Русская линия
Русская линия Алексей Осипов24.03.2011 

А.И. Осипов: «Беда! Беда, когда мы пытаемся с помощью таких суждений определить суть происходящих событий!»
По мнению известного богослова, христианину странно и неприлично говорить о том, что землятресение в Японии — это кара Божия за грехи японцев

Профессор А.И.Осипов23 марта 2011 года в подмосковном Фрязино состоялась лекция известного богослова профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, который посвятил её теме Великого поста и необходимости борьбы со своими, а не с чужими страстями. Среди многих заданных вопросов был и вопрос о Японии, о причинах человеческих страданий.

Отвечая на вопрос: «Как с христианской точки зрения относиться к событиям, которые произошли в Японии?» — известный богослов сказал, что христианину странно и неприлично говорить о том, что землетрясение в Японии — это кара Божия за грехи японцев.

«Ох, эти греховодники! И наказал же их Бог! Язычники! А у нас, видите, нет землетрясений. Мы, значит, хорошие, святые. Как это нравится вам? Вот так!», — заявил он в ходе своего выступления. Дружным смехом ответил зал на эту иронию. И уже совершенно серьёзно после паузы Алексей Ильич заметил: «Беда! Беда, когда мы пытаемся с помощью таких суждений определить суть происходящих событий!» Что пишут святые Отцы относительно наказаний Божиих?

«Иоанн Златоуст говорит, что множество слов, которые встречаются в Священном Писании, особенно в Ветхом Завете, в отношении Бога, например: «Бог мстит», «Бог ненавидит», «Бог наказывает», «Бог имеет правую руку», «Бог имеет левую руку» (десница, шуица), «Бог раскаялся», — употребляются в Писании ради простого грубого народа. «Когда, — объясняет Златоуст, — ты слышишь слова: «ярость и гнев», в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых». Ну, как еще объяснить неразумному человеку причины происходящих с ним бед. Вот, скажите ему, что Бог не наказывает, и он сразу «ура!- поживём без Бога!», — заявил богослов, отвечая на вопрос, почему же в Библии так много слов о наказании людей Богом.

«Антоний Великий, — продолжил А.И. Осипов, — как пишет: «Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым. Живя добродетельно — мы бываем Божиими, а делаясь злыми — становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют». — Оказывается, когда человек отступает от Бога, то он соединяется с демонами-мучителями, которые истязают его, и тогда страдает он бедный. Вот, откуда наказание-то. Когда человек идёт вопреки заповедям и совести своей, тогда соединяется с демонами-мучителями! Понятно? Конечно. Сами себя мы наказываем, а не Бог нас наказывает», — отметил лектор.

«Интересно спросить: когда у пьяницы цирроз печени, какой Бог его наказал? Или наркомана? Мне такого одного показали в Америке. Смотрю, подводят человека лет 60, а ему всего 25. Какой Бог его наказал? Это все понимают, что не Бог, а он сам себя наказал. А вот когда я направо и налево всех осуждаю, злобствую, обманываю, лгу, а то и ворую, то никак не могу понять и за что же это меня такого хорошего Бог наказал, что я хуже всех что ли, вон есть и хуже меня».

«Надо же понять, в конце концов, что такое грех, — резюмировал А.И. Осипов. — Грех — это тот ад в душе человеческой, который возникает, когда я себя режу и колю всяким непотребством и бессовестностью — вот что такое грех. Он есть нож, который я вонзаю в свое сердце. Потому-то Бог, будучи любовью, и предупреждает нас: не режьте себя, не истязайте себя. Ты ненавидишь другого, весь кипишь, содрогаешься от ярости, а ему море по колено. Кто страдает? .. Слышите, что такое грех? Не Бог наказывает нас, а мы сами себя терзаем!»
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика