Русская линия
Правда.Ru Ольга Гуманова05.04.2011 

Выстоять вместе с преподобной Марией

На пятой неделе Великого поста в православных храмах всего мира совершается очень продолжительное богослужение, Мария Египетскаякоторое в русском народе называется «Мариино стояние». Эта многочасовая служба посвящена подвигу преподобной Марии Египетской — удивительной святой, которая после весьма бурной молодости 47 лет провела в пустыне в подвиге покаяния.

Обычно это богослужение, во время которого полностью читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, совершается вечером в среду пятой недели Великого поста. Но в этом году на четверг пятой седмицы в Поместных Православных Церквах, живущих по юлианскому календарю, в том числе в Русской, приходится великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. А в среду вечером в храмах, соответственно, будет совершаться всенощное бдение под этот праздник. Поэтому «Мариино стояние» перенесли в некоторых храмах на понедельник, а в некоторых — на вторник этой недели. Вечером в понедельник службу «Мариина стояния» в московском Храме Христа Спасителя возглавит патриарх Кирилл.

Преподобная Мария Египетская, память которой Православная Церковь совершает 1 апреля по старому стилю (14-го по новому) и в пятое воскресенье Великого поста, скончалась в 522 году в пустыне за Иорданом. Как повествует житие, до своего покаяния и обращения Мария была известной в городе Александрии блудницей. В возрасте 12 лет она сбежала в большой город из родительского дома, чтобы вести вольную жизнь.

Слово «блудница» по отношению к образу жизни Марии Египетской до покаяния иногда неверно понимают как «проститутка», хотя на самом деле все было не так. Да, в лике православных святых действительно прославлены женщины, которые до покаяния зарабатывали себе на жизнь услугами «платной любви» — например, преподобная Пелагия Антиохийская или преподобная Таисия, которая «древнейшим ремеслом» заработала себе целое состояние. Но с Марией было не так. На языке современных реалий ее правильнее было бы называть хиппи, практикующей «свободную любовь», чем корыстной женщиной, стремящейся своим телом заработать побольше денег. «Я жила в нищете и зарабатывала пряжей, — рассказывала спустя много лет Мария авве Зосиме, который и поведал о ее жизни. — Думала я, что весь смысл жизни состоит в утолении плотской похоти».

Для юной Марии «свобода любви» была одним из атрибутов вольной жизни в целом — веселых пиршеств, музыки, песен, вина, путешествий и приключений. Если бы она жила не в Александрии V века, а в 70-е годы ΧΧ века в Европе или США, ее бы называли «дитя цветов», автостопщицей и «фрилавщицей». Именно такого рода была авантюра с морским путешествием в Иерусалим — девушка ΧΧ века вышла бы с развевающимися волосами на трассу и подняла руку, а девушка V века напросилась на корабль, пообещав, что моряки и пассажиры не будут с ней скучать. Как повествует житие, во время путешествия по морю Мария предавалась невиданному разврату и пьянству. Ей удалось соблазнить даже благочестивых паломников, которые следовали в Иерусалим на праздник Воздвижения Животворящего Креста. «Как море стерпело мое распутство и любодеяние, как земля не разверзла своих уст и не свела меня заживо в ад, прельстившую и погубившую столько душ», — каялась святая впоследствии.

Достигнув Святой Земли, Мария вместе с толпой паломников попыталась войти в церковь, где находилось Животворящее Древо. «Но едва я ступила на порог, как меня остановила некая Божия сила, не давая войти, и отбросила далеко от дверей, между тем как все люди шли беспрепятственно. Я думала, что, может быть, по женскому слабосилию не могла протиснуться в толпе, и опять попыталась локтями расталкивать народ и пробираться к двери. Сколько я ни трудилась — войти не смогла. Как только моя нога касалась церковного порога, я останавливалась. Всех принимала церковь, никому не возбраняла войти, а меня, окаянную, не пускала. Так было три или четыре раза. Силы мои иссякли. Я отошла и встала в углу церковной паперти», — вспоминала будущая святая.

Мария почувствовала, что это грехи возбраняют ей видеть Крест Господень. Увидев перед собой икону Богородицы, Мария начала слезно каяться и бить себя в грудь. «О Дево, Владычице, родившая плотию Бога — Слово! Знаю, что недостойна я смотреть на Твою икону. Праведно мне, блуднице ненавидимой, быть отвергнутой от Твоей чистоты и быть для Тебя мерзостью, но знаю и то, что для того Бог и стал человеком, чтобы призвать грешных на покаяние. Помоги мне, Пречистая, да будет мне позволено войти в церковь. Не возбрани мне видеть Древо, на котором плотию был распят Господь, проливший Свою неповинную Кровь и за меня, грешную, за избавление мое от греха. Повели, Владычице, да отверзутся и мне двери святого поклонения Крестного», — приводит слова покаянной молитвы Марии Египетской ее житие.

После этого Мария вновь попыталась войти в церковь, и на этот раз это ей удалось. Мария поклонилась Животворящему Кресту и услышала говорящий как бы издалека голос: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой».

На выходе из церкви один человек подал Марии три медные монеты. На них она купила себе три хлеба и у продавца узнала путь на Иордан. Причастившись в церкви святого Иоанна Предтечи, Мария нашла у Иордана небольшую лодку, переправилась на другой берег и ушла в пустыню. Особенно тяжелыми для Марии были первые 17 лет пустынной жизни. Считается, что 17 лет она прожила блудной жизнью в миру, и именно столько же потребовалось на покаяние. Ее пища закончилась, одежда истлела, летними днями мучила нестерпимая жара, а зимними ночами — холод. Бесы искушали преподобную Марию, навевая ей воспоминания о былых пирах, вине и мужском внимании. Тогда она каталась по земле, чтобы отогнать эти помыслы.

Через 17 лет наступил следующий период ее подвига — своим покаянием Мария достигла чистой молитвы и чудотворений. Она обрела способность ходить по иорданским водам, прозорливость, знала наизусть Священное Писание, которого никогда не читала и не слышала до ухода в пустыню.

Перед смертью преподобная Мария сподобилась принять Святые Христовы Тайны от аввы Зосимы, который нашел подвижницу в пустыне чудесным образом. Он же после кончины святой предал ее христианскому погребению. По преданию, стопы умершей Марии лизал дикий лев. Зверь не тронул авву Зосиму, который пришел похоронить Марию — напротив, своими когтями помог старцу вырыть могилу.

Житие преподобной Марии служит примером того, что нет такого греха, в котором человек не мог бы покаяться, а истинное покаяние может вывести даже самые заблудшие души из бездн греха на вершины богообщения. Именно поэтому память преподобной Марии Египетской совершается Великим постом — во время покаяния и телесного подвига, в котором она как никто преуспела.

Помимо Великого канона, во время «Мариина стояния» читается канон святой и ее житие. Эта служба установлена со времен VI Вселенского Собора (681 год).

Особенно торжественно «Мариино стояние» совершают старообрядцы. Эта служба длится у них до семи часов. Во время богослужения они кладут столько земных поклонов, сколько положено по Уставу — всего около тысячи.

В Москве частица мощей преподобной Марии Египетской хранится в ковчежце в Сретенском монастыре.

http://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy/04−04−2011/1 072 342-mariino-0/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru