Радонеж | 24.03.2011 |
В слове после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл, изъясняя слова великопостной молитвы преп. Ефрема Сирина, отметил, что дух смирения, которого христиане испрашивают в этой молитве у Господа, негативно воспринимается в культуре, оторванной от христианских корней: «В лучшем случае люди не понимают, о чем идет речь. В худшем — под смирением понимают слабость, а смиренного человека воспринимают как странного, нежизнеспособного, безвольного, неспособного достигать поставленных целей — в общем, чаще всего неудачника». Идеал же — те, кто всегда готов, не задумываясь, применять силу для достижения цели. Между тем, напомнил Патриарх, забвение такой добродетели, как смирение, очень опасно для человеческого общежития, и в нашей повседневной жизни мы страдаем от того, что эта величайшая добродетель встречается все реже.
Наоборот, применение силы становится все более легким делом — ума-то ведь, по поговорке, не надо. Премьер-министр на днях, высказываясь о военной операции против Ливии, как раз и отметил, во-первых, все большую «легкость, с которой принимаются решения по применению силы в международных делах сегодня», а во-вторых, полное отсутствие логики — военные операции ведутся под предлогом защиты мирного населения, но «при нанесении бомбовых ударов по территории гибнет как раз это мирное население, где же логика и совесть — нет ни того, ни другого», — подчеркнул премьер РФ, напомнив, что уже есть жертвы мирного населения, ради которого «якобы наносятся эти удары». В этих обстоятельствах сообщения о «неприемлемости» тех или иных сравнений происходящего с другими событиями, имевшими место в мировой истории, производят впечатление неожиданное — кажется, что авиаудары гораздо быстрее могут вызвать «столкновение цивилизаций», чем исторические аналогии. Что же касается спасаемого мирного населения, так если ему за день на голову гуманитарно вывалить 30 — 40 тонн взрывчатки, от политкорректных комментариев происходящего ему, населению, сильно легче не станет. Да и трудно быть совсем уж политкорректным при виде таковых бессовестности и безумия.
Хотя, надо признать, что некоторые высказывания участников действа впечатление абсурда действительно усиливают. Французский лидер, например, всего пару недель назад с очень большим жаром убеждал европейцев не забывать о христианских корнях Европы. Видимо, это и подвигло российского премьера, на следующий день после высказываний о «крестовом походе», напомнить участникам коалиции о спасении души: думать о жертвах гражданской войны и ракетных ударов по Ливии должны все, сказал он, однако «в первую очередь должны думать те, кто причастен к этой трагедии, думать об этом и молиться о спасении своей души». Может, кто-то и прислушается.
Как бы слабо не отзывалось в политической и государственной сфере слово о спасении, о заповедях, о нравственности, звучать оно все равно должно. Хотя впечатление почти полной нравственной глухоты возникает очень часто. Патриарх почти в каждом публичном выступлении говорит о нравственном измерении — в политике, в экономике, в обществе. Например, выступая на торжественном заседании, посвященном 150-летию отмены крепостного права в России, Предстоятель напомнил, что подлинная модернизация всегда опирается на нравственные принципы: «Модернизация без нравственного измерения превращается в безудержную погоню за мирскими благами и удовольствиями, бездушный технократизм, порождает изуродованные отношения между людьми». Сочинители все новых и новых стратегий, кажется, рассчитывают обойтись одними политтехнологиями и лозунгами. При этом, вместо смирения, которого, по слову Патриарха, так не хватает в обществе, какая-то почти уже запредельно завышенная оценка своей интеллектуальной продукции — «основные позиции» нашего проекта «обязан разделять любой политик, претендующий на лидерство, понимающий вызовы времени, ответственно относящийся.» и т. д. Вот просто обязан.
Другие предлагают в качестве панацеи от всех государственных и общественных проблем тотальную десталинизацию. Как и в большинстве проектов тотального масштаба, сочинителям одним из первых отказывает чувство языка: «следует переосмыслить День народного единства 4 ноября и назвать его Днем памяти жертв гражданской войны и национального примирения». Комментаторы в блогах тут же, естественно, начинают интересоваться, о каких именно «жертвах национального примирения» намерены особенно памятовать сочинители. На этом фоне проект насаждения самовосприятия страны, как «одной большой Катыни» уже и не так поражает, наверное. И ведь есть и вполне разумные мысли — о большей доступности архивных материалов, о судебном рассмотрении тех или иных событий давней и не очень давней истории.
Пока проект десталинизации только обсуждается, тем временем со свистом произведена либерализация уголовного законодательства. Снижен нижний предел наказания по многим видам преступлений, таким как, например, разбой, грабеж или нанесение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть. От этого у специалистов произошло большое удивление и некоторые даже в отставку стали подавать. Однако на самом деле, удивительно не это. Удивительно, что одновременно запущен новый законопроект, в соответствии с которым предлагается ужесточить, вплоть до многолетнего тюремного заключения, наказания для разведенных супругов, из которых, например, один препятствует другому встречаться с ребенком, рожденным в распавшемся браке. Какая-то странная либерализация выходит.
Впрочем, все познается в сравнении. И, по справедливости, следует признать, что нашим либерализаторам общественной жизни до, к примеру, британских, еще очень далеко. Вот, сообщает «Интерфакс», что мультфильмы, видеоматериалы и книги, весьма откровенно рассказывающие о сексе, утверждены в качестве учебных пособий для сексуального воспитания пятилетних детей в ряде английских школ. В одном из пособий, одобренных советами некоторых английских графств и городов, имеется изображение супружеской пары в постели в интимных объятиях, которое сопровождается откровенным разъяснением сути полового акта на взрослом языке. В другом одобренном пособии, предназначенном для школьников от пяти до 11 лет, рассказано о различных позициях в сексе и о проституции, пишет газета «Дейли мейл». Как отмечает издание, для сексуального просвещения учащихся начальной школы подготовлены видеозапись и графические изображения совершенно обнаженных человеческих тел. Другое одобренное пособие под заглавием «Давайте поговорим о сексе» содержит главу о гетеросексуальности и гомосексуальности. Впечатляющее свидетельство продвинутости общества по части всяческой либерализации нравов, да.
В Европе, впрочем, призывы не забывать о христианских корнях цивилизации звучат несколько иначе, чем у нас. В этом году Великий пост и у нас, и у западных христиан проходит в одно время и вот, как выясняется, почти половина, например, западных немцев готовы добросовестно соблюдать пост, на востоке Германии этот показатель составил около 30%. Приблизительно 48% опрошенных собираются провести несколько недель поста без мясных продуктов. Половина, то есть. Будем сравнивать с нашими опросами? Правильно, не будем. Хотя число постящихся, хоть чуть-чуть, несомненно, возросло, но не до этих цифр.
Еще немного о христианских корнях цивилизации. Газета «Известия» известила на днях читателей об очередном открытии «британских ученых» (не надо смеяться, это серьезно). Точнее, открыли бедуины, а ученые исследуют целый мешок свинцовых табличек, возможно, содержащих свидетельства о Мессии, и это может быть даже Иисус Христос. Тут ведь что важно? Тут важно, объясняет научный обозреватель газеты, что «в настоящее время исторически достоверных доказательств существования Иисуса Христа нет». А теперь, может быть, слава бедуинам, что-то и появится. Открытие, что и говорить, значительное — если, конечно, это открытие, а не очередная липа. Но, коль скоро у нас в газетах есть такие строгие ценители и эксперты, веры которых и Евангелие не достойно, можно надеяться, что теперь-то уж не пропадем во тьме невежества. На этой оптимистической ноте мы и закончим сегодняшний комментарий.