Русская линия
Правда.Ru Владислав Владимиров30.03.2011 

В России отпразднуют юбилеи ордынских ханов?

Муфтий Равиль Гайнутдин призвал мусульман готовиться к празднованию в 2012—2013 годах 700-летия принятия ислама в Золотой Орде. Хан Золотой ОрдыМежду тем, ордынское правление русские летописи описывают как тяжелейший период истории Руси. Сам утвердивший в Орде ислам хан Узбек в 1327 году выжег и вырезал дотла Тверское княжество, крупнейшее и сильнейшее тогда на Руси.

Как заявил муфтий Гайнутдин в своей программной речи на открытии Всероссийского мусульманского совещания 24 марта 2011 года, «в 2012—2013 годах в нашей стране будут отмечаться масштабные мероприятия, посвященные крупным юбилеям — 200-летие победы России над Наполеоном в Отечественной войне, 400-летие народного ополчения князя Пожарского и гражданина Минина. Во всех этих событиях мусульмане России сыграли значимую роль. Одним из самых значимых событий в жизни российских мусульман должно стать празднование 700-летия принятия ислама как официальной религии Золотой Орды».

Логику муфтия, ставящего рядом победу над Наполеоном в 1812 году, победу над поляками в 1612 году и принятие ислама в Золотой Орде, понять предельно сложно. Можно вспомнить хотя бы слова, сказанные главнокомандующим русской армией в 1812 году Кутузовым послу французского императора Лористону: русская «нация, если говорить правду, отплачивает французам той монетой, какой должно платить вторгнувшейся орде татар под командованием Чингисхана». Золотую орду, как видим, победитель Наполеона ставил в один ряд с прочими иноземными захватчиками вроде той же вторгшейся в Россию и разграбившей и поджегшей Москву «армии двунадесяти языков». Двумя веками ранее так же захватили и сожгли (март 1611 года) Москву польские захватчики. Можно вспомнить и такие же походы ордынцев на Русь, не только при Чингисхане и Батые, но и при том же хане Узбеке. «В 1318 году приходил из Орды лютый посол, именем Конча, убил 120 человек у Костромы, потом пошел и весь Ростов повоевал ратию. В 1320 году посол Байдера много зла наделал во Владимире; в 1321 году татарин Таянчар был тяжек Кашину; в 1322 году посол Ахмыл наделал много зла низовым городам, Ярославль взял и повел много пленников в Орду» (С.М. Соловьев, «История России с древнейших времен», т. III). «Ахмылова рать», разграбившая и сжегшая Ярославль, едва не сотворила то же с Ростовом Великим, где в это время в боярской семье родился будущий великий русский святой Сергий Радонежский. А в 1327 году на города Тверской земли, восставшей против насилий ордынского посла Щелкана, обрушилось 50-тысячное карательное войско из Орды. Тогда, как пишет Соловьев, «татары пожгли города и села, людей повели в плен и, просто сказать, положили пусту всю землю Русскую, по выражению летописца». Всю, а не только Тверскую (которая от этого разорения так и не смогла уже оправиться).

Впрочем, вопрошать об этом муфтия, видимо, и не стоит — он (точнее, его спичрайтеры) просто переписал это из опусов некоего Дамира Хайретдинова, претендующего на роль исламского историка и аналитика. 17 февраля 2011 года на сайте IslamRF. ru он писал:

«<…> Российская мусульманская общественность должна взять на себя активную подготовку к масштабным мероприятиям в 2012—2013 годах, связанным с 700-летием принятия ислама как государственной религии в Золотой Орде. В числе предполагаемых шагов должны быть <…> массовые религиозные, культурные и общественные мероприятия <…>.

Это тем более важно, что в эти годы будут отмечаться и другие масштабные мероприятия, посвященные разным крупным юбилеям: 200-летию победы России над Наполеоном в Отечественной войне, одержанной, в том числе, и благодаря отважным воинам Башкирских, Мишарских и Тептярских полков; 400-летию народного ополчения князя Пожарского и Минина, в котором активное участие принимали служилые татары. <…> 700-летие ислама как официальной религии на огромных пространствах, составивших территориальную основу нынешней России, должно стать не менее значимым событием государственной значимости».

Как нетрудно заметить, спичрайтеры Гайнутдина почти слово в слово переписали все в речь своего патрона из статьи Хайретдинова месячной давности, сохранив и конструкцию, и доводы из нее, разве что слегка сократив и убрав упоминания про «отважных воинов Башкирских, Мишарских и Тептярских полков» (не отрицая их храбрости, надо заметить, что несколько десятков конных пятисотенных полков, вооруженных луками и копьями, в войне с Наполеоном, где участвовали сотни тысяч солдат с ружьями, тяжелая конница в кирасах и тысячи орудий, не могли сыграть какой-либо заметной роли в принципе).

Интересно, что, агитируя в феврале 2011 года за необходимость праздновать 700-летие принятия ислама в Золотой Орде, тот же Хайретдинов менее чем за год до этого исходил злобой по поводу утверждения Госдумой праздника Дня Крещения Руси. Вот что он писал 26 апреля 2010 года на том же сайте IslamRF. ru:

«Театр абсурда продолжается. <…> Вместо того, чтобы стремиться к гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, которые и без того подорваны военными конфликтами на Кавказе, терактами и провокациями в центре России, многолетней антиисламской информационной войной ведущих СМИ, парламент страны усугубляет курс на великодержавный шовинизм». Вот такая логика. 700-летие принятия ислама Золотой Ордой «должно стать значимым событием государственной значимости», а празднование Дня Крещения Руси — это «театр абсурда» и «великодержавный шовинизм».

Надо сказать, что г-н Хайретдинов (трудящийся на высокой должности в издательском отделе Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО), входящего в Совет муфтиев России во главе с Равилем Гайнутдином) уже не первый год занимается такого рода призывами, по сути, стравливая мусульман с православными.

Например, в 2005 году он публиковал в газете ДУМНО «Медина аль-Ислам» (2005. № 3(6). Март-апрель) статью «Кто основал Нижний? или Да здравствуют идеологи!». В ней он выступает против празднования основания Нижнего Новгорода в 1221 году святым русским князем Георгием Всеволодовичем и изображения на посвященных этому юбилею городских плакатах памятника князю. По мнению Хайретдинова, Нижний Новгород — это «лишь перестроенный населенный пункт гораздо более древнего происхождения, силой завоеванный суздальскими князьями. Завоеванный у мусульман, как их ни называй». Церковь Михаила Архангела в городском Кремле якобы заложена в 1221 году на месте стоявшей там до этого (и разрушенной) мусульманской мечети. Да и вообще, уверяет Хайретдинов читателей-мусульман, якобы было правилом, что «в завоеванных русскими князьями и царями мусульманских городах на фундаментах разрушенных мечетей и дворцов в самые короткие сроки возводились церкви». Сейчас же снова «мусульмане оказались ныне в немилости у идеологов», которые хотят навязать им православный праздник (день памяти святого князя, основателя Нижнего).

Удивительно, что подобная статья появилась в газете, главным редактором которой является заместитель главы ДУМНО Дамир Мухаметдинов — но еще более удивительно, что спустя три года уже сам Дамир Мухаметдинов стал озвучивать сходные претензии по поводу установки памятника основателю Нижнего святого князя Георгия (см. статью в газете «Время новостей» 16 апреля 2008 года и более раннюю публикацию на местном интернет-сайте «Нижегородские хроники» 4 марта 2008 года с полным текстом заявления Мухаметдинова). По его мнению, установка памятника православному князю ущемляет права жителей города мусульманского вероисповедания, поэтому необходимо установить также монументы в честь «булгарского эмира Ибрагима» и… золотоордынского хана Улу Мухаммеда, поскольку «эти исторические персонажи внесли в становление и развитие Нижнего Новгорода не меньший вклад, чем православный князь Георгий Всеволодович». (Кстати говоря, Мухаметдинов в феврале 2010 года был назначен главой представительства возглавляемого Гайнутдином ДУМЕР в Приволжском федеральном округе, а в декабре 2010 года еще и спецпредставителем Совета муфтиев в странах СНГ.)

Кандидатура Улу Мухаммеда вызывает немалое удивление. Его отношение к Нижнему Новгороду состоит разве что в том, что этот ордынский хан дважды — в 1438-м и 1444-м годах — захватывал его, останавливаясь в городе с войском на какой-то период времени для дальнейшего броска на Москву. В чем Мухаметдинов углядел здесь «вклад в становление и развитие Нижнего Новгорода», остается загадкой. По такой логике можно ставить и памятник польско-литовским интервентам в Москве — как-никак в XVII веке они смогли продержаться в ней несколько лет. Вообще же, сама идея установления памятника хану, дважды осаждавшему и пытавшемуся взять Москву и разорявшему другие русские земли, уже выглядит достаточно провокационно.

В целом можно лишь посетовать на уровень подготовки аппарата и глав муфтиятов, как региональных так и центральных, воспроизводящих раз за разом построения публициста из Нижнего Новгорода.

В этих построениях есть и еще один немаловажный аспект — Хайретдинов превозносит «татар-мишарей, прямых потомков подлинных основателей города Ибраима» (так якобы до прихода русских назывался мусульманский город на месте Нижнего Новгорода), центр Золотой Орды при Узбеке, где даже был принят ханом ислам, видит в городище Мохши в современной Пензенской области, в которой мусульманское население представлено в основном теми же мишарями. Несколько лет назад крупнейшее татарско-мишарское село в Пензенской области — Средняя Елюзань — уже стало центром громкого конфликта, когда 2 января 2005 года, по описанию газеты «Известия», «толпа хулиганов, в основном татар, на десятках автомобилей без номерных знаков, вооруженная карабинами, бейсбольными битами и прутами, въехала в Архангельское. Они стреляли в воздух и землю, крушили машины местных жителей. То же самое повторилось в селе Чаадаевка и в одноименном поселке. Никто не погиб, но несколько человек получили серьезные ранения. В том числе, и огнестрельные». Как выяснилось, в селе (с населением десять тысяч человек) активны ваххабиты, причем «четыре из семи действующих в селе мечетей уже находятся под их контролем». К чему может привести празднование принятия ислама Золотой Ордой (памятной такими же, но более масштабными походами на русские города и селения) в Пензенской области, особенно с учетом явного акцента хайретдиновых на то, что это «исконно мусульманские и захваченные русскими земли» (Мохши Хайретдинов также уверяет на исламских сайтах, включая интернет-ресурсы ДУМНО, что на месте Соборной мечети Узбека якобы был построен стоящий ныне в Наровчате православный храм — собор Покрова Пресвятой Богородицы), сложно даже представить.

http://www.pravda.ru/faith/religions/islam/28−03−2011/1 071 622-orda-0/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru