Русская линия
Washington ProFile05.03.2004 

Католическая церковь покрывает грехи своих служителей

С 1950 по 2002 год 4% американских священников Римской Католической церкви были обвинены в сексуальных преступлениях, совершенных по отношению к детям и подросткам. Жертвы преступлений, совершенных прелатами, получили в общей сложности $ 573 млн. в качестве компенсаций. По некоторым данным, общая сумма исков может достичь $ 1 млрд.
К таким данным пришли исследователи, изучавшие архивы католических церквей США по заказу Конференции Католических Епископов Соединенных Штатов АмерикиUnited States Conference of Catholic Bishops (USCCB). Конференция, состоявшаяся в июне 2002 года, приняла Хартию по защите детей и молодых людейCharter for the Protection of Children and Young People, согласно которой церковь обязала себя изучить историю сексуальных преступлений, совершенных церковниками. К этому их побудила череда сексуальных скандалов, ставших достоянием гласности в начале 2002 года и подорвавших репутацию и финансы американской католичексой церкви.
Как показали архивы католиков, с обвинениями в адрес похотливых прелатов выступили 10 тыс. 667 человек. Сотрудники Колледжа криминальной справедливости имени Джона ДжеяJohn Jay College of Criminal Justice, проводившие исследование, считают, что эта цифра далека от реальности, поскольку отражает данные только о пострадавших, которые сообщили о поведении отдельных клериков священнослужителям более высокого ранга. Меньше чем 13% признаний регистрировалось в год совершения преступления. В более чем четверти случаев жертвы сексуальности священников рассказали об этом десятилетия спустя. Многие взрослые люди просто не желают признаваться в том, что когда-то над ними надругались их духовные пастыри.
Типичный священник-педофил чаще всего оскорблял представителей мужского пола (в 81% случаев). Более 40% жертв на момент совершения преступления были в возрасте 11−14 лет. Большинству клериков-педофилов было 30−39 лет. 20% из них были моложе 20-ти лет, 23% - старше 40-ка, 17% преступных священнослужителей было за 50 лет.
Около половины преступлений совершались в доме священника. Но нередко они происходили в церкви (16.3% случаев) или в доме жертвы (12.4%). Среди других мест неподобающего поведения клериков назывались дачи, школы и салоны автомашин. Более трети жертв подвергались преследованиям священнослудителей на протяжении одного года. Но были и такие, кто домогался предмета своих вожделений от пяти до девяти лет (10.2%), а в некоторых случаях и более десяти лет).
Противоправные действия клериков включали ощупыванье тела жертв под одеждой (в 57.3% случаев), поверх одежды (в 56.8% случаев), раздевание жертвы (27.5%), акт орального секса, выполненный священнослужителем (27.1%), а также сексуальное совокупление или попытка его совершить (соответствено, в 27.3% и 25.1% случаев). Большинство клериков обвинялись не в совершении только одного неподобающего действия, а в нескольких. Только 9% священников ограничились двусмысленными прикосновениями к одежде своей малолетней паствы.
Любопытно, что исследователи пытались не только отыскать факты сексуальных преступлений католических священников, но и выяснить возможные причины их совершения. Например, им удалось установить, что 7% клериков, обвиненных в грехе совращения несовершеннолетних, сами имели опыт психологического или сексуального насилия, когда были детьми. 19% священников имели проблемы с алкоголем или наркотиками, причем в большинстве таких случаев церковная администрация знала об этих проблемах и пыталась помочь. 23% обвиненных проявляли признаки психических отклонений.
Сотрудники Колледжа криминальной справедливости документально засвидетельствовали, что только 14% католических священнослужителей, обвиненных в сексуальных преступлениях, были «сданы» полиции начальниками-епископами. Из 4 392 обвиненных в сексуальных преступлениях клериков только 217 человек побывали в руках государственного правосудия. Их них суд осудил 138 человек. Об остальных случаях сексуальных злоупотреблений церковь умолчала, и они никогда не были расследованы. Ни в одном архиве исследователи не нашли ни одного слова осуждения, когда записи касались «щекотливой» темы. Священнослужители, которых спрашивали, почему виновные не получали должного наказания, отвечали, что этому мешали католические законы. Католический канон создает немалые препятствия для удаления священника из прихода. Кроме того, епископы боялись возможного скандала среди паствы и внутри церкви, так как это могло повлиять на благополучие их церковной карьеры.
Результаты этого исследования — единственные в своем роде. Ранее церковь крайне неохотно допускала светских ученых к подобным темам. На протяжении последних десяти лет в США были опубликованы несколько исследований, касающихся сексуального насилия служителей культа над несовершеннолетними. Их авторы значительно расходились даже в определении базовой величины — сколько священников замешано в подобных преступлениях. К примеру, психолог Энн КолутерAnn Coulter пришла к выводу, что сексуальное насилие над детьми совершают 0.12% прелатов. Известный историк церкви и религиовед Филипп ДженксинсPhilip Jenkins, на основе исторической статистики, назвал цифру в 2%. Бывший священник, ставший психотерапевтом Ричард СайпRichard Sipe, считал, что подобные преступления совершают 6% прелатов. Также до сих пор специалисты не могут дать однозначного ответа на вопрос, кем являются священники-преступники — «классическими» педофилами или гомосексуалистами, столь неординарным образом, реализовывавшими свои сексуальные пристрастия.
После всех скандалов, прорвавших занавес молчания об одной из самых темных страниц католической истории, американское духовенство Католической церкви все еще отказывается лишать своих провинившихся сынов церковного сана и доступа к пастве. Впрочем, церковь низложила нескольких высокопоставленных иерархов и начала кампанию внутрицерковной реформы, ставящей своей целью избежать повторения подобных преступлений. Несколько провинившихся пастырей покончили с собой. Один из них, лишенный сана и приговоренный к тюремному заключению, был убит в тюрьме.
Опросы общественного мнения, проводимые в США, показывают, что американские католики не доверяют церковной иерархии. К примеру, опрос службы Gallup дал следующие результаты: 72% католиков считают что католические иерархи делают очень мало, чтобы избежать повторения подобных преступлений в будущем. 74% заявили, что церковь заинтересована прежде всего в спасении собственной репутации, а не в раскрытии правды.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru