Фома | Архимандрит Игнатий (Сотириадис) | 06.04.2011 |
Порой мне приходится слышать, что любое сотрудничество Церкви с современной Европой заранее обречено на провал,настолько различны ценности христианства и стратегия европейского развития. Я же считаю, что не нужно бояться Европы. Хотя бы потому, что Европа — это мы сами. Моя страна — Греция, и, хотя на греков оказали влияние многие страны и народы, географически и культурно мы — настоящие европейцы. То же можно сказать и о России, которую нельзя воспринимать вне европейского контекста. И я уверен, что Россия и русское Православие еще сыграют свою роль в развитии европейской цивилизации.
Я вспоминаю свой первый визит в Москву в 90-х годах прошлого века. Помню, как рано утром я специально поехал на Красную площадь, чтобы осмотреть собор Василия Блаженного. На главной площади страны было малолюдно, и лишь одна бедно одетая женщина собирала на мостовой брошенные туристами окурки, аккуратно складывая их в карман. Ужасное воспоминание, но разве можно сравнить ту Москву и Москву сегодня. Сейчас столица России превратилась в настоящий европейский город, и дело не только в магазинах и офисах. Открыты и многие храмы, которые заполняются всё новыми людьми, Патриарх Кирилл, безусловно, является одним из самых авторитетных людей в стране, да и в мире он один из ключевых духовных лидеров, так что я уверен — голос Русской Церкви в скором времени услышит вся Европа. Причем к счастью для себя — ведь в ДНК русского народа заложены потрясающая культура и глубокая вера, так необходимые европейской цивилизации.
Очевидно, что европейское общество сегодня переживает глубокий кризис. И дело тут отнюдь не в экономических проблемах. Подобные проблемы существуют и в реальной жизни: разрушительные идеи разлагают общество, подрывая его нравственные устои. И в данной ситуации Церковь не может молчать. Об этом мы говорим и у себя на родине, в Греции, где финансовые проблемы ощущаются особенно явно. Церковь не раз заявляла о том, что кризис экономики — это лишь отражение кризиса души, который вызывает коррупцию, социальные проблемы и прочие несчастья нашего времени. Безусловно, в современной Европе нередко возникают вещи, с которыми мы не можем согласиться. Например, легализация однополых браков и усыновления детей такими «супругами». Руководствуясь нормами христианской морали, мы не можем признать такой союз браком. Относительно права однополых пар на усыновление в Евросоюзе до сих пор нет единой точки зрения. Однако у Церкви она есть, и это не позиция какого-либо патриарха или епископа, это точка зрения Евангелия. Это слово не человека, но Бога, и мы не вправе его менять.
Сегодня практически все европейские Православные Церкви имеют свои представительства при Евросоюзе. В Брюсселе постоянно работают своего рода посольства Константинопольского Патриархата, Русской, Румынской, Кипрской и Греческой церквей. Мы не только информируем свои Синоды о том, что происходит в европейских организациях. В соответствии с Лиссабонским договором, мы имеем право выражать свою позицию, и мы пользуемся этой возможностью, пытаемся высказывать собственное мнение по различным вопросам. Важную роль в этом деле должен сыграть и созданный недавно по инициативе Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата Комитет представителей Православных Церквей при Европейском союзе, который призван сделать присутствие вселенского православия видимым для политических элит и всего европейского сообщества.
Нам бывает достаточно трудно давать рекомендации Евросоюзу по вопросам торговли, образования, здоровья и других социальных аспектов, однако мы стараемся научить чиновников ЕС думать по-христиански. Я не боюсь работать с чиновниками. Конечно, не все они готовы внимательно прислушаться к голосу Церкви. Однако я испытываю огромное удовлетворение, когда получаю возможность высказать точку зрения Церкви по той или иной проблеме во время дискуссий и заседаний в Европейском парламенте. Мне не важно, уважают меня или нет. Я также не знаю, повлияют ли мои слова на членов Парламента, но все же я высказываюсь, я обязан это делать как христианин и как европеец. Наверное, так же выступал апостол Павел в языческом Ареопаге. Без страха, с верой в правду Божью.
Страницы: | 1 | |