Седмицa.Ru | 18.03.2011 |
Согласно житию, А. П. родился в Ростове Великом в нач. XVI в. в семье благочестивых христиан Григория и Ирины. После 3 лет безмолвия и жизни в пустыне он принял постриг в Корнилиевом Комельском мон-ре. А. П. часто называют учеником прп. Корнилия Комельского, что, однако, не подтверждается ни житиями, ни др. источниками. 13 сент. 1539 г. А. П. уже в сане иеродиакона по благословению игумена мон-ря прп. Лаврентия Комельского оставил обитель и удалился вместе с прп. Леонидом Пошехонским и неким «черноризцем Бестужем» в глухие места Пошехонья с желанием «создать новый дом Богородицы». Место было выбрано в лесу на берегу р. Вотха (Ветха), где иноками была обретена на дереве икона Успения Богоматери (по др. версии, образ иноки принесли с собой и, выбрав место для обители, укрепили его на большом дубе). В 1543 г. по благословению митр. Московского свт. Макария иноки основали мон-рь, тогда же А. П. был поставлен на игуменство. Святой сам принимал участие в украшении деревянной ц. во имя Успения Богоматери (заложена 17 мая 1543), поскольку был искусным иконописцем, изучившим это ремесло еще в Корнилиевом Комельском мон-ре. А. П. приписывают авторство чудотворной иконы Успения Богоматери — главной святыни Адриановского мон-ря. В житии есть рассказ о том, как грабители, ворвавшись в келью игумена, забрали иконы «преподобнаго бывшия и вся орудия ко иконописному художеству потребная, валы же и кисти, в едином ковчежце заключенная, мняще в оном быти злату и сребру… бе бо преподобный иконописец изрядень, и по церковном и келейном правиле в свободное время в писании икон упражнящеся» (в др. списке: «Виде много множьство образцов святых икон, тако же и валов и кистей»). Как иконописец А. П. упоминается в Клинцовском иконописном подлиннике (БАН.. 66. Строг. 63. Инв. 2828. Сл. 152).
В Великий пост 1550 г., в ночь с 5 на 6 марта, в день памяти 42 мучеников Аморейских, вооруженные крестьяне соседнего с. Белого напали на мон-рь, схватили игумена, отняли деньги, собранные на строительство каменного храма, и после истязаний задушили. Избили иноков, убили старца Давида и унесли из мон-ря все ценности. Тело А. П. бросили на берегу р. Ушломы между селами Белым и Шигорша. Наутро местные жители нашли его и тайно захоронили под полом заброшенной ц. прор. Илии на р. Ухре, а на месте захоронения посадили рябину.
В нач. XVII в. дьяк И. Прокопиев поставил на рябину икону св. Параскевы, от к-рой начали происходить чудесные исцеления. Это привело к тому, что люди стали поклоняться дереву. Чтобы исправить положение, И. Прокопиев решил построить на этом месте ц. во имя прор. Илии и св. Параскевы. В 1612 г. он получил благословение на строительство и был поставлен священником в новую церковь, затем, призвав игум. Лаврентия, начал строить мон-рь. Так возник Троицкий (Ильинский) Рябинин мон-рь, в кон. XVII в. приписанный к Адрианову Пошехонскому мон-рю. 1 апр. 1626 г. старец Рябинина мон-ря Иона накануне кончины признался своему духовнику игум. Лаврентию, что знал от отца о месте захоронения А. П. (по мнению В. О. Ключевского, именно игум. Лаврентий впосл. составил «Слово на обретение мощей преподобномученика игумена Андреана»). Со слов Ионы свящ. Лукианом Кузминым была сделана запись «за руками» (т. е. с подписями), а игум. Лаврентий сообщил о месте захоронения преподобного братии Адрианова мон-ря. По прошению игумена Адрианова мон-ря Порфирия царь Михаил Феодорович и Патриарх Филарет дали разрешение на открытие и перенос мощей преподобномученика (Патриаршая грамота датируется 12 окт. 1626). Мощи были обретены 19 нояб., а их торжественное перенесение в соборную Успенскую ц. Адриановой пуст. состоялось 17 дек. 1626 г. Мощи А. П. почивали в открытой раке у правого клироса (совр. местонахождение мощей неизвестно). При гробе преподобного происходили чудеса, что послужило причиной установления местного празднования А. П., к-рому была составлена бденная церковная служба, включающая малую вечерню, стихиры на литии, 2 тропаря, 1 канон (Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 149−163). Песнопения службы отличаются краткостью, в них используются образы общей мученической службы.
Фрагмент статьи из т. 1 «Православной энциклопедии»