Русская линия
Отрок.uaПротоиерей Олег Скнарь05.04.2011 

Двуликий монарх Иудеи

Рождество Христово — это историческое событие, имевшее пространственно-временное измерение. Когда Евангелие говорит о Рождестве Спасителя, Иудейский царь Ирод I Великийречь идёт о конкретном месте на земле — Вифлееме Иудейском — и о конкретных исторических лицах — кесаре Римской империи Августе, сирийском наместнике Квиринии, иудейском царе Ироде I Великом…

На личности последнего мы хотим остановиться подробно. Разговор об этом уникальном монархе поможет нам отчётливей представить атмосферу той эпохи, в которую воплотился Спаситель мира Господь наш Иисус Христос.

Личность Ирода Великого полна противоречий. В христианской литературе царь Ирод предстаёт чуть ли не воплощением антихриста. Также и еврейские хронисты его просто открыто ненавидят за свойственный его политике коллаборационизм. С другой стороны, этот монарх, пробывший у власти 33 года, вошёл в историю как Великий. На протяжении своего правления он расширил владения Иудейского царства, оставив после себя уникальные образцы искусства и шедевры архитектуры. Однако до сих пор за ним прочно сохраняется репутация беспощадного тирана, которую он приобрёл благодаря резне и массовому убийству младенцев в Вифлееме Иудейском.

Зарождение Иродианской династии

Более 135 лет правила на Святой Земле династия, основанная Иродом I Великим. Имена Иродов, которые в таком количестве встречаются в литературе по истории, способны даже запутать — Ирод I Великий, Ирод Архелай, Ирод Антипа, Ирод Филипп, Ирод Агриппа I, Ирод царь Халкиды и Ирод Агриппа II. Все они принадлежат к генеалогическому древу иудейского монарха Ирода Великого.

Основные биографические сведения об Ироде Великом мы имеем благодаря Иосифу Флавию — еврейско-римскому историку, который, в свою очередь, черпал информацию у Николая Дамасского — советника и личного придворного историка Ирода.

Ирод (הוֹרְדוֹס [Hordos]) был сыном перешедшего в иудаизм правителя Идумеи Антипатра и аравитянки Сипры (Кипры), принцессы из набатейской Петры (современная Иордания). Отец Ирода Великого занимал должность премьер-министра Иудеи, которой в то время формально управлял Гиркан II Иоханан. Именно во времена гражданской войны приверженцы Гиркана открыли ворота Иерусалима римским войскам. Но спустя некоторое время римляне перестали видеть в слабом Гиркане самостоятельного главу Иудеи, способного собирать налоги в пользу императора. И предложение премьер-министра Антипатра, в прошлом личного друга Юлия Цезаря, поставить собственных сыновей Ирода и Фазаэля наместниками в Галилее и Иерусалиме было воспринято положительно. Мало того, с этого предложения начинается будущая Иродианская династия.

Став в 25 лет губернатором Галилеи, Ирод женится на идумеянке по имени Дорис,Живописная реконструкция Иерусалимского Храма, выполненная художником Джеймсом Тиссо и в скором времени у него появляется сын Антипатр. В этот же период, приблизительно в 47−46 годах до Р. Х., между Иродом и Синедрионом возникает конфликт, который был спровоцирован казнью без суда заговорщиков, поднявших восстание против его отца. Конфликт удалось сгладить благодаря мудрости Антипатра-отца, но желание отомстить членам Синедриона Ирод сохранял на протяжении нескольких лет. А тем временем в глазах римских властей Ирод становится благонадёжным; вскоре он получает назначение стратега (наместника и командующего войсками) Палестины и Юго-Западной Сирии.

В 43 году до Р. Х. после смерти отца полномочия Ирода расширяются, хотя формально на троне пока остаётся Гиркан II Иоханан. Тот факт, что страной фактически управляет наполовину араб Ирод, хотя и обращённый в иудаизм, провоцировал недовольство многих кругов еврейского населения.

