Русская линия
Татьянин деньИгумен Иов (Талац)11.04.2011 

«Для космонавтов я был как космонавт»

12 апреля 2011 года будет праздноваться 50-летие со дня первого полёта человека в космос. Игумен Иов (Талац)В преддверии юбилейного Дня космонавтики игумен Иов (Талац), настоятель храма Преображения Господня в Звёздном городке, ответил на вопросы о том, почему верующий космонавт до сих пор вызывает удивление, какие святыни побывали на околоземной орбите и чем звёздный мир так привлекает людей.

— Отец Иов, 50-летие со дня полёта в космос первого человека будет как-то особенно отмечаться в храме Преображения Господня в Звёздном городке?

- 12 апреля мы отслужим молебен Божией Матери. А вот накануне, в воскресный день, как обычно будет совершаться Божественная Литургия, и наши прихожане смогут исповедаться и причаститься, и это самое важное.

 — Вы тоже участвуете в каких-то праздничных мероприятиях?

- По мере возможности, с Божией помощью, стараюсь участвовать, если считаю, что это нужно.

Люди сегодня живут в вакууме безбожия. Согласно исследованиям социологов, 90% людей на Земле причисляют себя к верующим. Но в реальности, дай Бог, 2−3% по-настоящему верующих людей, которые живут или хотя бы искренне стараются жить по заповедям. А остальные только иногда свечку поставят, в храм зайдут, в беде скажут: «Боже, помоги!» — и это для них вера. Но они даже не говорят, что есть Бог, предпочитают сказать: «Знаю, что Что-то есть». И в первую очередь я говорю для них. Потому что для верующего человека неважно, летают в космос или нет. То есть это, кончено, интересно, они могут порадоваться, что человек научился делать космические корабли, выходить в открытый космос — но на их вере в Бога и отношениях с Богом это никак не отразится, потому что для веры это второстепенный вопрос.

— Как вообще возникла идея построить в Звёздном городке храм?

- Я начал ездить в Звездный городок в начале 2003 года, общался с Василием Васильевичем Циблиевым, Юрием Лончаковым, Валерием Корзуном, Алексеем Архиповичем Леоновым, Валентиной Терешковой, Борисом Волыновым. С кем-то чаще, с кем-то реже, по обстоятельствам. Потом начал освящать кабинеты, управление, самолеты. Сотрудники реагировали по-разному. Процесс освящения воспринимали спокойно, но сам факт присутствия священника многим не нравился — что это ещё поп тут ходит! Потом космонавты стали приезжать ко мне в Лавру, исповедовались, причащались. Мы служили молебны, особенно перед полётом.

Каждому я давал в полёт складень с иконами Матери Божией и Спасителя. Несколько раз в космосе побывали святыни. Частицу мощей преподобного Сергия Радонежского брал в полёт Юрий Лончаков в 2008 году и она пребывала на орбите полгода. Два раза Юра выходил с ней в открытый космос и благословлял землю. Потом полетел Максим Сураев и взял с собой частицу Креста Господня, 4 месяца назад с орбиты вернулся Фёдор Юрчихин, который брал в полёт частицы мощей Феодора Стратилата и Феодоро Тирона и частицу деревянной раки, в которой находились мощи святителя Николая, когда их переносили из Мир Ликийских в Бари, и благословлял ею Землю. В годины скорбей устраивались крестные ходы со святынями, и если теперь у нас есть возможность совершить такой вот крест ход вокруг Земли — почему нет? И, конечно, на станции есть иконы.

В 2007 году у нас с космонавтом Юрием Лончаковым зашел разговор, что было бы неплохо построить в Звёздном городке храм. Все же там около 6000 жителей и далеко не все могут приехать в Лавру или еще куда-то, чтобы попасть в храм, исповедаться и причаститься. Сразу же встал финансовый вопрос, и мы решили пока просто молиться. И вот через два месяца Юра нашел человека, который приехал в Лавру с готовым проектом храма и сказал, что сам будет храм строить и оплачивать все работы. Проект мне понравился, и я отправился к наместнику Троице-Сергиевой Лавры, архиепископу (а тогда епископу) Феогносту за благословением. Владыка сказал, что храм в Звёздном непременно нужно строить.

Генерал-лейтенант Василий Васильевич Циблиев, начальник Российского государственного научно-исследовательского испытательного Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина написал на имя Святейшего Патриарха Алексия II письмо с просьбой разрешить заложить в Звёздном городке храм в честь Преображения Господня. Причем космонавты хотели, чтобы храм был связан со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой.

Святейший благословил, и 4 августа 2008 года, в день святой равноапостольной Марии Магдалины, мы сделали закладку храма.

— Почему храм решили посвятить празднику Преображения?

- В храме души человеческие должны преображаться от греха к святости. А еще на иконе праздника есть пророк Илья, который является одним из покровителей космонавтики.

Для закладки я специально привез камень с горы Фавор.

— На Фаворе Вы говорили, для какого храма берете камень?

- Да, и я ездил туда и перед тем, как Святейший Патриарх Кирилл совершил Великое освящение нашего храма, и привез еще один камень под Престол.

До этого мы с космонавтами несколько раз были на Святой земле, приезжали в монастырь Преображения Господня на горе Фавор. Настоятель монастыря, архимандрит Иларион, очень хорошо нас принимал, с интересом расспрашивал ребят о том, в каких условиях они работают, что бывает, если возникает внештатная ситуация. Нормального человека это всегда интересует. Любопытство ненормально, когда человека тянет подсматривать в щелочку, кто какой грех делает. Это не наше дело, наше дело — молиться, просить: «Господи, спаси всех!», даже если видим, что кто-то поступает неправильно. А любопытство в плане интереса к мирозданию, исследования мира, который сотворил Бог, для человека нормально.

После закладки мы освящали купола. Были многие космонавты: Алексей Архипович Леонов, Валерий Корзун, Юрий Лончаков, Василий Циблиев, Юрий Дидзенко и другие. Пришли конструкторы, ученые.

До февраля 2010 года в Звёздном я служил молебны, а потом совершил Малое освящение храма и 14 февраля отслужил первую Божественную литургию. С тех пор богослужения в храме совершаются регулярно. И вот 28 ноября 2010 года Святейший Патриарх Кирилл совершил Великое освящение храма. Присутствовали руководитель Федерального космического агентства «Роскосмос» Анатолий Николаевич Перминов, генеральный директор одного из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли России ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» Александр Сергеевич Фадеев, конструкторы, представители науки, около 30 космонавтов. Святейший сказал, что сегодня в храме стоят мудрецы, и для всех нас хороший пример, что они не полагаются исключительно на свой ум, но обращаются к тому, у кого много мудрости — Богу, и благодаря этому становятся во много раз мудрее.

Патриарх очень интересовался храмом, полетами в космос, отнесся ко всем нам как чадолюбивый отец.

На освящение пришло очень много людей. Не все могли уместиться в храме, и на улице мы поставили экран размером примерно 3 на 4 метра, чтобы они могли видеть происходящее.

А вообще прихожан у нас человек 100−150, на Пасху приходило 500−600 человек.

 — Рядом с космодромом «Байконур» тоже есть храм?

- Да, в городе Байконур есть храм Георгия Победоносца, который был освящен в июне 2005 года, но вообще история Церкви в Байконуре началась в начале 90-х годов. Это закрытый город, в советское время в нем было около 200 тысяч жителей, после распада СССР многие уехали и сейчас осталось примерно 60 тысяч. Это те, кто обеспечивает функционирования стартовых площадок, и русские, и казахи.

Сейчас в храме служит протоиерей Сергий Бычков. Он начал строить храм с помощью Федерального космического агентства «Роскосмос», чтобы у людей, которые живут и работают в Байконуре, появилась возможность молиться и испрашивать помощи Божией. Сейчас отец Сергий освящает почти все старты, которые совершаются на «Байконуре». Обычно его приглашают за 3−4 дня до запуска.

 — Вы тоже бываете на «Байконуре»?

- Да. Но в основном у меня связь с космонавтами, учеными, конструкторами, которые трудятся в Звёздном городке, в Москве и рядом с Москвой, например, в Королёве.

Как правило, в Байконур я приезжаю, если перед запуском ребята хотят исповедаться и причаститься. А так обычно они приезжают в Лавру, мы открываем мощи преподобного Сергия, служим молебен. Так что здесь я провожаю всех.

На космодром космонавты едут за 2 недели до запуска, я приезжаю дней за 5. У ребят очень напряженный график подготовки и нет возможность быть на вечернем богослужении и литургии, поэтому я беру с собой Запасные Дары. Служу молебен, и после Таинства исповеди они принимают Пречистое Тело Христово.

Переда запуском я часто провожаю ребят до космического корабля.

 — Как называется ракета в чине освящения?

- «Ракета» или «космический корабль». Если освящается спутник, «спутник», так что ничего особенного.

Когда происходит запуск, вначале стоишь на улице, потому что хочется посмотреть, как полетит ракета. При хорошей погоде ее видно в течение 2-х минут, а потом она пропадает и тогда уже идешь в специальный центр, где на экранах показывают, что делают космонавты внутри. Видно, что они сидят, переговариваются, делают какие-то движения. Сам выход на орбиту длится 9 минут, потом экраны отключаются и кричат: «Ура!», а кто-то: «Слава Богу!». Конечно, когда происходит запуск, стоишь и молишься, чтобы все было благополучно. Это же не цирк, чтобы приходить и просто смотреть.

 — У Вас никогда не возникало желания отправиться в космос Игумен Иов (Талац) на тренировке в Звездном городкеили как-то приобщиться к миру космонавтики?

- В 2006 году генерал-лейтенант Василий Васильевич Циблиев предложил мне пройти первый этап космической подготовки. Я согласился и работал на тренажере «Выход-2», где в скафандре «Орлан МТ» идёт отработка выхода в открытый космос.

Потом несколько раз летал на невесомость. А после ещё участвовал тренировке в гидролаборатории, где под водой на глубине 12 метров имитируется выход в открытый космос в скафандре «Орлан МТ».

Потом Юрий Лончаков мне рассказывал, как устроен космический корабль, объяснял, что происходит в начале старта.

Как-то меня спросили, для чего я всё это делаю. Но я действовал по словам апостола Павла: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». Так вот, для космонавтов я был как космонавт, чтобы понимать, как они живут, с чем вынуждены иметь дело, чтобы лучше донести до них смысл христианства.

 — Все эти тренировки — это очень тяжело?

- Смотря какие. Полную невесомость на Земле можно почувствовать только когда летаешь в специальном самолёте, и то она длится 30 секунд, и за один полёт может быть около 10 таких коротких промежутков невесомости.

Помню, после первого полёта я лёг на диван, закрыл глаза — и сразу диван пропал и возникло ощущение невесомости. Я, конечно, тут же потрогал диван рукой — ощущение гравитации вернулось. Закрыл глаза — снова пропало, и так было весь день, когда закрывал глаза. Просто, оказавшись в невесомости, мозг испытывает состояние шока: отсутствие гравитации для него — непостижимая ситуация.

После второго раза это длилось немного, и ребята сказали, что мозг постепенно привыкает, у него появляется опыт отсутствия гравитации.

 — Как Вы думаете, почему верующий космонавт воспринимается как что-то необычное?

- Коммунистическая пропаганда пыталась использовать космонавтику для доказательства безбожного происхождения Вселенной: космонавты летают в космос, там Бога не видят, значит, Бога нет. Конечно, у людей, которым это вдалбливали в голову, вызывает удивление, что человек летает в космос, Бога там не видит, но в Бога верит.

Но в основе этой пропаганды был обман, ведь Церковь никогда не говорила о том, что в космосе можно увидеть Бога. Она говорила о том, что есть три неба: первое небо — наша атмосфера, второе — твердь, или звёздный космос, третье — горний мир, где пребывают Господь, ангелы, святые.

Юрий Алексеевич Гагарин и космонавты поднимались с первого неба на второе, но на третье небо, в горний мир, Игумен Иов (Талац). Невесомость.никогда не летали и никогда не долетят. Туда человек может вознестись благодаря великому милосердию Божию при условии исполнения заповедей, очистив свое сердце от страстей.

 — Тем не менее, о противоречии между научным и религиозным пониманием мира говорят достаточно часто.

- Это неправильно: никакого противоречия нет. Когда человек серьезно начинает входить в христианскую жизнь, он многое начинает видеть по-другому, более правильно, ближе к истине. И если человек серьезно относится к научному познанию Вселенной, он тоже начинает многое видеть по-другому и также приближается к истине. Один владыка как-то сказал мне: «Подлинная наука ведет в Рай». И это действительно так, потому что, если человек изучает Вселенную, он не может остаться равнодушным, безразличным и не может не увидеть за всем руку Творца. За зданиями и статуями видна работа великих мастеров, за прекрасными звёздами, удивительными живыми существами — работа Великого мастера, Бога.

— Вы говорите о том, что нужно изучать все, чтобы видеть, как обстоят дела на самом деле. И при этом, по той же статистике, далеко не многие пытаются разобраться, как устроена жизнь. Откуда такая инертность?

- Думаю, безразличие зависит от грехов. Когда человек не исполняет заповеди и не кается, душа черствеет, становится холоднее, перестает правильно воспринимать события и ей становится безразлично все, что связано с Богом, а ведь с Ним связано все мироздание. По большому счету, тем же космосом интересуются очень мало людей. Если прийти в Университет и спросить у студентов: «Давно ли вы смотрели на звёзды?», думаю, «да» ответят немногие. А ведь слово «человек», «άνθρωπος» в переводе с древнегреческого языка значит «смотрящий вверх».

Сейчас люди больше возлюбили земное, материальное, а если человек живет страстями, его интересует только плотская пища, и все, что говорится про Бога, становится вообще непонятно и неизвестно зачем нужно. Святые отцы говорили, что всякое приобретение на земле — это потеря на небе. Когда люди не удовлетворяются тем, что происходит на земле, это хорошо, это правильно, это заложено в человеке. Ведь Земля — это наше временное пристанище, а Отечество находится в горнем мире, и если человек стремится вверх, к звёздам — это, на самом деле, не что иное, как стремление к горнему миру, может быть, пока ещё и не осознанное.

Ведь многие из тех, кто не задумывался о существовании Бога, интересуются звёздами, любят читать фантастику. Одному такого человека я сказал, что его поиски — это на самом деле тоска по Богу, которую он уменьшил до тоски по неведомому сказочному миру — другой планете, на которой фантастические существа, намного превосходящие людей, живут в мире, с любовью. Но для чего выдумывать себе такой мир с другой планеты, если он есть на самом деле? Только это не другая планета, а Рай, и его жители — не инопланетяне, а ангелы и люди, которые также жили на Земле, но милостью Божией спаслись.

Человек потерял Бога — и возникло непонимание всех жизненных событий. Бог устраивает жизнь человека благочинно, вера в Бога — это своего рода точка отсчета, стержень, без которого возникает «каша в голове».

— Космонавтика — опасная профессия, связанная с риском для жизни. Разве можно сознательно выбирать такое занятие? Ради чего так рисковать?

- Когда Господь сотворил Адама, то показал ему всех живущих на Земле и дал право дать имена всему сущему. А чтобы дать имя, надо познать, изучить, так что стремление к познанию заложено в человеке изначально.

Первые люди не задавались вопросами о том, как устроен мир, где их место во Вселенной, для чего они живут: они знали ответы на эти вопросы. А их потомки отошли от Бога еще дальше и это знание в них утратилось, но подсознательное стремление осталось. И ради того, чтобы вернуть это знание, человек идёт на исследование мироздания. Но если бы человек не просто исследовал мироздание, но вопрошал помощи у Бога, Бог бы Сам ему открыл великие тайны, и никакой риск не был бы нужен.

— Но ведь люди дерзают распоряжаться собственной жизнью!

- Но это не просто распоряжаться. Вопрос в том, ведёт ли эта деятельность к вечности, к Богу. У каждого есть послушание на Земле — монашество, космонавтика, журналистика, — и все будут отвечать перед Богом за то, как они его исполнили. Поэтому человек и задается вопросами: «А зачем это всё? А ради чего я всё это делаю?».

Вот человек неверующий полетел в космос, увидел красоту мироздания и вернулся верующим. Стоило ради этого рисковать? Стоило, потому что от этого зависит его жизнь в вечности. Но если летал в космос и не уверовал в Бога, тогда полёт этого человека в космос оказывается бессмысленным, потому что вне Бога любая деятельность бессмысленна. И как жалко будет, когда такое мудрое разумное существо как человек, которое способно на такие глубокие переживания. чувства, размышления окажется потерянным для вечности!

Господь дал нам все возможности, чтобы вернуться к Нему, и нам нужно только унять свои амбиции, покаяться перед Творцом и понять, что без Бога мы ничего не сможем сделать в этой жизни. мы ничего не стоим.

Архимандрит Софроний (Сахаров) говорил, что человек — это личность, персона. И если бы мы чаще вспоминали об этом, то меньше бы осуждали, потому что в каждом увидели бы удивительные качества и таланты, которых не в другом. И если снять греховную ржавчину, которая закрывает в человеке образ Божий, мы в каждом увидим совершенную духовную и телесную красоту. Но убрать эту греховную проказу — не простая, а очень тяжёлая задача.

ttp://www.taday.ru/text/966 796.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика