языками («языками гренландского корня»), в XX в. этот факт стал в мировой науке общепризнанным.
8 нояб. 1838 г. свящ. Иоанн отправился в С.-Петербург, чтобы ходатайствовать перед Синодом об организации в Сев. Америке постоянной миссии и о разрешении печатать собственные переводы священных книг на алеутский язык. В столице в июне 1839 г. был принят Новгородским и С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) и обер-прокурором Святейшего Синода гр. Н. А. Протасовым, к-рому представил «Обозрение православной церкви в Российских поселениях в Америке, с своим мнением об улучшении состояния оной». В «Обозрении…» свящ. Иоанн предлагал учредить в Сев. Америке постоянную миссию, увеличить количество церквей и численность причта, изменить условия работы и оплаты труда миссионеров-священников. Ввиду отдаленности территории от епархиального центра (Иркутска) он настаивал на расширении властных полномочий благочинного, чтобы тот мог перемещать священников в зависимости от нужд епархии, за недостойное поведение наказывать вплоть до запрещения в священнослужении и высылки без предварительного донесения епархиальному начальству. Затем свящ. Иоанн поехал для сбора пожертвований в Москву, где познакомился со свт. Филаретом (Дроздовым), прот. И. Н. Рождественским, представителями фамилий Шереметевых, Свербеевых, Чаадаевых, благотворительницей Т. Б. Потёмкиной, К. С. Аксаковым и А. С. Хомяковым. В Москве свящ. Иоанн занимался публикацией своих научных трудов и переводов. В 1839—1840 гг. вышли в печати «Краткий христианский катехизис» и Евангелие от Матфея на алеутском языке, а также «Указание пути в Царствие Небесное» и др.
25 дек. 1839 г. в С.-Петербурге Вениаминов был возведен в сан протоиерея. В нач. 1840 г. получил известие кончине супруги в Иркутске. 30 апр. 1840 г. Синод по его записке вынес определение об образовании постоянной миссии в Сев. Америке и учреждении благочиннического ведомства над местным духовенством. Прот. Иоанну поручалось составить и представить Синоду особую инструкцию, определяющую права и обязанности духовенства в Сев. Америке. Исполняя это поручение, он в сент. 1840 г. написал «Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру» (утверждено указом Синода от 10 янв. 1841). «Наставление…» стало инструкцией для мн. поколений правосл. миссионеров. Прот. Иоанн требовал от них твердой веры и любви к обращаемым, смирения и кротости в беседах и в проповедях, дружелюбного отношения к тем, кто не желает принять Крещение. Он указывал: «…Догматов веры и сущности деятельного учения держаться надлежит так твердо, чтобы ничего противного им не говорить и не допускать, хотя бы угрожала тебе явная смерть. Но снисхождение новообращающимся, яко младенцам в вере, в рассуждении нек-рых недостатков обрядовых необходимо надлежит оказывать, частию по местным обстоятельствам, частию в ожидании утверждения их в вере и в жизни» (Избранные труды свт. Иннокентия. 1997. С. 171).
Митр. Филарет (Дроздов) убедил прот. Иоанна принять постриг. 29 нояб. 1840 г. в ц. прп. Сергия на Троицком подворье в Москве митр. Филарет постриг его в монашество с именем Иннокентий в честь Иркутского свт. Иннокентия (Кульчицкого); 30 нояб. в той же церкви возвел его в сан архимандрита. 1 дек. 1840 г. состоялась аудиенция И. у имп. Николая I, к-рый сообщил, что утвердил постановление Синода от 29 нояб. 1840 г. об учреждении отдельной Камчатской епархии и решил по представлению Синода назначить И. епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. 13 дек. состоялось наречение, а 15 дек. в Казанском соборе С.-Петербурга прошла хиротония, к-рую возглавил митр., экзарх Грузии Иона (Васильевский). 10 янв. 1841 г. И. выехал в Москву, 30 янв. побывал в Троице-Сергиевой лавре, МДА, где уговорил нек-рых студентов поехать в Америку, познакомился с инспектором академии архим. Евсевием (Орлинским; впосл. архиепископ Могилёвский). По пути в Америку останавливался во Владимире, Н. Новгороде, Казани, Перми, Екатеринбурге, Томске, Тобольске, Иркутске, Якутске, служил в соборах, знакомился с местными епископами, духовенством и мирянами. 27 сент. 1841 г. прибыл на о-в Баранова в Новоархангельск, ставший центром новой епархии.
Миссионерская и просветительская деятельность И. распространялась на народы Аляски и Алеутских о-вов, а также Вост. Сибири и Дальн. Востока: якутов, тунгусов (эвенков), чукчей, камчадалов, коряков и др. В 1842 г. по его инициативе была основана Нушагакская миссия на р. Нушагак на Аляске, с центром в Ново-Александровске, под рук. его зятя, свящ. Ильи Петелина. В 1843 г. направил свящ. Романа Верещагина на р. Анадырь для миссионерской работы среди чукчей, т. о. было положено начало деятельности Анадырской миссии. В 1844 г. основал Куикпакскую миссию в междуречье Куикпака (Юкона) и Кускокуима среди юпиков и атабасков, во главе поставил свящ. прав. Иакова Нецветова. В 1845 г. И. поддержал деятельность основанной в 1841 г. Кенайской миссии, отправив на п-ов Кенай иером. Николая, приглашенного им в Америку из Вифанской ДС. Об успешной деятельности образованных им миссий И. сообщил в письме митр. Филарету от 22 июля 1847 г.: «…Посильные действия и труды наших миссионеров Господь благословляет видимыми успехами. В 1845 г. и половине 1846 г. окрещены тысяча человек. В том числе более ста чукоч азиатских (в Анадырске). Самое большое число обращено в Куикпакской миссии (298 душ) и осталось много оглашенных». (Барсуков. 1883. С. 238.).
Необходимость личного участия в делах миссий и приходов побуждала И. отправляться в далекие рискованные путешествия по Камчатскому краю и Вост. Сибири. В 1842—1843 гг. он объехал всю епархию. Выехал из Новоархангельска 8 мая 1842 г., в пути побывал на о-вах Уналашке, Еловом (ныне Спрус), Атхе, Унге, Прибыловых и Беринга. 19 авг. прибыл в Петропавловск (ныне Петропавловск-Камчатский), где служил в соборе св. апостолов Петра и Павла, 17 сент. освятил в нем придельный храм. Затем совершил переход через Чукотку до Охотска на собаках и оленях. Занимался устройством епархиальных дел, организацией миссий среди местных народов. Преодолев более 5 тыс. верст, 6 сент. 1843 г. вернулся на о-в Баранова. Результаты поездки отразились в путевом журнале И., представленном им в Синод. В нем были охарактеризованы особенности усвоения Православия местными жителями, а также определены задачи миссии: утверждение благочестия в пастве, повторное обращение отпавших от Православия, просвещение язычников.
В 1845—1846 гг. И. осуществил в2-е путешествие по Камчатской епархии, 2 июня 1845 г. прибыл в Петропавловск. 1 дек. того же года открыл в Новоархангельске ДС на базе ДУ, взамен закрытой им ранее семинарии в Петропавловске. В ДС обучались креолы и туземцы. Как и основанная И. в 1843 г. миссионерская школа в Новоархангельске, она послужила укреплению Православия среди алеутов, тлинкитов и креолов, населявших Аляску и примыкавшие к ней о-ва. В этот период И. высказывал и общие взгляды об устройстве народного образования в России. 2 июля 1845 г. в письме к обер-прокурору Протасову он писал, что задачей просвещения должно быть укоренение прежде всего благочестия и нравственности среди детей: «Измерение просвещения народного числом грамотеев, кажется, очень может быть ошибочно, потому что грамотность без нравственности у простого народа есть то же, что нож у своевольного ребенка. Кто, большею частию, причиной различных расколов? — Безнравственные грамотеи. И, следовательно, кто опаснее для спокойствия Отечества? — Безнравственные грамотеи» (Избранные труды свт. Иннокентия. 1997. С. 202). И. считал необходимым обучение детей при церквах и возложение преподавания на священников под надзором благочинных и архиереев.
С мая 1846 по авг. 1847 г. И. путешествовал по Камчатке и Охотской обл. с длительной остановкой в Аяне, занимался обозрением и строительством церквей и часовен рассматривал донесения от миссионеров Кенайской и Куикпакской миссий. К 1848 г. под наблюдением И. был возведен новый 3-престольный кафедральный собор арх. Михаила в Новоархангельске; в 1841—1850 гг. построены церковь в архиерейском доме и церковь для тлинкитов в Новоархангельске, новые храмы в Кенае, Нушагаке и Куикпаке. В мае 1849 — апр. 1850 И. совершил 4-е путешествие для обозрения Камчатской епархии, об обстоятельствах и результатах к-рого доложил Синоду в отчете от 5 мая 1850 г. Святитель предлагал открыть новые миссии для тлинкитов и чукч, присылать больше миссионеров и средств, оказать помощь в устроении мон-ря и правосл. братства на Камчатке, увеличить оклады клирикам камчатских и охотских церквей. Указывал на недостаток церквей на Камчатке, а также больниц и богаделен при церквах, отмечал увеличение правосл. паствы в епархии (с 16 268 чел. в 1841 г. до 23 130 чел. в 1849 г.). И. посылал миссионеров на Курильские о-ва: в 1849 г. свящ. Никиту Омфорского, в 1850 г. иером. Сергия, к-рый в 1851 г. доложил о массовом крещении курильцев.
21 апр. 1850 г. указом Синода за успешную миссионерскую деятельность И. был возведен в сан архиепископа. В ходе путешествия по Камчатке в авг. 1850 г.- апр. 1851 г. учредил Гижигинскую миссию во главе со свящ. Львом Поповым. С янв. по май 1852 г. неофициально был в Якутске, знакомился с положением церковных дел в Якутской обл., к-рая готовилась к переводу из Иркутской епархии в Камчатскую. 9 мая 1852 г. в Якутске освятил средний придел новой каменной ц. в честь Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца. По итогам поездки 5 июня 1852 г. подал «Записку о разных предметах, касающихся церквей и причтов по Якутской области» на имя ген.-губернатора Вост. Сибири Н. Н. Муравьёва-Амурского, в к-рой предлагал увеличить штаты причтов, перевести на якут. язык священные книги. Указом Николая I от 26 июля 1852 г. Якутская обл. была присоединена к Камчатской епархии. 26 дек. того же года Синод распорядился о переводе архиерейской кафедры и семинарии из Новоархангельска в Якутск.
11 сент. 1853 г. И. прибыл на место новой резиденции в Якутск, вступил в управление Спасским мон-рем.И. стремился обновить и украсить церкви, повысить содержание причту, помогать бедным священно- и церковнослужителям и мирянам. Учредил Комитет для перевода лит-ры на якут. и тунгусский (эвенк.) языки под председательством свящ. Димитрия Хитрова (впосл. Уфимский еп. Дионисий). В 1857—1858 гг. под наблюдением И. и прот. Д. Хитрова по благословению Синода в Московской синодальной типографии были изданы 8 книг на якут. языке, в т. ч. Евангелие, «Краткая грамматика якутского языка» прот. Д. Хитрова, труд И. «Указание пути в Царствие Небесное». Книги были привезены в Якутию для распространения, часть из них пополнила б-ку Троицкого кафедрального собора Якутска.
В янв.-февр. 1854 г. И. совершил инспекторскую поездку по Якутской обл., проехав ок. 4 тыс. верст для обозрения церквей и приходов. В апр.-мае того же года участвовал в 1-м плавании по р. Амур, в к-ром его сопровождал сын свящ.-миссионер Г. Вениаминов. В ходе Крымской войны, будучи в Аяне, в июле 1855 г. И. совершил молебен о даровании победы над неприятелем, подвергся кратковременному аресту англ. офицерами. По ходатайству святителя с 1855 г. Синод разрешил проведение массовых крещений в Якутии и строительство новых часовен в Камчатской епархии. 11 февраля 1856 г. И. отправился во 2-ю миссионерскую поездку по Амуру. Архиерея сопровождали военный губернатор Забайкальской обл. М. С. Корсаков и Муравьёв-Амурский. Миссионеры побывали в китайском г. Айгунь. Итогом поездки стала обширная записка И. «Нечто об Амуре» (1856), в к-рой он обосновывал цели занятия берега Амура Россией: отдаленную — использование пространств побережья для колонизации русскими этих земель — и ближайшую — обеспечение выгодных путей торговли по Амуру, открывавших возможность для снабжения Камчатки и Приморья дешевым хлебом. И. отмечал удобство Амура для судоходства, определял места предполагаемого заселения территорий и способы его проведения. 22 янв. 1857 г. в письме к министру народного просвещения А. С. Норову И. обосновал идею создания Сибирского ун-та в Иркутске с целью подготовки людей для службы в Сибири. В годы службы в Якутске общался с Гончаровым, оставившим воспоминания о встречах с И. в книге «Фрегат „Паллада“», и кн. П. А. Кропоткиным. Гончаров называл И. «величайшим патриотом».
В авг. 1857 — янв. 1858 г. И. находился в С.-Петербурге для присутствия в Синоде. Добился одобрения проектов переноса кафедры Камчатской епархии из Якутска на Амур и об учреждении новых вик-ств. Указом имп. Александра II от 11 янв. 1858 г. были учреждены 2 вик-ства Камчатской епархии — в Якутске и Новоархангельске. 29 марта 1859 г. в иркутском Воскресенском храме И. участвовал в хиротонии архим. Петра (Екатериновского) во епископа Новоархангельского, а 6 марта 1860 г.- архим. Павла (Попова) во епископа Якутского. 9 мая 1858 г. вместе с Муравьёвым-Амурским в казачьей станице Усть-Зейской заложил ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы. По инициативе И. Усть-Зейская станица была переименована в Благовещенск, это дало начало основанию города. 16 мая того же года между Россией и Китаем был заключен Айгунский договор, согласно к-рому земли Амурского края переходили к России. По этому поводу 18 мая в Благовещенске И. отслужил благодарственный молебен. В особой речи, обращенной к Муравьёву-Амурскому, отметил значение присоединения края как для России, так и для правосл. Церкви. 22 июня в Мариинском посте И. освятил 1-й правосл. храм на берегах Амура. Отныне умножение церквей и приходов, обустройство причтов на Амуре стало одной из его главных забот. В 1859 г. открыл 5 новых приходов на Амуре, направил туда священников, руководил работами по переносу архиерейской кафедры в Благовещенск. 19 июля 1859 г. в Троицком соборе Якутска И. совершил 1-ю литургию на якут. языке. По отзывам современников, это событие имело чрезвычайное значение для жизни края. Участвовал в разработке Пекинского договора, подписанного 2 нояб. 1860 г. и закрепившего за Россией Уссурийский край. В сент. 1861 г. вместе с начальником рус. эскадры на Дальн. Востоке контр-адмиралом И. Ф. Лихачёвым посетил о-в Хакодате в Японии, общался с начальником Японской духовной православной миссии равноап. архим. Николаем (Касаткиным; впосл. архиепископ Японский). В 1862 г. прибыл в Благовещенск — свою новую резиденцию.
К нач. 1859 г. И. и Муравьёвым-Амурским были совместно разработаны и утверждены «Правила об обеспечении духовенства в Амурской и Приморской областях». Их появление было вызвано пониманием И. общего нестроения приходской жизни: ослабления духовно-нравственной связи между пастырями и пасомыми, формального исполнения обязанностей первыми и равнодушия последних к содержанию духовенства. «Правила…» вносили серьезные преобразования в строй церковноприходской жизни региона, вводили новые самоуправляющиеся организации — всесословные церковные советы, задачей к-рых было удовлетворение всех нужд церквей и причтов, обеспечение священно- и церковнослужителей. На советы возлагались широкие просветительские и благотворительные функции в приходе, И. считал их необходимыми для устройства гражданского быта в крае. По одобрении Синодом 23 дек. 1859 г. «Правила…» были утверждены Александром II. Инициатива Синода об их распространении на все епархии империи (кроме западных) была отклонена светскими властями. Нек-рые идеи «Правил…» отразились в положении «О приходских попечительствах при православных церквах» от 2 авг. 1864 г. Но в отличие от «Правил…», оставлявших всю церковную кассу в ведении церковных советов, положение предусматривало изъятие основной части церковных доходов в пользу консисторий и Синода. В самой Камчатской епархии «Правила…» не привели к ожидаемому подъему церковноприходской жизни. Единственный церковный совет был ненадолго открыт в Благовещенске. Повеления об открытии советов в Николаевске (ныне Николаевск-на-Амуре) и др. местах выполнены не были. В прошениях в Синод И. предлагал главным источником строительства церквей сделать казенные ассигнования ввиду пассивности и бедности прихожан. Благосклонно отозвался о книге свящ. И. С. Беллюстина «Описание сельского духовенства» (Лпц., 1858), считал, что «в ней правды много». Поддерживал реформаторские начинания правительства Александра II, в т. ч. отмену крепостного права, ратовал за уменьшение засилья светской бюрократии в делах церковного управления, поднятие значения и власти архиереев, оживление приходской жизни. Положительно оценил факт продажи США рус. владений в Америке, видел в этом путь Провидения к утверждению Православия в Америке и предлагал провести ряд неотложных мер по устройству там правосл. Церкви.
4 апр. 1865 г. И. был назначен членом Синода. После кончины митр. Филарета 5 янв. 1868 г. указом Александра II И. был назначен митрополитом Московским и Коломенским. Прибыл в Москву 25 мая того же года. Стиль управления епархией И. характеризовался открытостью, доступностью, простотой обращения, мягкостью и терпимостью по отношению к людям, стремлением дать простор их творчеству и инициативе. Святитель окружил себя талантливыми помощниками, среди них викарный еп. Дмитровский Леонид (Краснопевков), ректор МДА прот. Александр Горский, прот. Алексий Ключарёв (впосл. Харьковский архиеп. Амвросий), архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев; впосл. еп. Угличский), священники Александр Иванцов-Платонов, Платон Капустин и др. Среди светских сотрудников И. были губернатор Москвы кн. В. А. Долгоруков, гос. деятели П. Н. Батюшков и кн. В. А. Черкасский, писатели И. С. Аксаков и Д. Ф. Самарин, историки С. М. Соловьёв и М. П. Погодин, предприниматели Ф. В. Чижов, П. В. Щапов, В. М. Бостанжогло, И. И. Четвериков. Выдающаяся работоспособность, исключительная память, талант администратора позволяли И. до последних месяцев жизни, несмотря на прогрессирующую потерю зрения, оставаться действующим митрополитом, держать одновременно под своим контролем множество разнообразных дел, о чем свидетельствуют выявленные в архивах тысячи его собственноручных резолюций.
Главная идея, к-рую И. пытался реализовать в последний период служения, — восстановление соборного устройства рус. Церкви, наиболее отвечающего правилам апостолов и св. отцов. Синод он планировал разгрузить от мелких дел и занять его прежде всего подготовкой достойных священнослужителей. Еп. Леонид писал, что «владыка очень скорбно говорил о том, что церковь не имеет самостоятельности, что у членов Синода подвязаны крылья и что нет никакого попечения о ее делах» (Свт. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, и его наследие. 2000. С. 4). Он пытался отстаивать свой план во время 1-го приезда в С.-Петербург в сане митрополита (нояб. 1868 — апр. 1869 г.), но не встретил поддержки светской бюрократии. 17 янв. 1869 г. состоялась аудиенция И. у Александра II, в ходе к-рой святитель рассказал о нуждах епархии и поставил вопрос о соборном устройстве Церкви. Однако император не дал хода соборной реформе. Разработке теоретических вопросов реформы церковного управления были посвящены составленные И. в С.-Петербурге записки «О порядке избрания и испытания лиц, назначаемых на епископскую кафедру» и «О разделении епархий на округи». В др. записке «О порядке избрания и испытания лиц на священнические места» И. предложил расширить возможности получения вакансий лицам из духовного сословия и вместе с тем ужесточить испытания для кандидатов в священники с целью предотвращения попадания в духовную среду безнравственных и случайных людей. В 1869 г. пытался также реализовать проект введения общежития во всех мон-рях России, но не был поддержан членами Синода, к-рые ограничились рекомендацией переводить обители на общежительный устав.
И. регулярно участвовал в богослужениях в храмах столицы, в московских крестных ходах в дни главных церковных праздников. И. освятил неск. церквей и придельных храмов в епархии, в т. ч. в здании московской городской больницы на Калужской ул., при Владычне-Покровской общине сестер милосердия, Воскресенскую ц. в Новоиерусалимском в честь Воскресения Христова мон-ре, ц. в честь Преображения Господня в Наливках и др. Святитель активно содействовал обустройству храма Христа Спасителя: при нем было окончено оштукатуривание, облицованы стены, созданы главный иконостас и малые иконостасы для приделов св. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца, устроены мраморные киоты в придельных алтарях и др. В ведении И. было назначение священных изображений для росписи храма. Указания святителя также легли в основу плана внутреннего устройства главного алтаря. 9 мая 1876 г. принял участие в закладке алтаря, окропил св. водой место престола и совершил молебен. И. ходатайствовал в Синоде о придании храму статуса кафедрального собора (что было реализовано после его смерти в 1880).
В новых уставах духовных семинарий и духовных уч-щ, утвержденных 14 мая 1867 г., И. видел «семя анархии в Церкви»: умаление власти епархиального архиерея, введение выборного начала и установление преобладания светского элемента в ущерб духовному. 9 апр. и 3 мая 1869 г. отправил 2 докладные записки с критикой уставов обер-прокурору Синода Д. А. Толстому. И. считал необходимой на фоне распространения материалистических и позитивистских учений правильную постановку духовного образования, целью к-рого должна стать подготовка не ученых, а благочестивых пастырей. Решительно настаивал на усилении позиций духовенства и епископата в учебном процессе и на воспитании благочестия в студентах семинарий и уч-щ. 6 мая 1869 г. замечания И. были отвергнуты Синодом. Духовно-учебные заведения Московской епархии пользовались большой заботой и вниманием святителя. В МДС на средства кафедры он устроил параллельные классы, отремонтировал актовый зал. В 1873 г. И. основал Московское епархиальное уч-ще иконописания и ремесел, относящихся к украшению храмов, для бедных детей и сирот близ ц. в честь иконы «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке. В 1875 г. старый Филаретовский дом призрения был преобразован им в Филаретовское жен. уч-ще для бедных дочерей духовенства. Для пополнения доходов по духовно-учебной части взимались специальные процентные сборы с церквей епархии, выплачивались стипендии и пособия бедным ученикам. Благодетельным было попечение И. над МДА. Не смотря на неполное согласие со всеми положениями нового устава духовных академий (1869), И. способствовал его проведению в жизнь. После отмены в МДА естественнонаучных дисциплин он учредил в 1869 г. кафедру естественнонаучной апологетики во главе с проф. Д. Ф. Голубинским, устраивал пенсии и дополнительные пособия преподавателям академии. Освятил устроенную в 1869 г. первую академическую церковь в зале МДА. И. разрабатывал план преобразования духовно-судебного дела, в записке «Мысли о церковном суде» (1873) предлагал наделить архиереев всей полнотой судебной и адм. власти над причтами во вверенных им епархиях, однако проектируемая реформа не состоялась.
Во время служения в Москве И. активно занимался благотворительностью. В 70-х гг. XIX в. были основаны благотворительные учреждения в с. Остров Подольского у. (богадельня, больница и уч-ща для бедных духовного звания) при Угрешском во имя свт. Николая мон-ре под рук. прот. П. Капустина и прп. архим. Пимена (Мясникова), Владычне-Покровская община сестер милосердия под началом игум. Митрофании (Розен), противораскольническое Братство свт. Петра митрополита, Братство равноап. Марии Магдалины, к-рое покровительство множеству жен. учебных заведений Московской епархии, приходские попечительства при московских церквах. Митрополит прилагал усилия по созданию эмеритальной кассы для духовенства. Его забота о духовенстве выражалась и в помощи при покупке домов для церковных причтов, приобретении и сдаче в аренду церковных земель, в частых хлопотах о назначении пенсий и пособий заштатным священно- и церковнослужителям. И. часто бывал в поездках по мон-рям епархии, любимым местом его посещений стала Троице-Сергиева лавра. Он заботился о ее монахах, устраивал бесплатные столовые и гостиницы для приходящих бедных богомольцев, безуспешно пытался добиться освобождения принадлежащих ей торговых заведений от налогов.
И. обратил внимание на ошибки в нек-рых изданиях Синодальной типографии. По его инициативе в 1869 г. возник возглавляемый им Комитет для пересмотра слав. текста Евангелия, Апостола, Следованной Псалтири, Требника и Часослова. Материалы работы комитета передавались в Синод. И. много сделал для московской паствы как просветитель. При его поддержке в 1869 г. была основана первая газета московского духовенства «Московские епархиальные ведомости». И. наладил периодические выпуски изданий Общества любителей духовного просвещения: «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» и «Воскресные беседы». При И. б-ка Общества впервые стала публичной, была заведена собственная типография Общества и типографская школа при нем, открывались народные читальни, созданы 2 новых отдела Общества — распространения духовно-нравственных книг и иконоведения. И. организовал издание в Троице-Сергиевой лавре «Троицких листков» для народа, к-рые начали выходить в 1879 г.
Назначение И. на Московскую кафедру создало благоприятные условия для дальнейшего развития миссионерского дела в России. Еще 10 мая 1848 г. в письме к Норову он высказал идею создания Миссионерского об-ва в России, подобного Миссионерскому об-ву в Англии, для распространения и утверждения христианства между подвластными народами. В 1869 г. вместо малоуспешного Миссионерского об-ва (в С.-Петербурге) И. основал Православное миссионерское общество (ПМО) (открыто 25 янв. 1870 г.) с центром в Москве и стал его первым председателем. Привлек к сотрудничеству представителей деловых кругов, московского ученого духовенства и светской интеллигенции. Под рук. И. была создана разветвленная сеть местных комитетов ПМО, охватившая к концу его жизни более половины епархий в России. Под контролем И. оказывалась помощь как духовным миссиям (Алтайской, Иркутской, Забайкальской), так и действующим миссионерам (М. И. Кабановой, Н. П. Григоровскому, И. Я. Яковлеву и др.). Влияние ПМО было распространено не только на Сибирь и Дальн. Восток, но и на Кавказский край (1878), в его попечение была отдана Японская духовная миссия (1875). Об-во содействовало Гурия Казанского свт. братству в открытии миссионерского приюта в Казани и Переводческой комиссии. В 1874 г. И. основал периодический орган ПМО ж. «Миссионер». Московский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь при И. стал миссионерским центром, призванным готовить миссионеров и принимать их во время поездок. При мон-ре И. создал переводческий и издательский отделы, миссионерский архив и б-ку, а также первый в России Миссионерский ин-т (1870). С 1873 г. по инициативе И. ежегодно в Неделю Православия во всех храмах империи проводились проповеди о миссионерском деле. По ходатайству святителя были введены дополнительные надбавки к годовому жалованию миссионеров за каждые 5 лет службы. В 1877 г. положил начало строительству миссионерской Боголюбской часовни в Москве (открылась в 1880). По предложению И. были сняты нек-рые существовавшие ранее законодательные ограничения при крещении язычников (в 1880).
Будучи митрополитом Московским И. не оставлял своим вниманием и бывшую паству. В 1870 г. благодаря его ходатайству были учреждены самостоятельные епархии: Якутская и Вилюйская (ее первым епископом стал свт. Дионисий (Хитров)) и Алеутская и Аляскинская (кафедру занял еп. Иоанн (Митропольский)). И. занимался определением штата Алеутской епархии, избранием лиц для служения в Америке. Содействовал созданию в Москве часовни Русского вмч. Пантелеимона мон-ря, открывшейся 11 февр. 1873 г. Сотрудничал с Московским слав. комитетом в деле помощи правосл. народам Османской империи, опекал студентов-славян в МДА, содействовал созданию в 1873 г. Сербского подворья в Москве, устроению приюта для девочек-славянок при московском во имя прп. Алексия, человека Божия, мон-ре. Во время русско-тур. войны (1877−1878) 23 апр. 1877 г. в Успенском соборе Московского Кремля И. благословил отправляющегося в действующую армию Александра II на победу над врагом. В дальнейшем служил молебны по случаю успехов рус. войск, организовывал пожертвования московского духовенства на нужды армии. По инициативе И. было создано Николаевское попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов при Братстве равноап. Марии Магдалины, а при Угрешском мон-ре устроена лечебница для раненых воинов. В конце жизни И. хлопотал по назначению 1-го епископа в Японию, им стал равноап. Николай (Касаткин) в 1880 г.
Награжден орденами св. Анны 3-й (1835) и 2-й (1840) степени, св. Александра Невского (1856) и алмазными знаками к нему (1862), св. Владимира 1-й степени (1867), св. Андрея Первозванного (1872). В 1846 г. избран членом-сотрудником, а в 1869 г. почетным членом Рус. географического об-ва, в 1868 г.- почетным членом Московского ун-та, в 1869 г.- почетным попечителем Об-ва любителей духовного просвещения и почетным членом Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском ун-те. Среди близких знакомых святителя были ученые, мореплаватели, первопроходцы Ф. П. Литке, Г. И. Невельской, К. Т. Хлебников, В. С. Завойко, Ф. П. Врангель и др.
5 апр. 1879 г. И. был погребен рядом с могилой свт. Филарета (Дроздова) в ц. во имя св. Филарета Милостивого Троице-Сергиевой лавры. И. завещал не говорить на похоронах хвалебных слов, а произнести лишь общее поучение на любимые им слова «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс 36. 23). Еп. Амвросий (Ключарёв) при отпевании у гробницы И. произнес яркую проповедь на этот стих (см.: Московские ЕВ. 1879.. 16. С. 128−130; ЖМП. 1979.. 3. С. 30−33). В советский период потомки И. подверглись политическим репрессиям. Внук святителя, прот. домовой церкви Аничкова дворца Иоанн Вениаминов в нач. 20-х гг. XX в. был отправлен в ссылку в г. Кашин. Правнук И. И. Вениаминов был расстрелян в 1937 г., др. правнук С. И. Вениаминов — в 1938 г. В 20-х гг. XX в. останки И. и свт. Филарета были выброшены из могил и захоронены на территории лавры. В марте 1974 г. Свящ. Синод Православной Церкви в Америке обратился к Свящ. Синоду РПЦ с просьбой о канонизации И. 6 окт. 1977 г. определением Свящ. Синода РПЦ И. был причислен к лику святых. Составлена служба святителю (см.: Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 322−339). Его мощи были обретены и идентифицированы 12−13 окт. 1994 г. археологом С. А. Беляевым, помещены в Духовской ц. Троице-Сергиевой лавры, а затем после освидетельствования помещены в раку в Успенском соборе лавры (см.: ЖМП. 1996.. 12. С. 57−67).
В 1995 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве было создано Братство во имя свт. Иннокентия Московского при ц. прор. Илии в Черкизове. После прекращения его деятельности в 2002 г. в Москве было основано Свято-Иннокентиевское братство при ц. во имя вмц. Екатерины в Московском подворье Правосл. Церкви в Америке. По решению Свящ. Синода 1997 год был объявлен в РПЦ годом И., в России было широко отмечено 200-летие со дня его рождения. Торжества состоялись во всех епархиях, областях и храмах, к-рые были связаны с пастырской деятельностью святителя, совершены богослужения, крестные ходы, ему посвящены престолы храмов и часовни, в честь него названы неск. улиц и площадей, проведены научно-богословские конференции, семинары и чтения. Наиболее масштабными были мероприятия в Иркутске, Якутске, Петропавловске-Камчатском и Москве. К юбилею было приурочено учреждение новых наград РПЦ — ордена и медали свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского, вручаемых за миссионерские заслуги. Фонд народов Севера и портретная галерея «Скрижали Камчатки» учредили премию «Просветитель» имени И. В Благовещенске был установлен памятник И. В 1997—2005 гг. был построен храм свт. Иннокентия в Бескудникове (Москва) (освящен 15 сент. 2005). В 2007 г. на родине И. в с. Анга открылся дом-музей святителя, там же был заложен храм свт. Иннокентия. В 2009 г. по сохранившимся чертежам восстанавливается сгоревший в результате пожара дом свт. Иннокентия в Черкизове (Москва), где находилась загородная резиденция владыки. Сохранением наследия И. и памятных мест, связанных с его именем в Москве и др. городах России, занимались в частности историко-просветительское об-во «Русская Америка», Центр североамер. исследований ИВИ РАН, а также архим. Иннокентий (Просвирнин).
1997 год был объявлен годом И. в Православной Церкви в Америке, а также в штате Аляска, юбилей отмечался под эгидой ЮНЕСКО. В отреставрированной на деньги правительства США ц. арх. Михаила в Ситке (Новоархангельске) создан историко-культурный заповедник — Дом рус. епископа. Именем И. назван вулкан Вениаминова — вершина Алеутского хребта на Аляске (2507 метров).
Архивные материалы: АВП РИ. Ф. 340. Оп. 874; РНБ ОР. Ф. 314; РГБ ОР. Ф. 149. К. 2. Д. 3, 5, 6; К. 4. Д. 25, 47; К. 8. Д. 2; К. 9. Д. 1; ОПИ ГИМ. Ф. 194. Д. 2−5; ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 526. Д. 919; Оп. 744. Д. 22, 1368, 1406, 1408, 1457, 1458; Оп. 746. Д. 1159, 1169; Ф. 229. Оп. 2. Д. 1232, 1245; Оп. 3. Д. 4, 18, 28, 113; РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 1512, 1487, 1515; Ф. 797. Оп. 39. Отд. 1. Ст. 2. Д. 63; РГАДА Ф. 1204. Оп. 1. Д. 23 483, 23 486, 23 489, 23 491, 23 505, 23 517; Ф.1207. Оп. 1. Д. 36, 1148; Univ. of Alaska, Fairbanks, USA. Alaska Native Language Center Archive. Aleut Language Collection. AL825V1825−1896, CE840V1840, EYV1830.
Сочинения: Алеутский букварь. М., 1836; Мифологические предания и суеверия колошей, обитающих на сев.-зап. берегу Америки // Сын Отечества. 1839. Т. 11. Отд. 3. С. 40−82; Население рус. владений в Америке и разделение его // ЖМВД. 1839. Ч. 34.. 12. Смесь. С. 86−89; Способности и браки алеутов // Там же. 1840. Ч. 36.. 5. Смесь. С. 57−66; Евангелие от Матфея: На алеутско-лисьевском и рус. языках. М., 1840; Зап. об о-вах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. 3 ч.; Указание пути в Царствие Небесное. М., 1840; Замечания о колошенском и кадьякском языках и отчасти о прочих российско-амер. с присовокуплением российско-колошенского словаря. СПб., 1846; Опыт грамматики алеутско-лисьевского яз. СПб., 1846; Слово при вступлении в управление Московской паствой 26.05.1868 г. // ПО. 1868.. 5. С. 153−154; Творения Иннокентия, митр. Московского и Коломенского. М., 1886−1888. 3 т.; Письма Иннокентия, митр. Московского и Коломенского. М., 1897−1901. 3 т.; Административные док-ты и письма Высокопреосв. Иннокентия, архиеп. Камчатского, по управлению Камчатской епархией и местными духовно-учебными заведениями за 1846−1868 гг. / Сост.: В. Крылов. Каз., 1908; Путевые журналы… за 1850−1851, 1861, 1862, 1863, 1864, 1865, 1867 гг. // Крылов В., публ. Мат-лы для истории Камчатских церквей. Каз., 1909. С. 1−84 (2 паг.); Journals of the priest Ioann Veniaminov in Alaska, 1823 to 1836. Fairbanks, 1993; Письмо И. Вениаминова К. Т. Хлебникову: 21 дек. 1824 г. // Рус. Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и др. очевидцев. М., 1994. С. 151−189; Путевой журнал… 1827 г. // Курьер Петровской Кунсткамеры. СПб., 1995. Вып. 2/3. С. 327−335; Избранные труды свт. Иннокентия, митр. Московского, апостола Сибири и Америки. М.; Новосиб., 1997; Письмо свт. Иннокентия (Вениаминова) министру народного просвещения Российской империи А. С. Норову // ЖМП. 1999.. 9. С. 76−77; Матханова Н. П. Письма св. Иннокентия (Вениаминова) к М. С. Корсакову: 1851−1879 гг. // Общественное сознание и лит-ра XVI—XX вв.: Сб. науч. трудов. Новосиб., 2001. С. 246−274; Быть полезным Отечеству: Сб. писем. М., 2009.
Литература: Громов П., прот. Черты для будущей биогр. Иннокентия, архиеп. Камчатского // Киевские ЕВ. 1862.. 13. С. 454−460; он же. Припоминания современника о Высокопреосв. Иннокентии, митр. Московском // Иркутские ЕВ. 1879.. 23. С. 247−256;. 24. С. 259−269;. 25. С. 276−282;. 26. С. 283−288;. 27. С. 293−303;. 28. С. 308−316; ^(1) 29. С. 317−326; ^(1) 30. С. 329−338; ^(1) 31. С. 339−349; Hale C. R. Innocent of Moscow, The Apostle of Kamchatka and Alaska // American Church Review. 1877. Vol. 29. P. 402−419; Амвросий (Ключарёв), еп. Новопреставленный Иннокентий, митр. Московский // ДЧ. 1879. Т. 2. Кн. 5. С. 77−84; Высокопреосв. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский: Биогр. очерк // Миссионер. 1879.. 18. С. 137−143; Виноградов А., прот. Восп. о Высокопреосв. Иннокентии, митр. Московском // Иркутские ЕВ. 1879.. 39. С. 441−457; Голубинский Д. Ф. Памяти Московского митр. Иннокентия // ДЧ. 1880. Ч. 2. Кн. 5. С. 96−109; Барсуков И. П. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883; Тур Е. Очерк жизни и деяний Иннокентия, митр. Московского. М., 1884; И[ером.] Х[арлампий]. Очерк жизни и апостольских трудов Иннокентия, митр. Московского. М., 1886; Сысоева Е. А. Жизнь и подвиги Иннокентия, проповедника Евангелия на Алеутских о-вах. СПб., 1887; Сугорский И. Митр. Иннокентий на Крайнем Востоке // РВ. 1888. Т. 199.. 11. С. 164−191; Фиалкин В. Московский период миссионерской деятельности высокопреосв. Иннокентия (Вениаминова) // Странник. 1891.. 4. С. 659−675;. 5. С. 83−100; он же. Свт. Иннокентий, митр. Московский, и его миссионерская деятельность // ЖМП. 1979.. 3. С. 70−75;. 4. С. 73−77;. 5. С. 73−77;. 6. С. 68−77; Комаров Н. П. Труды и заслуги покойного митр. Московского Иннокентия для правосл. рус. миссионерства // Правосл. благовестник. 1895.. 2. С. 81−88;. 3. С. 137−148;. 4. С. 189−200; Корсунский И. Н. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский // ВиР. 1897. Т. 1. Ч. 2. С. 205−224; 1898. Т. 1. Ч. 1. С. 1−26, 147−172, 303−338, 427−439, 546−565; ЖПодв. Март. С. 346−355; Муравьёв А. Н. Из записки… о Преосв. Иннокентии, архиеп. Камчатском. Пг., 1915; Иохельсон В. И. Алеутский яз. в освещении грамматики И. Е. Вениаминова // ИИАН. 1919.. ??; Степанова М. В. И. Вениаминов как этнограф // Тр. Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Нов. сер. 1947. Т. 2. С. 294−314; Алексеев В. Высокопреосв. Иннокентий, митр. Московский // ЖМП. 1949.. 7. С. 36−44; Федорова С. Г. Рус. население Аляски и Калифорнии: Кон. XVIII в.- 1867 г. М., 1971; Евлогий (Смирнов), архим. Жизнь и апостольские труды митр. Иннокентия (Вениаминова) // ЖМП. 1975.. 3. С. 58−65; Окладников А. П. От Анги до Уналашки: Удивительная судьба И. Попова // ВИ. 1976.. 6. С. 121−129; он же. Иннокентий Вениаминов // Первопроходцы. М., 1983. С. 130−161. (ЖЗЛ); Причисление к лику святых апостола Сев. Америки и Сибири митр. Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова) // ЖМП. 1977. ^(1) 12. С. 3; Деяние Свящ. Синода 6 отк. 1977 г. // Там же. 1978. ^(1) 1. С. 2−9; Garrett P. D. St. Innocent, Apostle to America. Crestwood (N. Y.), 1979; Скурат К. Е. Свт. Иннокентий, митр. Московский, в последние годы своей жизни // ЖМП. 1981.. 9. С. 68−70; Гончаров И. А. Фрегат «Паллада». Л., 1986; Аржанухин В. В. Первые рус. правосл. школы в Америке // Архив РИ. 1993. Вып. 3. С. 242−250; Пакулак Д. Жизнь и деятельность Иннокентия, митр. Московского. Тюмень, 1994; Апостол нашего времени: Жизнь и апостольские труды митр. Иннокентия (Вениаминова): [Сб.] М., 1996; Широков С., свящ. Свт. Московский Иннокентий, апостол Сибири и Америки // ЖМП. 1996.. 6. С. 28−38; Беляев С. А. «В память вечную будет праведник…»: (Обретение мощей свт. Московского Филарета, свт. Московского Иннокентия и архим. Антония) // Там же.. 12. С. 57−67; Курляндский И. А. Свт. Иннокентий (Вениаминов) как церк.-обществ. мыслитель: (Новые док-ты о свт. Иннокентии (Вениаминове)) // МисОб. 1997.. 8(22). С. 6−10; он же. К 200-летию со дня рождения свт. Иннокентия (1797−1879) // Амер. ежег. М., 1997. С. 217−226; он же. Иннокентий (Вениаминов) — митр. Московский и Коломенский. М., 2002; он же. Митр. Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) и его отношение к вопросам церк. реформ 1860−1870-х гг. // Личность в Церкви и обществе: Мат-лы междунар. науч.-богосл. конф., Москва, 17−19 сент. 2001 г. М., 2003. С. 257−289; Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (в связи с открытием юбилейного года свт. Иннокентия) // ЖМП. 1997.. 2. С. 38−39; Августин (Никитин), архим. Деятельность РПЦ в Сев. Америке: (К 200-летию свт. Иннокентия) // МисОб. 1997.. 8(22). С. 11−17;. 9(23). С. 9−15; Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский и Коломенский, апостол народов Сибири и Америки: Библиогр. справ. / Сост.: прот. Б. Пивоваров, О. А. Павлова. Новосиб., 1997; A Good and Faithful Servant: The Year of Saint Innocent: An Exhibit Commemorating the Bicentennial of the Birth of Ioann Veniaminov / Ed.: L. Black. Fairbanks, 1997; Поздеева И. В. Свт. Иннокентий — организатор и руководитель перевода и издания книг на якут. яз. // Научно-богосл. труды по проблемам правосл. миссии. Белгород, 1999. С. 15−20; Близнюк А., диак. Этнографические и геогр. наблюдения в миссионерских поездках свт. Иннокентия (Вениаминова) // Там же. С. 192−196; Романова Н. В., Лазарева Н. Ю. Путешествия и подвиги свт. Иннокентия, митр. Московского, апостола Америки и Сибири. М., 1999; Шишигин Е. С. Митр. Иннокентий (Вениаминов) и его место в истории народов Аляски, Сибири и Дальн. Востока // На службе Богу и якут. народу: Мат-лы правосл. конференций. Якутск, 2006. С. 519−525; Анисов Л. М. Просветитель Сибири и Америки: Жизнеописание свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского. М., 2007.
Мат-лы конф.: Ист. судьбы православия в Сибири: Тез. докл. и сообщ. науч. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения митр. Московского Иннокентия (Вениаминова) и 270-летия основания Иркутской епархии. Иркутск, 1997; Иннокентьевские чт., 1−10: [Регион.] Науч.-практ. конф. Чита, 1998−2007; Свт. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, Апостол Америки и Сибири, и его наследие: Мат-лы науч. конф. М., 2000; Четвертые междунар. ист. и Свято-иннокентьевские чтения «300 лет Православия на Камчатке». Петропавловск-Камчатский, 2006.
Статья из т. 22 «Православной энциклопедии»