Сбежавший к парфянам Антигон, сын Аристовула (младшего брата Гиркана II Иоханана), заручившись их военной поддержкой, в 40 году до Р. Х. захватил Иерусалим, взяв в плен Фазаэля, который вскоре покончил жизнь самоубийством. После взятия Иерусалима Антигон заключил в тюрьму своего дядю Гиркана и объявил о восстановлении Хасмонейского царства. Ироду удалось спастись бегством в Египет, откуда после аудиенции у царицы Клеопатры он отправляется в Рим…

И в 37 году до Р. Х. Ирод с римскими легионами уже стоял под Иерусалимом. После пятимесячной осады города Ирод обезглавил Антигона — последнего монарха из Хасмонейской династии. Позднее Ирод будет говорить, что поднял корону монарха Иудеи из грязи.

Роковой поворот

Но население Иудеи продолжало относиться к новому правителю с недоверием и даже с некоторым презрением, как к чужаку. Иродион. Здесь была обнаружена гробница Ирода.Ирод действует решительно — он изгоняет свою жену Дорис с трёхлетним сыном Антипатром для того, чтобы не было помех для брака с Хасмонейской принцессой Мариамной (Мирьям), внучкой Гиркана II. Этот союз действительно давал Ироду формальное право на власть. Но поразительно то, что Ирод впоследствии именно в Мирьям видел свою политическую противницу, от которой, по мнению самого Ирода, исходила угроза его власти, как и от тёщи Александры и от младшего брата Мариамны Аристовула.

Получив формальное право на власть, амбициозный и беспринципный Ирод для полного контроля в Иудее казнит 45 членов Синедриона, сторонников партии Хасмонеев, тем самым удовлетворив своё давнее желание мести. Этим фактически была подорвана политическая сила Синедриона, который превратился всего лишь в религиозный суд и утратил влияние на практическое законодательство страны. Ирод также присвоил себе право назначать первосвященников Иерусалимского Храма, которыми и манипулировал по своему произволу.

Так, в 35 году до Р. Х. Ирод принимает фатальное для Аристовула, брата Мирьям, решение — назначает его первосвященником Иерусалимского Храма. Впоследствии Ирод пожалел об этом. Именно семнадцатилетнего первосвященника Аристовула III Хасмонея жители Иерусалима встречали, воздавая царские почести, видя в нём истинного престолонаследника Иудеи. Судьба Аристовула была предрешена… Ирод приглашает своего родственника в Иерихонский дворец и во время купания в бассейне Аристовул «невзначай» тонет. Произошло это как раз накануне поездки Аристовула в Египет по приглашению самого Марка Антония и Клеопатры.

Марк Антоний, узнав о смерти Аристовула, незамедлительно велел Ироду явиться для объяснений. Перестраховываясь, Ирод отдал распоряжение начальнику охраны о казне Мариамны и тёщи Александры в случае его смерти. По свидетельству Иосифа Флавия, тайное распоряжение Ирода было раскрыто Мариамне, за что после его возвращения из Египта был казнён глава стражи. Сама же Мариамна затаила ненависть к супругу.

Восшествие на престол

Можно сказать, что в политическом отношении правление Ирода Великого в целом распадается на два периода — до и после 31 года до Р. Х. На первом этапе власть в Римском государстве была поделена между Октавианом, владыкой Запада, находившимся в Риме, и Марком Антонием, правителем Востока, с резиденцией в Александрии. Главная трудность Ирода в это время заключалась в том, что фаворитка и соправительница Марка Антония знаменитая Клеопатра VII, бывшая муза Юлия Цезаря, всеми силами стремилась использовать своё положение и увеличить владения руками Марка Антония. Ироду Великому стоило больших усилий и денег отстоять независимость Иудеи, хотя Клеопатра на некоторое время сумела отбить в свою пользу доходные плантации благовонных рощ в Иерихоне. Второй же этап совпадает с периодом установления в Риме единоличной власти кесаря Октавиана Августа.

После поражения Марка Антония в гражданской войне против Октавиана Ирод, до этого хранивший верность Марку Антонию, занял сторону победителя, которым теперь стал кесарь Август. В благодарность Октавиан Август утвердил в 30 году до Р. Х. Ирода на престоле Иудеи и помимо подаренных новых территорий вернул те участки, которые были отобраны Клеопатрой.

Теперь царство Ирода Великого включало все территории Хасмонейского царства, Театр в Кесарии, построенный Иродом Великим.за исключением некоторых городов Десятиградия. Находясь в политической зависимости от Рима, Ирод, однако располагал полной автономией в вопросах внутренней политики. Он учредил Совещательный союз, в который, как и на многие административные должности, назначались преимущественно эллинизированные евреи и даже иностранцы. Армия теперь была в основном наёмной и состояла из фракийцев и галлов. Ирод предпринимал большие усилия для эллинизации населения Иудеи, что объясняется как политическими причинами, так и личной симпатией монарха к греческой культуре. Так, даже новые номиналы монет, отчеканенных при Ироде Великом, уже не содержали палеоеврейского шрифта — он был заменён древнегреческим и латынью. А символика монет, разработанная предшественниками Ирода — Хасмонейскими монархами — была полностью упразднена, хотя фрагментарно сохранялись трудно узнаваемые еврейские мотивы.

Иродом была создана настоящая служба сыска, агенты которой в разных частях страны должны были выявлять заговорщиков и саботажников, выступающих против интеграции Иудеи в римское сообщество и вообще против политики и личности Ирода. В результате работы осведомителей этой шпионской сети в разное время по тайным приказам Ирода погибло огромное количество людей, имена которых мы уже вряд ли узнаем. Но некоторые из них история всё же сохранила.

Паранойя Ирода

Мариамна родила Ироду пятерых детей. Ей было всего 25 лет, когда венценосный супруг заключил её под стражу по сфабрикованному обвинению в супружеской измене. Удивительно, но главным свидетелем против Мариамны была её мать — Александра! По всей видимости, Александра спасала свою жизнь, так как сама была в списке смертников. Понятно, что послушный суд вынес приговор, который Ирод приготовил накануне, — смерть.

Но казнь любимой женщины обратилась для Ирода наказанием. Иосиф Флавий сообщает, что Ирод после казни погрузился в депрессию. Он приказал забальзамировать тело Мариамны и оставить её во дворце, а сам при этом в исступлении бродил по своим покоям и звал её по имени. По всей видимости, у Ирода начал развиваться психоз — он даже начал слышать голоса. Ирод был серьёзно болен.

Именно в этот период мать казнённой Мариамны — Александра, заручившись силовой поддержкой единомышленников, принимает решение захватить престол. Она провозглашает себя царицей, объявив, что из-за психической болезни Ирод больше не может управлять страной. Но действия Александры только мобилизировали до этого ослабленного Ирода — Александра и все заговорщики были казнены даже без судебного разбирательства.

Ирод Великий — эстет-созидатель

Итак, очевидно, что репутация царя-убийцы была вполне заслужена Иродом Великим. Но поразительно, как противоречит этот чудовищный образ тому образу монарха-эстета, который закрепился за ним благодаря сооружённым им уникальным архитектурным памятникам.

На протяжении своего правления Ирод перепланировал большое количество городов как в Иудее, так и в Галилее, а сам Иерусалим значительно расширил и укрепил. Мало того, в далёких Афинах, Тарсе, на острове Родос, в Александрии и в самом Риме на его средства были построены термы и форумы, гимназии и арены для спортивных игр.

Строительные проекты Ирода Великого отличались особой роскошью и монументальностью. Иосиф Флавий сообщает, что монарх лично принимал участие как в проектировании, так и в каждом этапе строительства своих объектов, независимо от того, в какой части страны они находились. По всей видимости, Ирод был достаточно образованным человеком. В своих проектах он использовал революционную архитектурную технику, разработанную римскими инженерами. Заслуживают особого внимания такие уникальные города, появившиеся благодаря строительному гению Ирода, как Кесария (названа Иродом в честь своего патрона — кесаря Августа Октавиана) и Себастия. Эти города спроектированы с системой параллельных и пересекающих улиц, храмами, театрами, амфитеатрами, термами и жилыми кварталами. Славу Кесарии, безусловно, составлял её порт — одно из уникальных в инженерном отношении сооружений.

Но, наверное, самым грандиозным строительным проектом царя Ирода Великого стала реконструкция Иерусалимского Храма, к которой Ирод приступил в 20 году до Р. Х.

Сохранилась легенда, согласно которой Ирод, желая заручиться формальным разрешением Рима на это масштабное мероприятие, отправил делегацию к императору не перед началом работ, а уже во время строительства. Путь делегатов в Рим с восточного побережья Средиземного моря в те далёкие времена был не только труден, но и длителен по времени. Когда делегация достигла Рима и добилась аудиенции у императора, ответ был следующим: «Если вы ещё не начали работ — не начинайте, если уже успели разобрать прежний Храм, то новый строить не надо, а если уже всё готово, то зачем вы нас об этом спрашиваете?» Пока этот ответ с делегатами вернулся в Иудею, Храм уже был перестроен. Спешку оправдывало то, что жертвоприношения в Храме не должны были прерываться, хотя работы по реконструкции самой площади продолжались вплоть до смерти самого Ирода.

Масштабность Храма Ирода Великого поражала не только современников. Она до сих пор производит впечатление на тех, кто пытается представить, каким был этот Храм. Для сооружения храмового комплекса первоначально была построена массивная платформа из земли и камня площадью 144 000 квадратных метров, а это приблизительно 12 футбольных полей! Высота этого возвышения составляла 32 метра. Площадь Храма вдвое превышала Форум императора Траяна в Риме!

Ненависть населения

Но, несмотря на такую заботу о величайшей святыне еврейского народа, Ирод Великий не смог всё же добиться любви иерусалимлян и жителей Иудеи. Параллельно с реконструкцией Храма Ирод начал строительные работы по возведению в самом Иерусалиме в предельной близости к еврейской святыне театра и ипподрома, что в религиозном сознании населения никак не сочеталось. А в самой Кесарии Ирод возводит храм на деньги налогоплательщиков Иудеи в честь римского божества — кесаря Октавиана Августа. Даже поддержка еврейских общин по всей Римской империи не смогла изменить отношения к Ироду граждан Иудеи. Большая часть продолжала видеть в нём полукровку-чужака, обманом захватившего власть в стране и пытающегося силой включить Иудею в орбиту римско-эллинистической культуры, игнорируя авторитет Торы как основы всего уклада жизни еврейского народа.

Наверное, именно ненависть населения была причиной того, что большая часть из двадцати дворцов, возведённых Иродом Великим на территории Иудеи, выполняла функции фортификационных укреплений. Дворцы были построены на равных расстояниях друг от друга, чтобы обеспечить сообщение с помощью зеркал.

В таких дворцах-резиденциях, как Макерус*, Масада, Иродион и многие другие, царь мог чувствовать себя в полной безопасности. Все эти дворцы-крепости были готовы к длительным осадам. Археологами во время раскопок были обнаружены большие амбары для хранения зерна, резервуары для воды. В этих крепостях для их обороны были расквартированы целые гарнизоны солдат. Видимо, Ирод действительно испытывал какой то страх. Очевидно, угроза исходила не от внешних врагов Иудеи, а изнутри.

* Именно в Макерусе после рокового танца «Семи вуалей», исполненного Саломеей, сын Ирода Великого Ирод Антипа отдал приказ обезглавить Иоанна Предтечу.

Параллельно с этим, наверное, памятуя, каким образом он сам оказался на престоле иудейских монархов, Ирод отовсюду ожидал обмана и заговора. Он до конца дней не мог избавиться от фобии, что царская власть может быть отнята у него. Так, когда Ироду исполнилось 65 лет, ему показалось, что два его сына готовят переворот. Действия Ирода уже можно было спрогнозировать — сыновья были казнены.
Ошибка, миф или реальность?

Представив себе психологический портрет Ирода, попытаемся теперь определить, способен ли был этот коварный монарх отдать приказ об избиении младенцев в Вифлееме Иудейском.

Поразительным является то, что информация о массовой резне содержится только в кратком упоминании в евангельском повествовании апостола Матфея: Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал у волхвов (Мф. 2, 16). Никто из историков больше не упоминает об этом факте как историческом событии. Мало того, даже Иосиф Флавий, историк, который в своём труде «Иудейские древности» отвёл значительное место описанию биографии Ирода, не скрывая явного отвращения к этому «персонажу» со всеми его параноидальными чертами, с его склонностью к насилию и властолюбию, загадочно молчит, не упоминая о вифлеемской резне. Это дало повод некоторым комментаторам допустить мысль, что такого факта в реальности не было. В защиту этой гипотезы был приведён ряд аргументов, о которых стоит упомянуть.

Сторонники того, что избиение младенцев в Вифлееме является мифом, указывают на следующее еврейское предание. Во времена нахождения евреев в Египте фараон узнал от прорицателей о том, что в Египте родился избавитель Израиля. При спасении своего народа именно он погубит либо самого фараона, либо одного из его преемников. Так впоследствии и случилось, ведь Исход произошёл уже при сыне этого фараона. Это известие послужило поводом для убийства всех родившихся в еврейских семьях младенцев мужского пола…

В общих чертах предание сходно с евангельскими событиями Рождества Христова. Учёные, которые считают резню в Вифлееме мифом, предполагают, что эта история появилась в повествовании евангелиста Матфея искусственно. Ориентируясь, в первую очередь, на еврейскую аудиторию, апостол Матфей сознательно использовал эту параллель для отождествления Спасителя мира Иисуса Христа как Мессии с пророком Моисеем. Евангелист рассчитывал на знание этого предания в среде палестинских евреев. Существуют и другие версии, на которых нет возможности остановиться подробно.

С другой стороны, интересно то, что евангельское повествование не сообщает о количестве жертв в Вифлееме. Это послужило поводом к появлению разных цифр в церковной традиции. Так, византийская традиция сообщает о 14 000 убиенных младенцев, в традиции Коптской Сирийской Церкви настаивают на 64 000, а в позднем Средневековье говорили о 144 000 жертв резни в Вифлееме.

В январе 2001 года СМИ облетели сенсационные сообщения: «В Вифлееме откопали жертв Ирода», «Ещё одно событие, описанное в Библии, а именно „избиение“ младенцев, получило научное подтверждение» и т. д. В статьях рассказывалось о том, как археологи, работавшие в окрестностях древнего Вифлеема, обнаружили в его пригороде могильник I века по Р. Х. с останками сотни младенцев, погибших от насильственной смерти.

Подтвердить правдивость этих сообщений оказалось невозможным, так как в реальности могильник вообще не был обнаружен археологами! Даже профессор Эхуд Нецер**, посвятивший всю жизнь изучению личности Ирода Великого, ничего не знал об экспедиции, которая якобы работала в регионе, где он вёл раскопки на протяжении более чем 30 лет!

** 28 октября 2010 года весь научный мир облетело трагическое известие — скончался 76 тилетний учёный, которого журналисты и завистливые коллеги археологи называли Индианой Джонсом библейской археологии. Профессор Эхуд Нецер получил серьёзные травмы во время археологических работ при падении с трёхметровой высоты в древней крепости Иродион в Иудейской пустыне. Именно здесь, в Иродионе, спустя 30 лет упорных поисков, Эхуд Нецер весной 2007 года обнаружил местонахождение гробницы Ирода І Великого. Этого учёного можно поставить в один ряд с Говардом Картером, который столь же упорно искал могилу Тутанхамона.

Примечательно, что останки, которые находятся в костнице базилики Рождества Христова в Вифлееме, также не могут принадлежать убиенным младенцам, поскольку большая часть этой костной органики идентифицируется со строением уже сформированного скелета взрослого человека. А предположение, что эти костные фрагменты взрослых людей могут принадлежать родителям, которые приняли мученическую смерть, защищая своих чад, также не выдерживает критики, так как останки датируются специалистами более поздним периодом, а точнее — VII веком по Р. Х. По всей видимости, это останки жертв резни 614 года по Р. Х., которую устроили персы, оккупировав этот регион Святой Земли, и в результате которой и было уничтожено всё население Вифлеема.

Так почему же помимо евангельского повествования, не сохранилось сообщений о вифлеемском злодеянии Ирода? Можно предположить, что приказ был отдан тайно, как и многие подобные распоряжения Ирода. Возможно, историкам не было известно об этом преступлении Ирода, тем более, что в случае огласки ему вновь было бы необходимо объясняться перед римским императором.

С другой стороны, демографические данные I века по Р. Х. свидетельствуют, что Вифлеем был небольшим населённым пунктом с населением от 300 до 1000 человек. Исходя из коэффициента рождаемости, младенцев мужского пола от двух лет и ниже на тот момент с трудом насчитывается более 20. Эта цифра уже сама по себе объясняет, почему, например, Иосиф Флавий мог не упомянуть об этом злодеянии Ирода, сосредоточившись на более масштабных преступлениях.

Однако мы можем смело констатировать, что Ирод, который приблизительно в это же время отдал приказ казнить юношей-зелотов, сломавших штандарт с изображением римского орла, выставленный по его приказу перед входом в Храм, обладал достаточным садизмом, и у него действительно был параноидальный мотив к совершению Вифлеемской резни, путь даже не в таких крупных масштабах.

Эпилог

Даже римские покровители Ирода Великого знали о жестокости и хладнокровии своей марионетки на Ближнем Востоке. Фрагменты каменного саркофага ИродаТак, за 5 дней до смерти Ирод отдал один из последних своих жутких приказов: казнить своего первенца Антипатра. Поразительно, но и тут Ирод решил заручиться формальным разрешением Рима. Утверждая этот приговор, Август Октавиан, зная запрет иудеям употреблять в пищу свинину, произнёс: «Быть свиньёй такого человека лучше, чем быть его сыном!».

Сообщение о смерти деспотичного царя Иудеи застало святое Семейство в Египте. Богомладенцу Господу нашему Иисусу Христу исполнилось тогда четыре года. А спустя два тысячелетия, 27 апреля 2007 года поисковая археологическая экспедиция под руководством Эхуда Нецера обнаружила в крепости Иродион гробницу этого монарха. Превосходное качество камня, тонкая резьба, богатство декоративных элементов свидетельствовали о принадлежности гробницы именно Ироду Великому. Однако этот саркофаг искусной работы был разбит ударами молота и раскрошен на десятки мелких фрагментов. Это было сделано спустя очень короткое время после смерти ненавистного узурпатора. Красота, изящество — и безграничная ненависть и злоба, как и при земной жизни Ирода, оказались сплетены здесь, в месте последнего упокоения двуликого монарха Иудеи. Уничтожение гробницы говорило о том, что жители Палестины устали от тирании властолюбивого убийцы и хотели что-то изменить в судьбе своей страны. Но на самом деле изменения уже наступили, и не только в масштабах Иудеи. В скором времени всё человечество ощутит, что в мире воплотилась Божественная Любовь, благодаря которой вся человеческая история вновь наполнится смыслом.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/dvulikii_monarkh_iudei.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика