Столетие.Ru | Александр Музафаров | 11.04.2011 |
Многое пока еще хранит древняя Тверская земля. Помнит она и о «громком веке военных споров», когда подвигам русских воинов «страшась, дивился мир», а русские политики разрабатывали смелые геополитические проекты.
Восьмидесятые годы XVIII века. Под грохот орудий и залпы мушкетов Россия уверенно расширяла свои пределы на юг. Под ударами русских войск исчез, рассыпался в прах, многовековой кошмар крымских набегов, русские полки вошли на полуостров, и дело шло к окончательной ликвидации Крымского ханства.
После поражения в русско-турецкой войне 1768−1774 годов Турция готовилась к реваншу, а Россия деятельно искала союзников для продолжения борьбы. Дипломаты Екатерины II сумели восстановить пошатнувшийся было после выхода России из Семилетней войны союз со Священной Римской империей германской нации (Австрией). В Вене хорошо помнили грохот турецких пушек, когда армия султана дважды в 1529 и 1683 годах осаждала город, и очень внимательно следили за своим южным соседом.
В 1779 году Россия выступает в качестве посредника между Австрией и Пруссией на Тешинском конгрессе, предлагая германским государствам компромиссный выход из конфликта. Это были времена, о которых потом напишет Игорь Тальков: «Твой Петербург мирил врагов высокой доблестью полков в век золотой Екатерины». Российская и Австрийская империя стремились к окончательному решению турецкой проблемы. В 1780 году император Иосиф II инкогнито прибыл в Россию для личных переговоров с Семирамидой Севера (так зарубежные дипломаты называли в переписке Екатерину Великую). Союз двух христианских империй против мусульманской Турции был заключен.
Поначалу предусматривалось лишь взаимное оказание помощи в случае турецкой агрессии, а в перспективе. В перспективе обозначался «греческий проект» — окончательное изгнание турок из Европы и восстановление Греческой империи со столицей в Константинополе.
И не случайно родившийся в 1779 году второй внук русской императрицы получил греческое имя Константин — в честь основателя Византийской империи Константина Великого.
Зримым, наглядным символом союза стал собор святого Иосифа в городе Могилеве. В церемонии закладки храма в мае 1780 года приняли участие оба союзных монарха. Автором проекта стал молодой и мало кому тогда известный архитектор Николай Александрович Львов.
Идеологический подтекст был выражен и в архитектуре храма. Широкий, с низким куполом, с многочисленными элементами классической архитектуры, собор напоминал ранние византийские храмы, в которых было много от архитектурного наследия классической Греции. Колонны с античными капителями, хоры над входом, крестообразная форма основного объема и чудесный двойной купол. Внутренний купол храма, с широкими проемами, освещался через окна внешнего, создавая у молящихся иллюзию голубого, чистого неба, вне зависимости от погоды на улице. Величественный храм стал одним из архитектурных центров Могилева. Зодчий мастерски вписал его в городскую среду, сделав центром крупной площади губернского города.
Греческий проект Екатерины II так и не был реализован в полной мере. Но в русско-турецкую войну 1787−1792 года русские и австрийцы воевали вместе и закончилась она победой. В состав России вошли Крым и Северное Причерноморье (тогда казалось, что навсегда), Дунай стал пограничной рекой. Но «греческий проект» так и не был сдан в архив. Видоизменяясь, идея возвращения Константинополя, «водружения креста на Святую Софию» дожила до Первой мировой войны и была окончательно похоронена лишь после 1917 года.
Советское правительство круто изменило политику в «восточном вопросе». В 1920 году большевики заключили союз с турецким лидером Мустафой Кемалем (будущим Ататюрком). По его просьбе Турции была оказана значительная помощь финансами и вооружением. В том же году были переданы 6 тысяч винтовок, свыше 5 млн винтовочных патронов, 17 тысяч снарядов и 200,6 кг золота в слитках. В 1921 году неофициальные отношения были оформлены в договор о «дружбе и братстве», согласно которому, в распоряжение турок были переданы еще 10 млн руб золотом, более 33 тысяч винтовок, около 58 млн патронов, 327 пулемётов, 54 артиллерийских орудия, более 129 тысяч снарядов, полторы тысячи сабель, 20 тысяч противогазов, 2 морских истребителя и «большое количество другого военного снаряжения».
Именно эта помощь позволила турецкому правительству выиграть войну с Грецией и депортировать все греческое население Турции. Полтора миллиона греков были вынуждены покинуть земли, где их предки жили с античных времен. Так, благодаря советской помощи, была поставлена точка в завоевании турками Малой Азии.
В 1938 году Кемаль Ататюрк умер. И в том же году собор в Могилеве, памятник Греческому проекту Российской империи был взорван. Случайно ли? Кто знает…
Казалось, в истории поставлена точка, и лишь совсем недавно выяснилось, что у могилевского храма есть двойник. На тверской земле, между Торжком и Старицей, стоит его точная копия — церковь Святых Апостолов Петра и Павла в селе Загорье (Переслегино). Храм был построен в 1785 году по заказу местного помещика Марка Федоровича Полторацкого. Его единственное отличие от могилевского оригинала — наличие двух башенок-звонниц в передней части здания. Но они столь гармонично вписаны в его структуру, что, по мнению известного историка архитектуры А.В. Чекмарева, речь может идти только об авторской доработке проекта.
В село по сию пору нет асфальтовой дороги, может поэтому сюда и не добрались «воинствующие безбожники» 20-х — 30-х годов. Пощадила храм и война, прокатившаяся железным катком по этим местам. Но то, что не сделала злая воля, делает людское равнодушие и время. Забытое творение гениального русского зодчего медленно разрушается.
Рухнули своды трапезной и теперь античные колонны стоят под открытым небом, как и внутренний дворик, столь характерный для античного искусства, но странно и абсурдно выглядящий засыпанный снегом. Пол в середине храма еще держится, лишь у алтаря он проломлен и видны обугленные балки — следы чьего-то незадачливого кладоискательства.
И по-прежнему можно поднять голову вверх и увидеть чудо — двойной купол, создающий видимость голубого глубокого неба.
По винтовой белокаменной лестнице можно подняться на колокольни. Вот выход на хоры. Деревянные балки все еще стоят, но пола нет и ступить на них страшно. Отсюда видно, в каком плачевном состоянии находится храм. Крыша рухнула, и своды остались один на один со стихией — долго ли протянут? Трещины пошли по стенам, алтарная часть как бы заваливается.
С колоколен открывается чудесный вид на окрестности. Сразу видно, что место для храма выбрано не просто так, он гармонически вписан в окружающий ландшафт и является центром округи.
Уцелели парадные двери. На них — некие железные конструкции — возможно остатки замка или запора, чудная деревянная резьба — часть художественного оформления здания, тщательно продуманная зодчим.
А как величественно храм смотрится с фасада! Широкий фронтон, шестиколонный портик, две башни звонниц и внушительный главный купол. Только погнутые временем кресты да деревья на крыше выдают бедственное положение здания.
Что потеряем мы через десять лет, когда рухнет чудесный двойной купол, когда обвалится алтарная часть, когда храм уже не сможет сохранять заложенный в него архитектором облик? Красоту. И память о прошлом. О веке, который был свидетелем нашей славы. Увы, нынешнее столетие является свидетелем чего-то другого.
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/na_ruinah_zolotogo_veka_2011−04−06.htm