Основные замечания Тираспольско-Дубоссарской епархии к проекту Закона ПМР «О свободе совести и религиозных организаций»
(окончательный вариант Закона предоставлен в распоряжение епархиального управления 12.03.2004 г. с сопроводительным письмом уполномоченного по делам религий и культов N01−56.1/11)
14 апреля 2004 года в Верховном Совете ПМР будут рассматриваться поправки к Закону ПМР «О свободе совести и религиозных организациях». Данный законопроект внесен в законодательный орган как инициатива Президента Приднестровской Молдавской Республики И.Н. Смирнова. 12 марта 2004 года епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан получил последний окончательный вариант Закона ПМР «О свободе совести и религиозных организациях». В сопроводительном письме за подписью уполномоченного Президента по делам религий и культов П.А. Заложкова (исх. N01−56.1/11) говорилось, что в документе «учтены конструктивные предложения зарегистрированных в ГУ „Регистрационная Палата“ Министерства юстиции ПМР религиозных организаций». К сожалению, это не соответствует действительности. Законопроект был составлен в основном без учета мнения епархии. Первоначально П.А. Заложков даже не хотел привлекать священнослужителей к обсуждению того документа, по которому впоследствии будут строиться церковно-государственные отношения. Только после соответствующих заявлений некоторых депутатов Верховного Совета, которые потребовали обсуждения новой редакции Закона с представителями традиционных конфессий, распоряжением Архиерея для работы в профильном комитете были направлены протоиереи Дионисий Абрамов и Анатолий Немченко. В ходе обсуждения епархия предоставила ряд конструктивных предложений, которые отражены в соответствующих исходящих документах. Однако большинство из них не было учтено в окончательной редакции. Для постатейного обсуждения законопроекта у Президента ПМР И.Н. Смирнова было собрано совещание, в котором приняли участие Министры просвещения Е.В. Бомешко, юстиции В.А. Балала, государственной безобезопасности В.Ю. Антюфеев, а также Председатель профильного комитета Верховного Совета ПМР М.Я. Макарова и П.А. Заложков. К сожалению, епископ к заседанию приглашен не был. Основные претензии Тираспольско-Дубоссарской епархии заключаются в том, что, несмотря на схожесть приднестровской и российской законодательных систем, Закон «О свободе совести и религиозных организациях» в принципе своем не соответствует подобному документу, принятому в Российской Федерации. Особую тревогу вызывает наличие контрольных функций со стороны гражданских властей за деятельностью всех без исключения конфессий. Как и в советское время, религиозными вопросами будет заниматься «орган по делам религий и культов» при Президенте ПМР. В настоящее время эта структура состоит из одного государственного чиновника — уполномоченного по делам религий и культов. Практически Церковь попадает под единоличную власть одного человека, который будет осуществлять уже давно несвойственные государству функции. Особенно пугает духовенство наличие «аккредитации руководителей и всех служителей культов религиозных организаций». Причем нигде не оговаривается, какие документы необходимо предоставить для подобной процедуры, без проведения которой ни один священник не сможет приступить к службе. Порядок прохождения аккредитации будет устанавливать непосредственно сам «орган по делам религий и культов». Требуется «ежегодно информировать орган по делам религий и культов о продолжении своей деятельности». Неприемлем для религиозных организаций и пункт, в котором оговаривается, что «вопросы приглашения иностранных граждан для временного осуществления религиозной деятельности решаются… органом по делам религий и культов». Практически, приезд любого православного Архиерея, желающего сослужить правящему епископу в Приднестровье, должен согласовываться с уполномоченным. Никого не может устроить пункт, в котором говорится, что: «финансовые и имущественные пожертвования, как и иные доходы, собственность и находящееся в пользовании имущество религиозных организаций, подлежат налогообложению в соответствии с налоговым законодательством». Многие депутаты Верховного Совета, понимая опасность принятия данного законопроекта в предлагаемой редакции, неоднократно предлагали отослать его на доработку. Однако в законодательном органе Приднестровья ощущается постоянный прессинг со стороны уполномоченного по делам религий и культов и стоящих за ним определенных политических сил. Вполне возможно, что для решения данного вопроса депутатам придется преодолевать вето Президента, что является крайней мерой законотворчества. Все, к чему призывает епархия в лице епископа Юстиниана, это чтобы в Приднестровье был принят закон, касающийся религиозных организаций, аналогичный российскому. В Российской Федерации уже давно отсутствуют любые государственные органы, занимающиеся религиозным вопросом. Полностью ушел в прошлое институт уполномоченных, печально известный в советские времена. Естественно, что П.А. Заложков всеми силами постарается не допустить принятие аналогичного российскому документа, т.к. в этом случае отпадет необходимость в существовании занимаемой им должности. 12 апреля 2004 г. Епископ Тираспольский и Дубоссарский ЮСТИНИАН