Русская линия
Православие и современность Маргарита Крючкова09.04.2011 

«Православные монастыри пребудут до скончания века, несмотря на все гонения на них…»

Фраза эта — из книги «История Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Саратове», Спасо-Преображенский мужской монастырь (г. Саратов)написанной настоятелем монастыря епископом Петровским Дамианом (Говоровым) и изданной в Саратове в трагическом 1918 году. Благодаря автору мы можем увидеть прошлое этого святого места.

…Стоящий за городской чертой, на возвышенной местности у подножия Алтынной (Лысой) горы, век назад саратовский Спасо-Преображенский монастырь с величественным соборным храмом был виден издалека. Примечательно, что первоначально монастырь находился совсем в другом месте — там, где Соколовая гора спускается к Глебучеву оврагу. Основанный в восьмидесятых годах XVII века, в 1811 году он был уничтожен пожаром. Новое строительство было начато в 1814 году на землях, отведенных под монастырь городскими властями, и закончено к началу 20-х годов XIX века. При этом незадолго до его окончания городские власти практически утроили количество переданной монастырю земли, отдав в том числе и прекрасные лесные угодья. В мае 1922 года Архиерейским чином было совершено освящение главного храма обители — собора в честь Преображения Господня.

Величественный Спасо-Преображенский собор, построенный в византийском стиле, был одним из самых больших в Саратове. Он был увенчан пятью куполами; торжественный вид строению придавали фронтоны и колонны. Помимо главного престола, в соборе имелись два придела — в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святого благоверного князя Александра Невского. Внутри собор был прекрасно расписан — в том числе орнаментами с изречениями из Священного Писания и молитвословий. В монастырских записях хранилось свидетельство о том, что «саратовский помещик надворный советник Устинов из своего усердия для славы Божией поднялся собственным коштом написать 44 иконы в трех иконостасах и святых евангелистов под средним куполом храма». Одновременно с собором был построен храм во имя святых великомученика Димитрия и великомученицы Екатерины с приделом во имя святой мученицы Параскевы, где богослужения совершались в зимнее время.

Для братии монастыря были возведены два больших каменных двухэтажных корпуса, оштукатуренные и снаружи, и внутри и покрытые листовым железом. Каждый корпус имел два входа — парадный и черный, оба с каменными лестницами. В первом корпусе было 16 комнат для братии, на втором этаже — покои настоятеля, канцелярия и кухня; парадная лестница в этом корпусе была «из белого камня». Во втором корпусе тоже было 16 комнат — только уже на верхнем этаже; на нижнем же располагались 10 комнат, большая братская трапезная, расписанная масляными красками, и школьное помещение. На территории монастыря имелись также «людская изба» и добротные хозяйственные постройки — погреба, амбары, каретные сараи; на излете зимы монахи набивали снегом монастырские ледники, которые в течение почти всего знойного саратовского лета исправно сохраняли свежесть провизии, необходимой для пропитания братии, воспитанников детского приюта и многочисленных богомольцев. Примечательно, что почти четверть необходимой на постройку монастыря суммы была предоставлена по распоряжению саратовского губернатора Алексея Давыдовича Панчулидзева.

В начале XX века на территории монастыря была построена пятиэтажная колокольня со шпилем. Она была возведена на пожертвования потомственных почетных граждан Саратова — братьев Иоакима Александровича и Петра Александровича Никитиных, которых мы знаем как основателей первого стационарного российского цирка. Земля под колокольню была отведена постановлением Cаратовской городской думы в 1903 году; проект выполнял Петр Митрофанович Зыбин — известный саратовский архитектор (автор проекта здания храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Саратове). Летом 1903 года, после Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе, которую совершил епископ Гермоген (Долганев), состоялась закладка колокольни. А ровно через год будущий новомученик и исповедник Российский Гермоген в новопостроенной колокольне совершил освящение храма во имя святой мученицы Иулиании (в память супруги жертвователя) и святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Под храмом (он располагался в нижнем этаже колокольни) была устроена усыпальница Иоакима и Иулиании Никитиных. Иоаким Никитин умер в начале 1917 года. Через полгода со дня его кончины в верхнем этаже колокольни был освящен храм во имя праведных Иоакима и Анны.

Кроме церкви-колокольни (за которую ее создатели были удостоены ордена Святой Анны 3-й степени) на территории монастыря в начале XX века были построены еще два храма. При монастырских приюте и школе в 1907 году «усердием иеромонаха Иоасафа и при помощи благодетелей» была устроена и в 1908 году освящена епископом Гермогеном (Долганевым) деревянная церковь. А в 1912 году на территории монастыря был построен храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». «Раньше здесь была часовня, устроенная вместе с монастырем. Здесь схимонах Парфений, отличавшийся духовной жизнью, молился 40 лет, перебирая четками. Проезжающие останавливались, ставили свечи перед иконой Знамения и пили воду из источника, который был в самой часовне», — читаем мы в книге епископа Дамиана.

Напротив входа в Спасо-Преображенский собор располагалось монастырское кладбище. От остальной монастырской территории оно было отделено оградой — где каменной, где деревянной. Около самого собора был похоронен основатель обители архимандрит Савва, отошедший ко Господу в 1824 году. На кладбище Спасо-Преображенского монастыря (которое считалось лучшим в Саратове) покоились многие известные саратовцы, в их числе — представители родов Столыпиных и Устиновых (среди них — саратовский купец Михаил Андрианович Устинов и герой Отечественной войны 1812 года Афанасий Алексеевич Столыпин, внучатым племянником которому приходился великий русский поэт М.Ю. Лермонтов), видные общественные и государственные деятели, духовенство Саратова, преподаватели Духовной семинарии, братия монастыря.

Разорение обители началось в первые же месяцы после государственного переворота. За недостатком средств уже в сентябре 1917 года был закрыт монастырский приют для мальчиков. В начале мая 1918 года новая власть реквизировала весь хозяйственный инвентарь, в том числе земледельческие орудия. Монахи в тот год успели засеять только три десятины ржи (монастырю принадлежали пахотные земли, дача на Увеке, сенокосные участки на Курдюмском и Чардымском займищах), а когда она созрела — им не позволили убрать ее; не дали воспользоваться представители новой власти ни сенокосом, ни лесом — хотя все причитающиеся за это налоги монастырем были вовремя внесены. В конце мая того же года был разграблен алтарь соборного храма. Попыткой сохранить монастырь стало учреждение в 1918 году Братства при Спасо-Преображенском монастыре. Согласно Уставу Братства, в которое вошли братия монастыря и миряне-богомольцы, деятельность должна была вестись духовно-просветительская.

Что произошло дальше — мы с вами знаем. В начале 30-х годов XX века монастырь был разрушен. От величественного собора не осталось ни следа: сегодня практически невозможно даже указать точное место, где он когда-то возвышался. В это же время была взорвана колокольня, причем момент взрыва с поистине садистским удовольствием новая власть зафиксировала на фотопленке. В застойные советские годы на плацу, над закатанными в асфальт могилами, маршировали курсанты военного училища.

…Автор брошюры, выпущенной Издательством Братства Спасо-Преображенского монастыря, об этом не узнал: на его календаре был 1918 год. Жизнь рушилась, но монастырь еще стоял. «Отношение верующих к монастырю особенно ясно выражается в праздновании храмового праздника Преображения Господня, — писал настоятель разрушаемой обители.— К этому дню собираются десятки тысяч народа, сходятся крестным ходом с приходов градских; молящимися наполняется вся монастырская площадь». Мы верим: придет время, и монастырская площадь снова заполнится десятками тысяч верующих. «Православные монастыри пребудут до скончания века, несмотря на все гонения на них.»

Газета «Православная вера», № 7 (435), апрель, 2011 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56 791&Itemid=3


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru