Столетие.Ru | Виталий Билан | 18.03.2011 |
С 5 марта, после разгрома и поджога христианской церкви в пригороде Каира, в столице Египта копты проводят демонстрации, которые перерастают в беспорядки. Наиболее ожесточенные столкновения со стрельбой произошли 8 марта в каирском районе Муккатам. Похоже, прошедшее недавно египетское восстание только обострило «болевые точки» общества страны пирамид. Одна из них — отношения между мусульманским большинством и коптским меньшинством. И межконфессиональный вопрос, в этом плане, один из «ключевых».
Поверхностная толерантность
Следует отметить, что до январско-февральских событий египетские официальные власти постоянно подчеркивали, что в целом межконфессиональная обстановка в стране оставалась спокойной, а массовые стычки на религиозной почве в Египте отошли в прошлое.
И действительно, на поверхности межконфессиональные отношения в Египте до теракта в Александрии, который произошел в новогоднюю ночь и в результате которого погиб 21 человек и около сотни получили ранения, не выглядели катастрофически.
Официальный Каир постоянно демонстрировал толерантность к представителям различных конфессиональных групп страны, которые проживают в Арабской Республике Египет, а также любым способом стремился снизить межконфессиональное напряжение.
Несмотря на то, что официальной религией Египта согласно конституции является ислам, власть носит подчеркнуто светский характер.
Более того, в официальных медийных ресурсах постоянно акцентировалось внимание на то, что христианское население страны пользуется такими же правами, что и мусульманское большинство.
В качестве аргумента представители власти нередко упоминали то обстоятельство, что в ноябре 2005 года губернатором провинции Кена был назначен копт Магди Айуб Искандер. Кстати, это случилось впервые после того, как еще Анвар Садат назначил копта Фуада Азиза Гали губернатором провинции Южный Синай.
Кроме того, начиная с 2003 года, праздник Рождества Христова, который отмечается 7 января (христиане-копты также пользуются юлианским календарем), был провозглашен властью Египта общенациональным праздником и, соответственно, выходным днем в стране.
На протяжении последних лет показательным было то обстоятельство, что бывший главный шейх исламского университета «Аль-Азхар» (один из мощнейших образовательных центров во всем мусульманском мире) Саед Мухаммед Тантауи и коптский Папа Шенуда III постоянно публично демонстрировали взаимопонимание и взаимоуважение. Оба часто выступали с заявлениями по наиболее актуальным проблемам внутренней и внешней политики. Так, в частности, Тантауи и Шенуда III неоднократно выражали поддержку палестинскому народу и признавали «право палестинцев на отпор израильской оккупации» (здесь, правда, следует отметить, что власть, используя такие заявления представителей христианских общин, стремилась продемонстрировать, что протест против американского влияния в регионе и израильской оккупации арабских земель носит не исключительно мусульманский характер).
Впрочем, тот, кто регулярно следит за египетской социально-политической жизнью, прекрасно знает, что власть сильно идеализировала межконфессиональную ситуацию в стране. Стычки на религиозной почве случались в стране регулярно.
Вот лишь некоторые эпизоды.
Эпизоды «разборок»
Еще в октябре 2006 года в упомянутой Александрии недалеко от христианской коптской церкви Св. Георгия прошли столкновения между полицией и более 5 тысяч мусульман, которые стремились ворваться в церковь. Ряд мелких столкновений на религиозной почве тогда же был зафиксирован и в других городах страны пирамид.
Продолжала оставаться напряженной межконфессиональная ситуация в Египте и в 2007 году. Поводом для этого послужили, в частности, выступления ряда представителей светской оппозиции коптского происхождения, которые представляют прозападные неправительственные организации (Центр гуманитарного диалога и Египетская просветительская ассоциация), по поводу необходимости изменений статьи второй египетского Основного закона.
Согласно этой статьи, официальной религией страны является ислам, а также говорится, что принципы ислама являются главным источником легитимизации тех или иных процессов в Египте.
В результате в Египте произошло несколько массовых столкновений между членами христианской и мусульманской общин, в ходе которых пострадали, по наименьшим подсчетам, десять христиан.
Кроме того, в результате межконфессионального столкновения, которое произошло в начале июня 2008 году, был убит один мусульманин и ранено три копта. В конце сентября 2008 года имело место очередное столкновение между христианами-коптами и мусульманами, в результате которого были убиты один мусульманин и два копта.
В мае 2009 года в Каире произошли столкновения полиции с фермерами. Тогда протесты перешли в массовые беспорядки. Демонстранты кидали в полицейских бутылки и камни. В ответ полиция пустила в ход резиновые пули и слезоточивый газ.
Причиной беспорядков стало решение египетской власти уничтожить около 350 тысяч свиней, чтобы «не допустить распространения вируса свиного гриппа». 2 мая 2009 года представители санитарно-медицинских служб начали массовый убой свиней. Акция продолжалась около месяца.
Представители коптского меньшинства государства жестко критиковали официальную власть и восприняли указанное решение относительно уничтожения свиней как повод для экономического давления на них со стороны мусульманского большинства (разведением свиней в стране занимаются, понятно, только копты).
Большой резонанс далеко за пределами Египта получил расстрел вечером 6 января прошлого года в канун Рождества в египетском городе Наг-Хаммади вооруженными людьми толпы прихожан, возвращавшихся с праздничной литургии, которая проходила в коптской церкви. В результате стрельбы из проезжавшего мимо автомобиля погибли 7 человек. Еще как минимум девятеро получили ранения.
И это далеко неполный список.
Каковы же причины эскалации межконфессиональной напряженности в Египте?
Межконфессиональная экономика
Как ни странно, но то обстоятельство, что во время прошедших в конце прошлого года парламентских выборов исламистская оппозиция официально потерпела сокрушительное поражение, не прибавило оптимизма представителям коптского меньшинства.
Что, собственно, и неудивительно.
Во-первых, снижение популярности исламистов организации «Братья-мусульмане» способствовало проникновению в Египет радикальных исламистских группировок, члены которых получили соответствующую идеологическую подготовку, а также имеют опыт активной террористической деятельности в различных «горячих точках» Большого Ближнего Востока.
Кстати, эту тенденцию внимательный и вдумчивый зритель мог наблюдать во время недавних египетских протестов.
Во-вторых, христиане-копты высказывают опасения по поводу ползучей исламизации внутри правящей верхушки и, что особенно тревожно, внутри армии, указывая, в частности, на активизацию деятельности там антикоптской фракции — течения ваххабитов и салафитов, исповедующих строгую версию ислама, по образцу Саудовской Аравии.
На данную тенденцию указывают также эксперты ведущего египетского аналитического центра политических и стратегических исследований «Аль-Ахрам». В этой связи, кстати, многие коптские активисты указывают на «непропорционально агрессивный» ответ со стороны представителей власти во время недавних новых столкновений коптов с полицией в Гизе и Мукатаме.
Кроме того, в качестве аргумента христиане-копты приводят ноябрьский отчет госдепартамента США о состоянии религиозных свобод, где, в частности, обращается внимание на то обстоятельство, что в Египте на протяжении 2010 года уровень обеспечения права на свободу вероисповедания «оставался низким».
В документе подчеркивается, что, хотя согласно египетской Конституции, государство гарантирует свободу вероисповедания и отправления религиозных обрядов, на практике власть в Египте «накладывала определенные ограничения» на эти права. Сюда авторы отчета отнесли аресты мусульман, которые переходят из ислама в христианство, дискриминацию при приеме на работу в правительственные структуры, а также проволочки с арестами тех, кто совершил акты насилия в отношении коптов (правда, справедливости ради, следует отметить, что в отчете упоминались и позитивные тенденции: арест и начало судебного разбирательства по делу четырех человек, которые обвинялись в нападении на христиан-коптов в городе Наг-Хамади во время празднования Рождества в январе прошлого года, а также пожизненное заключение пятерых человек, убивших двоих коптов в городе Кена).
Очевидно, в ближайшее время следует ожидать дальнейшее обострение межконфессиональной ситуации в стране пирамид по межконфессиональной линии «мусульманское большинство-коптское меньшинство».
Главной причиной этого является социально-экономическая ситуация в стране. Быстрый прирост населения наибольшей арабской страны превышает темпы экономического роста и не позволяет добиться улучшения жизненного уровня, истощает ресурсную базу Египта, создаёт заметные трудности со снабжением населения продуктами продовольствия.
Проблема бурного демографического роста приводит также к увеличению уровня безработицы.
Кроме того, ситуация усложняется ужесточением иммиграционного законодательства со стороны стран Европейского Союза.
При условии высокого процента бедности, перенаселение страны создаёт условия для увеличения социального напряжения, которое, в свою очередь, будет вести к распространению радикальных настроений в египетском обществе.
Пока в стране пирамид не наблюдается силы, способной радикально изменить экономическую ситуацию. Это значит, что «простые» исламистские рецепты решения проблем будут все легче «ложиться на души» мусульманского большинства.
А поэтому, судя по всему, коптам следует готовиться к новым столкновениям и новым испытаниям.
http://www.stoletie.ru/geopolitika/jegipet_koptskij_krest_2011−03−17.htm