Русская линия | Андрей Рюмин | 06.05.2004 |
Лукавые тезисы
Итак, усилия пропагандистов РПЦЗ (В) направлены на внедрение следующих нехитрых тезисов в сознание тех духовно одичавших православных пользователей Интернета, которые возомнили, будто жизнь церковная проходит в виртуальном пространстве.
1. Русская Православная Церковь Заграницей, десятки лет стойко хранившая верность «Белой идее», якобы распалась в 2001 году на РПЦЗ под омофором Митрополита Виталия — РПЦЗ (В) и РПЦЗ под началом Митрополита Лавра — РПЦЗ (Л).
Произошло это потому, что отступники-архиереи в погоне за благами мiра сего сознательно решились на предательство своей Церкви, приготовившись отдать Ее полностью под контроль «Московской патриархии». Ради этого они учинили бунт против церковной власти, обманом и насилием сместили пожизненного Первоиерарха РПЦЗ старца-Митрополита Виталия (Устинова), исторгнув у него заявление об уходе на покой и лишив его свободы передвижения. Угрозами они стали вымогать у него право перевести на себя всё имущество и средства РПЦЗ.
2. Однако верные друзья Митрополита якобы помогли ему вырваться из плена и уехать из Нью-Йорка в Канаду. Оказавшийся на свободе Митрополит сразу же взял свое заявление назад и вернул себе права Первоиерарха. Тогда Синод митр. Лавра обрушился на него с гонениями при помощи мирских судов и властей, подвергая его заточению в психиатрическую больницу, клевете и даже избиению (со стороны еп. Михаила).
3. Вторично оказавшись на свободе, Митрополит Виталий якобы принялся создавать церковную структуру, которая смогла бы продолжать 80-летние традиции РПЦЗ. Были хиротонисаны три новых епископа — Сергий (Киндяков), Владимир (Целищев) и Варфоломей (Воробьёв).
4. Вскоре вышел указ митрополита Виталия о возвращении первоначального юридического «названия нашей Церкви… - Русская Православная Церковь в Изгнании» — РПЦИ, о том, «что все так называемые „лишения санов“, „запрещения“, „заявления“, „определения“ и проч. со стороны захвативших власть в Синоде отступников считаютсянедействительными».
Однако двумя неделями позже было опубликовано «Заявление Архиерейского Синода РПЦЗ», в котором говорилось, что «наша Церковь должна именоваться по-прежнему Русской Православной Церковью Заграницей», с тем, чтобы подчеркнуть, что Митрополит Виталий никуда не уходил, а уходят от традиций РПЦЗ владыка Лавр и те, кто его поддерживает. Для того, чтобы различать их, предложено было использовать РПЦЗ (Л) и РПЦЗ (В) — РПЦЗ «лавровская» и РПЦЗ «витальевская».
5. «РПЦЗ (Л)», фактически уже якобы объединившись с «отступнической Московской патриархией», нашла свой бесславный конец. Но среди епископата, клира и мiрян РПЦЗ нашлось некоторое количество верных, готовых продолжать служение Истине, продолжать оставаться чадами Тела Христова — Его Церкви, чем была РПЦЗ в течение своего 80-тилетнего исповедания Веры Православной. И не важно, сколько верных понесут этот крест — «Не в силе Бог, а в правде».
Уходя, уходи…
Однако даже простое изучение опубликованных самим же окружением Митр. Виталия документов показывает, что никакой «РПЦЗ (В)» нет, как бы этого не хотелось нескольким деловым людям и организаторам-вдохновителям проекта «Альтернативное православие».
13 июня 2001 г митр. Виталий совершенно законно подал прошение Архиерейскому Синоду РПЦЗ прошение об уходе на покой. Иное дело, что причиной его желания уйти было, как он впоследствии выразился, «отсутствие единомыслия» со всеми прочими членами Архиерейского Синода, которые, будто бы, намеревались вот-вот «соединиться с МП». Но как бы то ни было, факт добровольного ухода на покой самим митрополитом Виталием никогда не отрицался.
Более того, 18 октября 2001 года, за несколько дней до начала работы Чрезвычайного Архиерейского Собора, который должен был избрать нового Первоиерарха РПЦЗ, — прежний Первоиерарх обратился к мiру и к предстоящему Собору с очередным заявлением, в котором, в частности, говорилось: «Я считаю себя законным наследником всех предыдущих митрополитов нашей Святой Зарубежной Церкви: первого, Митрополита Антония, потом Митрополита Анастасия, и, наконец, Митрополита Филарета. Я являюсь четвёртым Митрополитом нашей Русской Православной Зарубежной Церкви и до последнего времени, с Божьей помощью, я продолжал вести сей святой корабль прямым путем по грозным волнам житейского моря, избегая подводные скалы, внезапные мели и глубокие ямы, всасывающие корабли на дно морское.
К сожалению настало судьбоносное время, когда я понял и оценил тот печальный факт, что между мною и другими архиереями нашего Синода больше нет единомыслия и единодушия. Это я им сказал на прошлом Синоде, когда после начала первого заседания я огорчённый, полностью оценив свое одиночество среди других архиереев, ушёл с собрания. На основании этого и только этого, я согласился уйти на покой и буду считаться Митрополитом Русской Православной Зарубежной Церкви на покое (выделено автором статьи). В этой Церкви я родился, был крещён и умру, когда придёт время".
Здесь память несколько изменила престарелому Митрополиту — он появился на свет в 1910-м году, и, значит, был крещен в Православной Российской Церкви, за 10 с лишним лет до возникновения Церкви Зарубежной. Но, как бы то ни было, Митрополит Виталий сознавал, что уходит (собственно — уже ушел) на покой, и все его действия следует рассматривать в свете именно этого обстоятельства.
+ + +
Справка: в соответствии с пар. 8 и 33 Положения о РПЦЗ Первоиерарх избирается Собором Архиереев пожизненно. Однако пар. 14 того же положения предусматривает, в случае ухода Первоиерарха на покой, избрание ему преемника Чрезвычайным Собором. Так, например, произошло в середине 60-х годов, когда на место старца-Митрополита Анастасия был избран Митрополит Филарет (в те дни — младший по хиротонии епископ)
+ + +
Итак, в полном согласии с Положением о Русской Зарубежной Церкви прошение было принято — и через пять дней после подписания Митрополитом Виталием процитированного нами заявления, был созван Чрезвычайный Собор, на котором был избран новый Митрополит. Владыка Виталий даже поздравил избранника, пожелал ему всяческих успехов, но потом разобиделся на то, что Синод уволил его «келейницу"-секретаршу, и со скандалом отбыл в Мансонвилль.
Покинул он здание Синода после встречи с группой лиц, среди которых была его изгнанная (скажем сразу же — весьма неразумно, со мстительной и злобной поспешностью) «келейница"-секретарша Л.Д. Роснянская, редактор интернет-узла «Мысли о России» Петр Николаевич Будзилович и, — что значительно менее известно, — зять печально знаменитого гр. Граббе, протоиерей Владимир Шишков, незадолго до этих драматических событий перешедший в группировку суздальских раскольников «РПАЦ». На его автомобиле Митрополит Виталий покинул Нью-Йорк и, по пути в Канаду, заехал отдохнуть в дом о. протоиерея, где тогда, по «случайному стечению обстоятельств», находился глава «РПАЦ» — печально знаменитый Валентин Русанцов.
Так или иначе, разгневанный Митрополит Виталий прибыл в свою канадскую резиденцию, где и подписал знаменитое «Чрезвычайное Заявление» (знающие люди в Канаде утверждают, что составил его о. Олег Целищев (он же «епископ Владимир») о самочинном возвращении себе звания Первоиерерха. Надо ли говорить, что ничего подобного Положением о РПЦЗ не предусматривалось. Ведь, с ведома и согласия ушедшего на покой митрополита Виталия Чрезвычайным Собором уже был избран новый митрополит!..
Бойцы «духовных рукопашных» гибнут за металл…
Можно (и нужно) сколько угодно сочувствовать властному, избалованному и капризному старику-архиерею, впавшему в немощи, и потому обобранному ловкими людишками. Несомненно омерзителен и преступен С.В. Донсков (он же — «епископ Михаил»), пытавшийся грубой силой «переключить на себя денежные потоки», то бишь любой ценой завладеть Церковным имуществом, которое по властолюбию записывал на свое имя Митрополит Виталий — недвижимостью и суммами всех епархиальных отчислений в Синод РПЦЗ.
Когда старец-митрополит стал «скорбен главою», за эти деньги и за зарегистрированное на его имя Церковное имущество началась битва не на жизнь, а на смерть. Так что причина «кризиса РПЦЗ» отнюдь не в сложностях ее взаимоотношений с Московским Париархатом — это только предлог, и в этом-то и состоит главная грязная тайна всей этой истории. Наднациональному финансовому директорату, который зачастую несколько расплывчато-романтически именуется «мiровой закулисой», понадобилось удушить Русскую Зарубежную Церковь физически, лишив Ее средств к существованию.
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что сторонники митр. Лавра тоже не всегда вели себя достойно. Достаточно вспомнить грубое, хамское поведение еп. Михаила (Донскова), доведшего дело чуть ли не до драки. Его, однако, можно по-человечески понять: он разбазарил (иные говорят — растратил) за краткое время своего управления в Канаде более 4,5 миллионов канадских долларов, — и ему надо было как можно скорее покрыть дефицит. Зарубежный Синод при этом удовлетворился лишь удалением еп. Михаила (Донскова) из Канады, но не снял с него панагию, не уволил (хотя бы на покой), даже не принес извинений уж какому ни на есть, но маститому старцу — пребывающему на покое Митрополиту Виталию (потерпевшему, впрочем, от собственного ставленника, от своей же «правой руки»).
Разумеется, если бы это извинение имело место, а Донсков был бы лишен архиерейства — создание «РПЦЗ (В)» было бы делом более затруднительным. Но — Господь не благословил, и у РПЦЗ появилась «рукотворная альтернатива» в образе «Церкви в Изгнании», точно так же, как несколькими годами ранее появилась так называемая «Российская Православная Автономная Церковь — «альтернатива» Церкви в Отечестве. Обе эти организации — часть единой спецоперации. А то, что в такой операции, как это обыкновенно бывает, на поверхности снуют всякого рода невинно заблуждающиеся церковные непоседы, мелкие жулики, мятежные психопаты, гордецы и тому подобные слабые и страстные (т.е. такие же, как и все мы), неключимые и нерадивые рабы Божии — так в этом нет ничего удивительного.
Удивительнее другое — «РПЦЗ (В)» на глазах разваливается. Если митр. Виталий, которому исполнилось 94 года, отойдет в лучший мир — его преемником будет скорее всего «избран» спившийся с круга 70-летний архимандрит Сергий Киндяков (он же — «еп. Восточно-Канадский и Монреальский»), находящийся под абсолютным контролем своих собутыльников. Тогда «РПЦЗ (В)» рассыплется на мельчайшие частички, поскольку перестанет существовать скрепляющий ее немногочисленных искренних сторонников (а таковые, конечно, существуют) ностальгический сантимент. Однако можно не сомневаться, что закулисные кураторы проекта «РПЦЗ (В)» сделают все, что от них зависит, чтобы хоть как-то скрепить эту жалкую, но полезную в общем русофобском стратегическом замысле «альтернативу».
Вот перед нами список на одну страницу, гордо озаглавленный «Состав Русской Православной Церкви Заграницей под омофором митрополита Виталия [РПЦЗ (В)]. Взят он с официального Интернет-узла рекомой «РПЦЗ (В)».
При этом немногие — даже среди ее последователей — знают, что юридически такой Церкви вовсе не существует! Зато есть официально зарегистрированная в США и Канаде новая «церковная корпорация „Русская Православная Церковь в Изгнании“», причем зафиксированные в регистрационных документах фамилии учредителей сильно отличаются от фамилий, указанных в «списке личного состава». Кстати, около года тому назад «еп. Сергий» Киндяков зарегистрировал в провинции Квебек еще одну религиозную бесприбыльную корпорацию: «Русская Православная Церковь Святого Серафима Саровского». Президентом-«Первоиерархом» этой конторы является он сам, секретарем — его родная сестра, а казначеем — их общая приятельница. Эта-то кампания и называет себя устами писателя Черкасова не иначе, как «последним Лейб-Гвардии Господним полком, редеющим в духовных рукопашных предантихристовых времен». Изрядно сказано…
Итак, ежели внимательно прочитать предлагаемый самими «изгнанниками» список приходов, можно легко увидеть, что таковых реально в Канаде всего три, при том, что именно в Канаде-то и находится их центр и, соответственно, основная масса изгнанников. В США таких приходов — четыре. Все остальное — это нечто вроде Елизаветъ Воробей из списка, который Собакевич подсунул Чичикову.
Монастырь в списке один (в Калифорнии). Да и то… Мансонвилль можно, разумеется, назвать монастырем (ибо в основе своей — это Преображенский скит) но при отсутствии там монашествующих, сами изгнанники предпочитают именовать его резиденцией Митрополита Виталия. Успенский скит в Альберте — то же самое: это безлюдный «приход» о. Андрея Кензиса. Храмов как таковых, т. е. церковных зданий, в Канаде всего 4−5, в США — 3−4. Все названное (за исключением домовой церкви в особнячке П. Н Будзиловича) явочным порядком отторгнуто от Синода РПЦЗ, Братства Преп. Иова, Западно-Американской иКанадской Епархий РПЦЗ, и потому частично находится под судом. Это у них называется: «лавровский синод судит пожизненного Первоиерарха Владыку митрополита Виталия» и «пытается отобрать имущество митрополита».
"Гонимые" сестрицы-миллионерши
Вот пример такого «преследования».
В Калифорнии недавно завершился внесудебным «полюбовным» соглашением имущественный процесс между РПЦЗ (Зап.-Американская епархия) и независимой корпорацией «Богородице-Владимирский Монастырь». Некогда этот монастырь был весьма известен. Его настоятельница Иг. Ариадна была духовной дочерью Святителя Иоанна Шанхайского. После ее блаженной кончины в монастыре начались нестроения, произошла массовая смена (точнее — отток) насельниц, и… каким-то образом была произведена продажа/сдача в аренду намоленного, исконного монастырского здания в Сан-Франциско — под предлогом, что район, где он располагался, «стал криминальным», что было не вполне верно.
Однако вмешиваться никто не стал. Вслед за этим были куплены пустынные земли в одном из самых прекрасных мест на берегу залива. Далее была организована блестящая афера: совет директоров корпорации заявил, что намерен построить на принадлежащих ему землях церковь, новое помещение для сестер (их было тогда девять душ) и странноприимницу.
Однако, даже получив на это разрешение местных властей, сестрицы не стали приступать к строительству, а продали столь милый их сердцам участок за $ 3,500.000, что в пять раз превысило его первоначальную стоимость (они купили его за $ 700,000 в 1996 г., а в 2000-м совершили свою успешную сделку). Вскоре выяснилось, что вместе с доходом от двухэтапной земельной спекуляции сестрицы каким-то образом оказались еще владелицами капиталов и недвижимости (2000 акров драгоценной земли в Северной Калифорнии) на сумму более $ 30,000.000 (!?). При этом «делиться» со своим епархиальным начальством они не хотели, а абсолютная независимость «корпорации», которую сестрицы предусмотрительно зарегистрировали под присмотром опытных адвокатов, оставляла их правящему архиерею мало простора для маневров.
Разумеется, о возведении каких-либо дорогостоящих златоглавых храмов, что, будто бы, намеревались сделать прежде, они и не заикались более. Им было уже не до монастыря. Потом начались нынешние нестроения, а на место скончавшегося престарелого владыки Антония Западно-Американского был поставлен молодой уроженец Сан-Франциско владыка Кирилл. Он стал помаленьку требовать от сестриц отчетов, ревизий, и даже иерархического подчинения. Тогда инокини объявили о своем переходе под омофор «гонимого» митрополита Виталия.
Начался судебный процесс, суть которого состояла в том, что монастырь (будь он хоть трижды «корпорацией») есть, по Положению о РПЦЗ, ее неотъемлемая часть и проч., и проч. Синод вынужден был потратить на это очевидное, казалось бы, дело чуть ли не все свои ресурсы, при этом оказавшись под огнем критики за то, что якобы «пытается лишить старух-инокинь нажитого потом и молитвой имущества и религиозной свободы».
Именно в связи с этим процессом и был недавно тайно вывезен и спрятан Митр. Виталий, которого правоохранительные органы США намеревались пригласить для т.н. «deposition», а проще говоря, на допрос. Адвокат «гонимых сестриц» дал понять своим клиентам, что подобная беседа закончится для них плачевно. Во-первых, станет ясно состояние здоровья митрополита. Во-вторых, митрополит постоянно повторяет одну и ту же фразу: «Я — митрополит Русской Зарубежной Церкви на покое». Произнеси он эти роковые слова публично, под аудио- и видеозапись — и все планы «архитекторов» РПЦЗ (В) рухнут!
Судья, ведущий процесс, видимо, прекрасно понял, что к чему. Он призвал представителя «гонимых сестриц» и спросил: хотят ли они, чтобы во имя религиозной свободы им оставили их возлюбленный монастырь, о чем они постоянно твердили сочувствующей англо- и русскоязычной прессе, а ничтожное движимое и недвижимое мiрское имущество — возвратили РПЦЗ? Ведь оно, что ни говори, а все же Церковное? Нет! — воскликнул представитель.
Но, быть может, спросил судья, РПЦЗ со своей стороны согласится получить монастырь, но дать старушкам (коих общим числом трое, все весьма почтенного возраста) дожить в нем? И у представителя РПЦЗ хватило ума сказать — да, согласны. Тогда судья обратился к «гонимым» и предложил передать РПЦЗ хоть что-нибудь из спорного имущества. Со скрипом «гонимые» согласились продать половину одного из доходных домов, принадлежащих их «корпорации» в Сан-Франциско. Цена же этой самой половины должна составить, ни много, ни мало, полтора миллиона долларов.
Теперь, после столь длинного пересказа истории «преследований шкурловцами старых монахинь», становится ясна подоплека шумихи, которую подняли «изгнанники». Действительно, стыд и срам! Забрали 1,5 миллионов долларов у «бедных монахинь…»
Забавно, что в своем заявлении для прессы адвокаты, нанятые «изгнанниками» (Michael Bassi, Frank Sommers, Richard Shearer) сами признают, что «Митрополит Виталий Устинов… оставил РПЦЗ в октябре 2001 г. и уехал в Мансонвилль, Канада, где основал „Русскую Православную Церковь в Изгнании“, РПЦИ. Митрополит Виталий является Митрополитом РПЦИ. Теперешним Митрополитом РПЦЗ является Митрополит Лавр, сменивший Митрополита Виталия в 2001 г.».
Причины этого странного, на первый взгляд, «недочета» понятны. Можно сколько угодно сотрясать пространство лирическими заявлениями о том, что «митрополит никуда не уходил, а это от него откололись предатели». Но когда дело слушается в суде и «независимая корпорация» отстаивает свое право на уход вместе со «своим» имуществом из «прежней Церкви» в новую — разумеется, во имя религиозной свободы — то заявлять, что эта новая церковь и есть «та же самая», просто глупо. Судья может резонно поинтересоваться: позвольте, куда же вы в таком случае уходите, и в чем тогда смысл судебного разбирательства?
Смута, смута, смута…
Однако продолжим разговор о церковной структуре «витальевцев». Во Франции, по имеющейся информации, почти все приходы РПЦИ реальны, но состоят они все из нескольких десятков прихожан. В Австралии, где более чем трехсоттысячная русская диаспора, нет никого и ничего. В Южной Америке — в Чили, где всего-то остался один-единственный приход, поминают и Митр. Виталия, и синодального епископа Александра; в Бразилии (там, практически, всего два священника — о. Георгий Петренко и его сын о. Владимир Петренко) — помимо владыки Лавра поминают «тяжко болящего митрополита Виталия», так как считают, что «должны помириться». Опять же: если бы не еп. Михаил (Донсков) — в Южной Америке «витальевцев» не пустили бы и на порог. Но его присутствие в Синоде митр. Лавра всех так возмущает, что поневоле, «в отместку» поминают Вл. Виталия, не переходя все же в его «юрисдикцию».
Так что общее число всех мыслимых «изгнанников» во всем Русском Зарубежье не превышает трехсот-трехсот пятидесяти душ. Впрочем они, «изгнанники», этого особенно и не скрывают. Напротив того, они стараются не допустить какого-либо бесконтрольного расширения своей паствы, а ведь это в принципе возможно: вокруг любой секты, выдающей себя за гонимое меньшинство, всегда можно собрать известное количество народу.
Можно подумать, что дело просто в нежелании основной группы (а это буквально 7−10 человек) делиться возможными трофеями с массовкой, поскольку речь-то идет хоть и о большой, но ограниченной сумме денег, которую — в основном в виде недвижимости — «изгнанники» надеются увести из РПЦЗ. Есть тут однако, одна странность. Несмотря на их «р-р-радикальность», организации и лица, оказывающие информационную, материальную и административную поддержку «изгнанникам», дают ясно понять, что никому не позволят под предлогом «борьбы с кагебистско-фашистской МП», злоупотреблять «проповедью антисемитизма», то бишь, исповеданием православного христианства. Проще говоря: хаять Церковь можно, проповедовать ее положительное учение — нет…
Потому-то из «Церкви в изгнании» были выброшены все, уж какие бы они там ни были, настоящие («профессиональные») церковники: первым делом расправились с большой группой священников из окружения протопресв. Виктора Мелехова, который и организовал административно всю «Церковь в изгнании», как таковую, став ее секретарем. Был, среди прочих, вышвырнут вон по обвинению в растрате отец Спиридон (Шнайдер), казначей владыки Виталия, из собственных средств выделивший своему Авве $ 25.000.
Затем были отброшены два канонических архиерея: владыка Лазарь и владыка Вениамин, которые вместе с престарелым митрополитом Виталием формально могли претендовать хоть на какое-то, плохонькое, но полузаконное преемство, ибо были правильно поставленными архиереями РПЦЗ. И, наконец, был сметен тот, без которого никакой «церкви в изгнании» не случилось бы никогда владыка Варнава (Прокофьев). Это он, единолично «восстановленный» ушедшим на покой Вл. Виталием, сам (его восстановитель давно не в состоянии служить литургию) «хиротонисал» первых трех канадских «изгнаннических» архиереев.
Необходимо, впрочем, иметь в виду, что это «восстановление» Вл. Варнавы было бы невозможно даже в том случае, если бы митр. Виталий не пребывал на покое согласно собственному заявлению. И в этом случае таковое восстановление могло бы произойти только соборно. В РПЦЗ власть сосредоточена не у Первоиерарха, а у Собора. Собор его извергал — и только Собор мог бы восстановить.
На официальном интернет-узле РПЦЗ размещено «Положение о Русской Зарубежной Церкви» и прочие подобные документы. Ежели кто продолжает серьезно относиться к доводам о «каноничности РПЦЗ (В)» — пусть удостоверится. Но даже если б он был восстановлен в сане Синодом, владыка Варнава оставался бы викарным епископом Каннским. А викарные епископы по Канонам (Прав.10,. Антиох.) не могут рукополагать никого выше иподиакона. Но это с точки зрения Св. Канонов и Положения о РПЦЗ. С точки же зрения «изгнанников» РПЦИ — они могут поступать, как им заблагорассудится. Могут даже объявить всех своих т. н. «архиереев» патриархами…
Когда неканонически поставленные викарные епископы (Сергий, Владимир, Варфоломей) и лишенный сана викарный же епископ Варнава рукополагают еще тройку викарных епископов, — как их следует называть? Неужто законными Православными архиереями?
При этом все ссылки на «особые» случаи в истории Церкви всегда следует обосновывать обстоятельствами. Но какие бы обстоятельства задним числом не прилагались к бесчинной РПЦИ — никак, никоим образом, ни при какой погоде не мог владыка Виталий «возвратиться» из состояния «на покое» на уже занятый пост Первоиерарха. Ибо, согласно п. 14 Положения о РПЦЗ уже был, с его ведома и согласия, созван чрезвычайный Собор, состоялись выборы и он сам поздравил владыку Лавра с избранием. Да и сами «изгнанники» в официальных документах и пресс-релизах более не настаивают на том, что они, мол, и есть настоящая РПЦЗ. Идет бой только за имущество.
Так что ни за количеством, ни за каноничностью, ни за видимостью таковой «витальевцы» не гнались. Существенно и то, что 95 процентов нынешних «изгнанников» — это выходцы из стран СНГ последнего десятилетия. Выводы напрашиваются сами. При оформлении новой корпорации одним из пропагандистских механизмов был призыв к созданию «своей Церкви», т.к. «старые эмигранты нас не понимают». Весьма неглупо. Становится ясно, что РПЦИ создавалась, в конечном счете, для новоэмигрантской и, прежде всего, отечественной паствы.
«Жидовская церковь в обиде»
«Церковью в изгнании» в США и Канаде реально управляют три-пять человек. А именно: дьякон (его вскоре намерены сделать священником) Андрей Ломов, эмигрант 90-х, которому доверена главная работа в Канаде — сохранность «епископа» Сергия Киндякова. Этому последнему следует не давать ни протрезвляться, ни упиваться до смерти и, таким образом, ему не позволено ездить никуда без сопровождения. Андрей Ломов вместе с израильским бизнесменом (выходцем из СНГ также 90-х годов) Дмитрием Егуповым — «держат приход», заботятся о финансах, пропаганде и всем прочем.
Семья Егупова и его компатриоты, внезапно распространив свои деловые интересы и на Канаду, и на «альтернативное православие», составляют большинство Монреальского «кафедрального» прихода «изгнанников», за что злые языки прозвали все это образование — по аналогии с официальным именованием «Русской Церкви в изгнании» — «жидовской церковью в обиде». Помогает им давний работник русскоязычной секции «Радио Канада» Евгений Соколов (из «третьей волны» эмиграции). Он отвечает за связи с прессой (русскоязычной и, отчасти, канадской англоязычной) и, по некоторым данным, за связи с РПАЦ и РИПЦ.
Значительную роль играет также бессменная секретарша-келейница владыки Виталия — Л.Д. Роснянская, давно убедившая престарелого митрополита, что его пытаются отравить, капая ядом с потолка в его тарелки. «Жаба» — так называл ее покойный брат Иосиф Муньос-Кортез; «овчарка» — так зовут ее рядовые прихожане-«изгнанники».
Другие главные действующие лица: о. Никита Орлов из Калифорнии (официальный представитель вл. Виталия) и «епископ» Владимир Целишев (эмигрант конца 80-х годов). Затем идет о. Паисий Малыхин (эмигрант конца 80-х) из Нью-Йорка, который редактирует «Листок» (www.listok.com), представляющий собой один из главных пропагандистских рупоров «изгнанников».
В Европе главное действующее лицо — это, конечно, о. Вениамин Жуков, профессиональный «церковный политик» с большим опытом. В пастырском обиходе — крайний либерал, причащающий кого угодно без исповеди и т. п. В битве с еп. Варнавой победил легко, так как в его руках денежные потоки и влияние (в связи с «потоками») на приходы во Франции. Контролирует в значительной мере поведение Роснянской — «жабы». Поведения о. Вениамин умелого, иезуитского. Всегда спокоен и повелительно-вежлив.
Именно о. Вениамин настойчиво и умело продвинул скандального Донскова во епископы. Представил вл. Виталию, а главное, г-же Роснянской, на которую сей французский господин, по профессии — фельдшер и массажист, произвел, говорят, сильное впечатление… После чего обратить Донскова в архиерея не представляло особого труда, несмотря на чудовищную историю его развода (с побоями), каковой развод ко времени хиротонии даже не был завершен.
В тени остаются те, кто курирует этих «активистов», кто вертит ручку этой мельницы. Зато нам достаточно прочесть перечень изданий, которые оказывают основную информационную поддержку «изгнанникам», чтобы получить ясное представление об источниках этой поддержки. Вот они: «New York Post», «New York Daily News», «The Gazette (Montreal)», «Место Встречи-Монреаль» (русскоязычный еженедельник под редакцией Льва Шифа).
Кроме интернетного «Листка», о котором говорилось выше, другим важнейшим ресурсом агитпропа изгнанцев является интернет-узел под наименованием «Мысли о России». Его создатель Петр Николаевич Будзилович — это вам не какой-нибудь эмигрант 80-х. Он — живая история «холодной войны», прибыл еще со «второй волной» эмиграции. Ему за 80, в своем преклонном возрасте он обладает потрясающей работоспособностью, один тянет на себе всю нагрузку. По объему пропагандистских материалов и по уровню их подачи можно предположить, что там трудится целое анонимное товарищество, но нет.
Петр Николаевич десятки лет работал на правительство США, ветеран психологической войны против СССР. Такая служба, понятно, пенсией не заканчивается. Между прочим, это именно он придумал аббревиатуру «РПЦЗ (В)» и кличку «шкурловцы». Молодец, ничего не скажешь. Что значит — школа старого профессионала!
Праздничные послания «всезарубежного старца» Митрополита Виталия, помещаемые на «листках» и в «мыслях о России» — беззастенчиво, слово в слово переписаны из старых журналов «Православное Обозрение» за 60-е — 80-е годы прошлого века. Их действительно писал архиепископ Виталий, но 30−40 лет тому назад. Возьмем, к примеру, «пасхальные послания» за последние годы. Они взяты:
1. Нынешнего, 2004-го года — из «Православного обозрения» N 39 за 1969 год;
2. За минувший, 2003 год — из «Православного Обозрения» N 53 за 1981 год;
3. За 2002 г. — из N 50 за 1980 г.
Расчет, конечно, прост: нынешние интернет-сайты предназначены для внутрироссийской аудитории и для «новоэмигрантов». Кто же из них эти журналы читал? А значит, никто за руку и не схватит…
Порнодроздовец Черкасов
Что же до числа архиереев РПЦИ, то имеет каноническое право называться таковым только один, пребывающий на покое, по его же собственной письменной просьбе от 13 июля 2001 г., бывший Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий. Есть еще один сомнительный, отправленный «на покой» — епископ Варнава. Сомнительный он вот почему: при том, что лишение его сана, инспирированное еп. Михаилом (Донсковым), было вполне противоцерковным актом, «возвращать» ему снятый сан вл. Виталий без Синода, конечно, не мог.
После «восстановления в сане» в декабре 2001 г. они вдвоем (на деле — вл. Варнава в одиночку, поскольку вл. Виталий был физически не в состоянии служить) поставили первого «епископа» РПЦИ. Им стал запойный архимандрит Сергий Киндяков. По рассказам очевидцев это добрый, хотя и чрезвычайно самолюбивый старик, горький пьяница. Православные эмигранты в Канаде его знали и любили (он по пьянке отпускал без разговоров любые грехи) — поэтому в свое время не позволили вл. Виталию отправить его на лечение от алкоголизма. Ко времени событий 2001−2003 гг. отец Сергий спился окончательно.
Затем восстановленный вл. Варнава и новоиспеченный вл. Сергий поставили двух других — старика арх. Варфоломея (без особых примет, он совершенно не принимает участия в делах корпорации) и юного Олега Целищева («еп.Владимир»).
Итак, всего незаконных/самосвятских архиереев в РПЦИ: в Канаде и США — три, в СНГ — три. Надо отдать должное вл. Варнаве — он отказывался их «хиротонисать». И потому ставили их, «викарных архиереев», «викарные» же. Недаром публицисты очередной «альтернативной структуры», созданной под омофором вл. Лазаря (Журбенко), язвят, называя самопальный Синод РПЦИ «Синодом викарных Преосвященных». Повторим и мы: викарные архиереи имеют право только на хиротессии, т. е. не выше иподиакона. Так что точнее будет — «Синод викарных иподиаконов».
Притом надо помнить, что «Церковью в изгнании» никакие — даже фальшивые — епископы не управляют: они, за исключением Олега-Владимира Целишева, лишь декорум. Настоящая административная группа составлена из двух слоев. Внешний слой — это те, кто занимается разработкой финансовых махинаций: уводом церковного имущества. Внутренний слой (о котором мало что известно) занимается главным — сохранением и углублением раскола, т. е. попыткой создания «альтернативы РПЦЗ». И в тот, и в другой слой сознательно внедрен некоторый процент озлобленных и оскорбленных честолюбцев, параноиков, приходских интриганов. Их-то и выставляют вперед, когда надо произвести шум.
Вот одна из таких водевильных фигур. В Москве пропаганду зарубежных «изгнанников» ведет изгнанник внутренний — в России проект «РПЦЗ (В)» явно испытывает кадровый голод. Нет сил удержаться, хочется привести здесь образчик творчества этого человека — писателя Владимира Георгиевича Черкасова-Георгиевского. Высоким штилем написано.
«…Вот лавроиды-«батьки» во главе с двумя архиереями из Чикаго-Детройта и лепечут им в угоду: «Давно существует de facto молитвенное общение для мирян, а теперь можно надеяться на такое же общение для духовенства». Не надо, малоуважаемые, мы — «зарубежники», катакомбники — у себя дома, на святой русской земле новомучеников с эдакими никогда не были в «молитвенном общении».
Это вам они теперь диктуют и вы, гонясь за массовкой и доходами в приходах, как ваши «новоприезжие» за легким долларом, бежите у них на поводке, чтобы не оказаться вне экуменической грязи «мирового православия», по выражению архиепископа Мрака. Ждем на маёвку в Москве вашего Шкурлу, чтобы глядя на то, как он будет обниматься с Ридигером, промыслительно осенить себя крестным знамением и провозгласить от нечистой силы.
Нам эта зеница вашего братания с МПшными хорошо напомнит русский мокрый на рассвете лес, где у вырытой своими руками могилы стоят не «батьки», а мученики-батюшки, доставленные на расстрел из застенков ГПУ. Мы не забудем, как нерусский комиссар с такими же антрацитовыми угольками глаз, как у архиепископа Мрака, последний раз вопрошал священников на краю могилы, дабы отрицанием желающие купили себе жизнь: «Есть Бог?» «Есть!» — отвечал каждый из строя батюшек комиссару с маузером в руке, уже побратавшемуся с «батьками» митрополита Сергия (Страгородского), и падал от выстрела…
У нас Бог был, есть и будет. У вас с МПшными сергианами Господа уже нет".
Ну просто поэт! Он еще про Белую гвардию пишет. Из корреспондента милицейских малотиражек сей господин преобразился в дроздовца-каппелевца. Ну что тут скажешь, любит рядиться человек. Несколько неожиданной гранью литературный талант г. Черкасова блистает в его романах, жанр которых детективно-милицейском никак назвать нельзя. Не так давно все же дефиниция подобного рода литературы была изобретена — «Жестокое порно». В Америке на обложках таких книжек пишут: «Предупреждение: Откровенные секс и насилие». У нас надо писать: «Чернуха». Две-три цитаты имели бы оглушительный успех у определенного рода читателей, но своих мы пожалеем.
Да, бывший милицейский репортер в качестве катакомбно-зарубежного порнодроздовца — это, согласитесь, хоть и грешно, но уж очень смешно. Но становится грустно, когда вспомнишь, как много пользователей интернета зачастую неосознанно являются рабами «культуры победителей». И публицистика в стиле «а-ля Черкасов», писанная как будто Радеком, Зиновьевым и Эренбургом «на троих», им импонирует.
+ + +
Заключить грустное повествование о РПЦИ мне хотелось бы одной символической фотографией. Как рассказали нам недавно вернувшиеся из Монреаля знакомые, в тамошнем русскоязычном ресторане «Эрмитаж» за стойкой бара висит снимок. На нем мы видим сидящего за столом сухонького старичка с беспомощно-изумленным, растерянным выражением лица, словно бы в немой мольбе о пощаде воздевающего слабые руки. Это — пребывающий на покое митрополит Виталий в день своего рождения в трапезной монастыря в Мансонвилле.
Перед юбиляром высится хозяин ресторана — недавний выходец из Kишинева, ставящий перед престарелым Митрополитом большое овальное блюдо. На блюде, укрупненная фотография которого помещена рядом, уложено коронное кушанье хозяина ресторана, приготовление которого особенно ему удается — фаршированная щука по-еврейски, т.н. «гефильте-фиш». К сожалению, у нас нет возможности заполучить этот раритет, но заинтересованные лица, приезжающие в Монреаль, могут его увидеть собственными глазами.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Этими публикациями, помещенными в «радикально-русском» и «радикально-православном» интернет-«Листке», следовало бы и начать историю «изгнанников» из РПЦИ. Именно со времени появления этих материалов деятельности «изгнанников» почти постоянно сопутствует осторожный успех. И по праву сопутствует — они доказали хозяевам свою полезность в борьбе с «консервативно-фашистскими» силами…
ЕПИСКОП МИТРОФАН УЧИТ НЕНАВИСТИ СО СВЯТОГО АМВОНА
Епископ бостонский Митрофан заявил, что в церковную ограду пробралась вражья сила, назвал сторонников митрополита Виталия алкоголиками и «израилем, призванным убивать любого и стремящегося завладеть нашим домом и нашим добром». 11 ноября (30 Октября) 2001 года, сразу после принятия святого Причастия, просветлев душой, прихожане храма Святого Серафима чудотворца Русской Православной Церкви Заграницей в г. Си-Клифф (штат Нью-Йорк) приготовились слушать проповедь. На амвон взошел Митрофан (Зноско-Боровский), епископ бостонский и объявил ошеломленным прихожанам, что в ограду церковную пробрался враг, который раскалывает нашу Церковь. Вместо проповеди, епископ Митрофан на целый час разразился проклятиями и обвинениями в адрес Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Виталия и других иерархов. Обвинения, в основном, сводились к злословию и медицинским диагнозам. 93-летний епископ Митрофан определил, что с возрастом у 91-летнего митрополита Виталия проявляется старческое слабоумие, не дающее ему служить, а тем более провести хиротонию.
Фактов никаких не приводилось, а заявления епископа Митрофана сводились в основном к медицинским диагнозам и проклятиям, недостойным звучать в стенах храма. Епископа Мансонвилльского Сергия епископ Митрофан попросту назвал алкоголиком. Епископа Каннского и Европейского Варнаву Митрофан обвинил в злословии, приведя якобы сказанную им на заседании Святейшего синода фразу, мол, я очень люблю Россию и ненавижу Московскую патриархию. Епископу Варнаве Митрофан поставил диагноз «хронический алкоголизм», отметив зачем-то, что Варнава, как бы и не русский, а подданный Франции, и, как все французы страдает излишним винолюбием.
Нагнетанием ксенофобии и ненависти была пронизана и сегодняшняя (12 (25) ноября) речь епископа Митрофана, которую язык не поворачивается назвать проповедью. Начав с притчи о добром самаритянине, владыка как-будто забыл, что стоит на амвоне перед святым алтарем. На сей раз он заявил, что в ограду храма ворвались враги и имя им Израиль. Ссылаясь на Талмуд, епископ Митрофан заявил, что цель этого самого Израиля — убивать любого и каждого, кто евреем не является.
Далее владыка поведал, что приходя к нам в дом, этот самый Израиль лишь стремится забрать этот дом, что сегодня и происходит в Церкви. Далее епископ заявил, что этот Израиль, покушающийся на Церковь, не что иное, как вражья сила, канадские раскольники-чужаки, грозящие единству святой Церкви. Странно и страшно было слышать антисемитские заявления епископа бостонского, сделанные со святого амвона.
Свидетелями речей владыки были десятки людей, которые разошлись в недоумении.
Людмила Протасова, Иван и Анна Колодины
+ + +
Забавно, что примерно через год борцы с антисемитизмом в РПЦЗ поместили еще одно трогательное письмо. Но — имя и фамилия мужа рабы Божией Анны — чуть изменилось. Итак…
+ + +
1/9/02
Дорогой наш Владыка Митрополит Виталий!
Нельзя было удержаться от слез, читая Ваше Рождественское Послание и Духовное Завещание. Господь оборонит и спасет всех нас. Дай Вам Бог многая лета и крепости духовной в стоянии Вашем за Истину Господню и Веру Православную. /…/
Вместе с тем не может не удивлять, что гонители Ваши даже не опубликовали поздравления к Празднику Рождества Христова. Возможно, занятые склоками и бюрократической возней они позабыли о своих пастырских обязанностях.
Вероятно и то, что не посмели они пользоваться духовными титулами, полученными «разбойничьим собором». Возможно, устыдившись дел своих по подготовке суда неправого, в нарушение Апостольских Правил, запрещающих разбирать дела Церкви в светском суде, и убоявшись церковной анафемы и гнева Божия не назвались они своими самочинными званиями, полученными без Вашего благословения. Ибо сказал Спаситель Иуде: «Что делаешь, делай скорей» /…/
С любовию во Христе, Людмила Протасова, Степан и Анна Колядины,
смиренные миряне РЦПЗ
+ + +
Оно, конечно — что Иван, что Степан, что Колядин, что Колодин, — для дела безразлично. Эта нарочитая путаница великолепна — «гой» он и есть «гой», все одно не разберется.
Слова этих православных борцов с антисемитизмом «совершенно случайно» достигли нужного адресата, попав в Антидиффамационную лигу США — зловещую организацию, терроризирующую американцев неустанными поисками «проявлений антисемитизма» и борьбой с такими «проявлениями». Борьба эта в Америке (а теперь и в России) ведется на уничтожение, если не физическое, то моральное.
+ + +
Письмо Джоела Леви архиеп. Лавру
Его Высокопреосвященству Митрополиту Лавру
Русская Православная Зарубежная Церковь
75 East 93rd Street
New York, NY 10 128
Антидиффамационная Лига глубоко обеспокоена сообщениями, полученными нами сведениями по поводу проповеди, прочитанной Епископом Митрофаном (Зноско) 25 ноября в Церкви Св. Серафима в Си Клиффе, Нью-Йорк.
Согласно полученным нами жалобам, проповедь епископа Зноско была наполнена самыми порочными антисемитскими обвинениями, включая заявление, что Талмуд одобряет убийство евреями неевреев. Епископ так же заявил, что «враг ворвался в Церковную среду и имя этого врага — Израиль». Он также сообщил, что «когда пришел в наш дом Израиль, он не имел других целей кроме как завладеть нашим домом».
Мы глубоко поражены и разочарованы тем, что религиозный руководитель, которому поручено воспитание духовного понимания и врачевания в своей общине, мог сделать такое неистовое и безосновательное утверждение, которое не несет в себе никакой другой цели, кроме насаждения ненависти.
Мы надеемся, что вы вынесете публичный выговор Епископу Митрофану Зноско и заставите его отречься от антисемитских выпадов, которые он сделал.
В это решающее время в истории, когда мы недавно были свидетелями самого безобразного проявления религиозного экстремизма, очень важно, чтобы религиозные группы играли услужливую и конструктивную роль, показывая терпимость.
Искренне ваш,
Джоел Леви
Региональный Директор
Антидиффамационной Лиги
Ответ еп. Гавриила Джоелу Леви
Господину Джоелу Леви
Региональному директору
Антидиффамационной Лиги
Многоуважаемый господин Леви,
Пожалуйста, примите наши извинения за задержку c ответом на Ваше письмо от 4-го декабря 2001 года. Наш Синод заседает всего лишь четыре раза в году и мы считаем, что ваша жалоба настолько серьезна, что ее следует внимательно рассмотреть всем епископам на следующем очередном заседании, чем оставлять ее на решение административному штату.
Кроме Вас никто не информировал нас о том, что произошло в ноябре прошлого года в нашем приходе в Си Клиффе, Лонг Айленд. Мы глубоко обеспокоены тем, что его Преосвященство Епископ Митрофан (Зноско), мог сделать приписываемое ему антисемитское высказывание и мы уверяем Вас что такие комментарии идут в полный разрез с официальной позицией нашей Церкви.
Блаженнейший Митрополит Антоний (Храповицкий) один из основателей нашей Церкви в 1920-ом году, мужественно поносил тех, кто был ответственен за ужасные погромы в Кишиневе и мы во всех делах стараемся придерживаться его примеру истинного христианского архипастыря и богослова.
Однако сделанные Вами утверждения против Епископа Митрофана нам кажутся немного странными, так как уже несколько десятков лет он с гордостью рассказывал, как во время Второй Мировой войны в Польше он был ответственен за спасение жизней нескольких евреев.
Его Преосвященство уже был предупрежден проповедовать с осторожностью — таким образом, чтобы предотвратить неверное истолкование. Прошу также заметить, что его Преосвященству уже более 90 лет и в последнее время он испытывает серьезные проблемы со здоровьем. Мы уверяем Вас, что будем расследовать это дело более подробно и готовы принять соответствующие меры.
Искренне Ваш,
+Гавриил, Епископ Манхэттенский, Секретарь Синода
+ + +
Эта показательная история не получила никакого отражения в массовой печати, поскольку, услышав аббревиатуру «АДЛ», в США население от ужаса впадает в ступорозное состояние. Нам трудно себе это представить. Это даже совсем не тот иррациональный страх, который вызывал у кухонных политиканов из советской интеллигенции в 70-е годы КаГеБе. Это страх вполне рациональный и вполне оправданный. Примерно, как ужас, который внушала одесская ЧК в 1919-м. «Изгнанники» в лице Ивана-Степана хорошо знали, что делали. Написать донос в АДЛ в США — это серьезно; речь идет едва ли не о смертном приговоре, растянутом во времени.
Отозвалась лишь малотиражная русскоязычная «медиа». Зато отзыв был очень подробен и интересен: в одном издании появилась обширная статья за скромной подписью «Михаэль Кафра», а в другом — та же статья, но уже подписанная «Людмила Кафра», причем автор отрекомендован как «работающий в Нью-Йорке в сфере организации и продвижения некоммерческих общественных организаций и общественных отношений».
В статье Людмилы-Михаэля есть замечательное место: одно из ответственных лиц АДЛ замечает, что его организация раньше не сталкивалась с таким явлением, как РПЦЗ, но уж раз столкнувшись — разберется до конца.
А в конце со строгостью:
«Выходит, что Израиль земной получил сатисфакцию. Мы согласны с мнением директора Центра антисемитизма и экстремизма в России при АДЛ Львом Кричевским, что ответ удовлетворителен.
Удовлетворен ли Израиль небесный? 15-го февраля 2002 г. Епископ Митрофан скончался, и у православных принято молиться, чтобы Господь простил рабу Божьему его грехи вольные и невольные.
Что же осталось? Остались набожные прихожане храма Святого Серафима Саровского, скорбевшие о грехе злословия, об антисемитских и, по сути, антибиблейских речей Владыки Митрофана, не устоявшего против беса на святом амвоне. По их мнению, письмо епископа Гавриила «написано, чтобы ничего не сказать».
Прихожане не добивались бюрократической переписки между ведомствами — еврейскими и православными. Прихожане ожидали от своих пастырей того, чему их учила Святая Церковь с детства — покаяния и молитвы. Этого пока не произошло…"
http://russiandenver.50megs.com/vino.html
http://www.jcrelations.net/ru/?id=1599По воле Божией, сам Вл. Митрофан скончался, не дождавшись «оргвыводов"… А после его смерти епископом Бостонским стал скандалист и растратчик С.В. Донсков (еп. Михаил)
http://rusk.ru/st.php?idar=4784
Страницы: | 1 | |