Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 30.03.2011 |
30 марта Святая Церковь совершает память святого праведного Алексия, человека Божия. Во все времена встречаются люди, к которым народ испытывает особо теплые чувства. Этих людей знают, их жизнь пересказывают, берут с них пример, чаще заказывают молебны, то есть обращаются с просьбами.
На Руси среди особо чтимых святых, судя по частоте обращающихся к ним с молитвами людей, конечно, святитель Николай Чудотворец. Потому что Никола Угодник — смиренный, доступный, очень быстрый в реакции к человеческой нужде святой. Преподобный старец Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, святая блаженная Ксения Петербургская; для многих на Руси стал таким образцом жизни, праведности святой преподобный Алексий, человек Божий.
Жил Алексий в Риме, он был сыном весьма знатных и благочестивых родителей Евфимиана и Аглаиды. Воспитанный в строгом благочестии, Алексий с юности обрек себя на лишения, соблюдая строгий пост, нося на теле власяницу, постоянно желая посвятить себя иночеству. Когда родители обвенчали его с благородной девицей, он в самый день брака, оставшись с ней наедине, подал ей золотой перстень, драгоценный пояс и сказал: «Храни это, и Бог будет между мною и тобой». И потом, удалившись в свою комнату, сложил с себя красивые брачные одежды, взял немного денег и в рубище скрылся из отеческого дома.
После долгих странствий он прибыл в Персию и в городе Эдессе поселился при храме Пресвятой Богородицы. Жил как нищий, питался милостыней и каждое воскресенье приобщался Святых Христовых Таин. Между тем родители Алексия и молодая супруга долго искали его, усердно молили Бога о его возвращении.
Один из служителей храма однажды увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая сказала ему: «Введи в церковь Моего человека Божия, ибо молитва его восходит к небу, и на нем почиет Дух Божий». Служитель недоумевал, о ком идет речь, и тогда Богоматерь, явясь к нему снова, указала на нищего, сидевшего у дверей храма. С тех пор все стали оказывать Алексию глубочайшее уважение, но он, удаляясь славы человеческой, возвратился в свою страну.
Занесенный по устроению Промысла Божия в Рим, Алексий стал жить подле родительского дома, скрыв перед родителями, что он их сын. Отец, не узнав его, поскольку прошло уже много лет, почитая его за нищего, подавал ему милостыню, которой Алексий делился с другими.
Когда Господь предвозвестил Алексию его близкую кончину, он описал свою жизнь, просил прощения у своих родителей и спокойно ожидал прихода смерти. Однажды Римский папа Иннокентий, совершая Литургию, услышал слова: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Потом во время Всенощного бдения опять послышался голос: «В доме Евфимиана ищите человека Божия». Домоправитель не мог указать такого человека, тогда император Гонорий и папа сами пошли в дом Евфимиана. Когда они пришли, служитель, вошедши в комнату, спросил Евфимиана: «Не тот ли нищий, которого ты мне поручил, есть человек Божий? Он всю ночь проводит в молитве, держит строгий пост и все переносит с кротостью?».
Когда они вошли в хижину, где жил святой Алексий, его нашли уже почившим. В руках у него была хартия, то есть рукописный свиток, а лицо сияло чудным светом. Евфимиан захотел взять хартию, но не мог вынуть ее из рук умершего. Тогда он возвратился в дом и сказал императору и папе: «Я нашел того, кого мы ищем, но нашел его уже усопшим». Тело умершего вынесли из хижины, а когда прочитали хартию, Евфимиан узнал в нищем своего сына, и многие тогда пролили слезы радости. Одр с телом умершего поставлен был на площади, и все приходили поклониться телу человека Божия, который из любви к Богу презрел все радости мира и служил Богу смирением и нищетой.
В жизни каждого человека есть Промысел Божий, о каждом из нас у Бога свой замысел. И в идеале жизнь человека должна, как в молитве «Отче наш, да будет воля Твоя», проводиться по воле Божией.
А как узнать волю Божию, в чем Промысел Божий? Святой праведный Алексий выбрал с самой юности. А почему? Да потому что в его личности было сохранено то, что мы называем целомудрием — целостная мудрость, когда внутри человека выстроена правильная иерархия. Мы знаем, что в человеке есть дух, есть тело, есть душа. Иногда задаю простую задачку: «попробуйте, дорогие студенты, расставить на места: первое, второе, третье — что должно быть в человеке?». К сожалению, не всегда молодежь ориентируется, иногда на первое место ставят душу, иногда сразу же говорят: «дух, душа, тело». Совершенно правильно, и это состояние именуется целомудрием — когда тело подчинено душе, разуму, воле, чувствам, когда душа подчинена духу, совести, внутреннему нравственному закону, а дух человека сориентирован на поиск Бога.
Тогда эта вертикаль позволяет человеку не прогибаться ни «под изменчивый мир», ни под собственные инстинкты. Но такое состояние, к сожалению, очень редко встречается, в основном это какое-то детское состояние. Господь нам говорит: «Будьте как дети». Почему? Да потому что ребеночек — целостный, целомудренный, не лукавит, не хитрит ни с родителями, ни с неприятелями, ни с воспитателем, ни с друзьями. Потихонечку он понимает, что есть какие-то законы, играя которыми, можно бабушку с дедушкой в чем-то убедить, у папы с мамой «ручки вывернуть». А к 18-ти годам уже имеет в запасе целый набор разных личин: с друзьями — одна маска, с родителями — другая, в школе или институте — третья, в ночном клубе — четвертая, в храм пришли — ну, там лик святой. Из храма вышли — масочку в сторону, сигареточку в зубы — и в прежнюю колею.
И вот интересный вопрос: а в какой из этих ролей я являюсь самим собой, ну хотя бы процентов на семьдесят? Где я — настоящий? Очень важный вопрос! Поэтому задача каждого человека, приходящего к Богу, разобраться, восстановить эту целостность, целомудрие.
И вторая категория людей целостных — это монахи, которые через труд, через пот, через кровь преодолевают и поврежденность человеческой природы, и господство плоти над духом, и расслабленность воли, и самоволие, подчиняя свою волю духовнику, настоятелю. Взрослый человек обучается Божественной добродетели — послушанию. Послушанию не как безрассудному и бестолковому исполнению любых прихотей начальника, а как умению вслушиваться и слышать, что тебе говорит Господь через обстоятельства жизни, через людей и подчиненных, и равных — умению слышать и, самое главное, умению это исполнять. И путь к нахождению воли Божией в своей жизни лежит именно в этом умении вслушиваться. А слышать человек может ровно настолько, насколько в его душе выстроена иерархия взаимоподчинения.
Дай Бог, чтобы каждый из нас это понимал как задачу и постепенно — через молитву, пост, послушание, через духовные упражнения — пришел к этому состоянию вслушивания, слышания и исполнения воли Божией.