Русская линия
Татьянин деньАрхимандрит Алексий (Поликарпов)17.03.2011 

Родители называют детей в честь покровителя нашей обители

17 марта — день памяти святого благоверного князя Даниила Московского. В престольный праздник московского Данилова монастыря предлагаем вам интервью с наместником обители, архимандритом Алексием (Поликарпова). Отец Алексий говорит о выборе жизненного пути, ошибках современных людей, мифах о монашестве и трудностях жизни монастыря в мегаполисе.

— Отец Алексий, ваш монастырь расположен в мегаполисе,Архимандрит Алексий (Поликарпов) к тому же на его территории находится одно из центральных учреждений Русской Церкви — отдел Внешних церковных связей. Однако идея монастыря — уединение и внутреннее сосредоточение. Как удается сочетать такую большую общественную деятельность и уединенность монашеской жизни?

- Начнем с того, что Данилов монастырь — первый общежительный монастырь в Москве. Он был основан в XIII веке, когда здесь была южная окраина Москвы, место уединенное. Это было богомолье великого князя Даниила, здесь он был пострижен и погребен.

А теперь мы, действительно, оказались почти в центре Москвы, хотя до Кремля — целых 7 километров. На 700-летие князя Даниила мы даже прошли большим крестным ходом от Кремля до Даниловской площади с иконой, которую написали специально для этой даты и которая сейчас находится около раки с мощами князя Даниила. Так что уже в наше время князь Даниил, можно сказать, прошел по всему городу.

Кажется, что жить где-то в пустыне, где не так много искушений и соблазнов, как в городе, проще. Конечно, монах — это человек, который должен любить уединение и, прежде всего, Бога. Наверное, любить Бога и ближнего — основная идея монашества. Монах — это молитва, служение Богу, Церкви и людям в той мере, в которой он может. Мы служим, возвещая Евангелие словами и делами, потому что монашеские обеты основаны на Евангелии.

Мир, по учению святых отцов, — совокупность страстей, и прежде всего мы должны бороться со страстями в самих себе. Конечно, в городе это может казаться не таким простым делом. Но, как говорил преподобный Амвросий: «Можно жить и в миру, но не на юру, а жить тихо». А тихо — это, прежде всего, в сердце своем.

Помощь Божия сопутствует монашествующим. Думаю, князь Даниил, основатель нашей обители, предвидел наше городское будущее: к 1000-летию Крещения Руси обитель была восстановлена первой и теперь процветает и возвещает слово Божие.

 — В ваш монастырь приходят молиться многие миряне. Наверное, можно говорить, что уже и какая-то община сформировалась. Вот в чем плюсы и чем минусы общения мирян и монахов?

- О плюсах говорит само богослужение: Литургия — общее дело, молитва возносится всеми вместе.

Конечно, когда приходит много народа, у нас появляются дополнительные обязанности, например, если люди пришли на исповедь, нужно их исповедовать, чтобы они могли потом причаститься.

К нам приезжают со всех концов Москвы, и даже при большом стечении народа мы должны следить, чтобы было боголепное, организованное богослужение. Это тоже налагает на нас дополнительные обязанности.

С прихожанами связано и много радости, например, очень много деток подходят к Чаше и называют имя Даниил, а это значит, что родители называют детей в честь покровителя нашей обители (имя Даниил традиционно входит в десятку самых популярных в Москве -прим. ред.). И мы видим, как рождается новое поколение.

Так что у нас есть эта совместная молитва, совместное служение Богу. Мы не можем называть себя святыми: никто, живя на земле, не может именоваться святым человеком, потому что каждый грешен. Но стремление к тому, чтобы стать лучше, у нас есть. И мы видим благочестивых мирян, и миряне, может быть, увидят отражение Божьего света на иноках. И это очень важно. У Святых отцов написано, что монахи должны быть светом для мирян. А для монахов светом являются ангелы.

То есть если мы оцениваем открытость монастыря в категориях «плюс» и «минус», то это, конечно, больше «плюс».

 — Из прихожан-мирян многие хотят остаться в монастыре, принять монашество?

- Думаю, что нет. Смотрите: нас здесь, в монастыре (а у нас еще есть подворья), около 50-ти человек, а мирян приходит несколько тысяч.

Может быть, многие бы и хотели, но у каждого есть своя жизнь, свой путь, каждый спасается по-своему.

Братия, слава Богу, не уменьшается, а умножается. Но новые люди приходят не так часто

 — А что происходит, когда человек хочет остаться, и что за люди принимают постриг в Даниловом монастыре?

- У нас насельники разные и по возрасту, и по образованию. Кто-то получил духовное образование, окончил семинарию и академию, кто-то окончил светский вуз, имеет научные степени.

Есть люди, которые в прошлом имели семью, но потом по согласию разошлись. Например, глава семьи, муж, пришел сюда, а жена приняла монашество в другом месте. Люди приходят в монашество очень по-разному, и все это служение и движение к Богу.

Бывает, приходят молодые, еще невоцерковленные люди, которые узнали, что есть Христос. Они уже знают Евангелие, но делают еще первые шаги в Церкви и их воцерковление происходит в нашем монастыре.

Зачастую тех, кто только пришел к нам, мы направляем на подворье, чтобы люди побыли в более уединенных местах, в молитве и труде, лучше узнали себя и определились, действительно ли им нужно монашество.

Монашество красиво внешне — строгие лица, облачения, но его внутреннее содержание — это молитва и труд, труд и молитва. Все по силам, конечно, но главный принцип — понуждение. В Евангелии от Матфея написано: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е». Тот, кто будет себя понуждать, то есть употреблять усилия, достигнет Царствия Божия.

Прежде всего это усилие — борьба с самим собой, которая происходит в каждом человеке. Добро и зло борются в мире, поле битвы— сердце человеческое, а Бог нам помогает. Конечно, люди растут постепенно, постепенно входят в традицию, и церковную, и в монастырскую, и возрастают добрые иноки.

Когда происходит монашеский постриг и приносятся обеты, постригаемый не говорит, что непременно сделает все, или что не знает, сможет ли сделать. Он отвечает: «Ей, Богу содействующу, честный отче». То есть Бог будет мне помогать — и я тогда все исполню.

 — А много тех, кто приходит в монастырь по романтическому порыву, а потом уходит, потому что понимают, что на самом деле не «тянет» монашества?

- Слава Богу, немного, но такие случаи есть. И трудник, и послушник имеет право, испытав себя, решить, остается он в монастыре или возвращается в мир.

 — Но если пришел, лучше не уходить?

- Лучше не уходить. Самое лучшее — хорошо подумать, все взвесить и, если пришел в монастырь, уже остаться: «Зде покой мой, зде вселюся».

— Как наместник, вы руководите монастырем и административно, и духовно. Это сложно совмещать?

- Да, конечно! Это непросто, ответственно, трудно. И, опять же, нужно говорить, что все это совершается «Богу содействующу». Бог захотел, чтобы здесь в это время был такой наместник, и в этом служении тоже есть Божия помощь и молитва нашего покровителя князя Даниила.

 — Обет послушания означает, что тот, кто принял постриг, вручил свою волю вам?

- Духовнику. Чаще всего наместник постригает, а в конце чина постригаемый вручается духовному отцу.

У нас в монастыре есть обряд, когда во время пострига на Евангелие кладется рука духовника, затем руку постригаемого и сверху свою руку кладет наместник, если он постригает. И наместник говорит духовнику: «Се вручаю тебе пред Богом сего новоначального». Затем он обращается к постригаемому и говорит, что тот должен повиноваться старцу, как Христу, а старцу говорит, что он теперь отвечает за принявшего постриг пред Богом.

 — Кто является духовником в монастыре? Вы?

Духовник у нас архимандрит Даниил. Если кто-то хочет исповедоваться у меня, это тоже возможно.

 — Двадцатый век — трагическое время, в которое мы потеряли очень многих людей, являющихся носителями духовного опыта. Как можно сейчас восполнить эти потери, каким образом в наше время происходит передача духовного опыта?

- Духовно опытных людей, может быть, и не очень много, но Церковь жива, и ней живет традиция, благочестивые обычаи и благодать, духовная сила, которая питает каждого из нас.

Когда в 1983 году Данилов монастырь был вновь открыт, сюда был отправлены монахи их Троице-Сергиевой лавры. И эта живая монашеская традиция, связанная с Московскими духовными школами, продолжилась здесь. Когда приходили новые братья, они видели перед собой благие примеры, старались следовать им и изменялись внешне и внутренне.

Связь с Лаврой и с Московскими духовными школами не прерывается и сейчас: наши братья получают там духовное образование.

 — Ваш путь ведь тоже связан с Московскими духовными школами?

- Мой путь обычный. Я поступил в семинарию, потом в академию, был пострижен в Троице-Сергиевой лавре. Потом был отправлен на послушание сюда.

— Звучит очень просто!

- Но так оно и есть.

— Может быть, были духовные наставники или что-то, что повлияло на этот выбор пути?

- В Троице-Сергиевой лавре был замечательный духовник, очень известный в Русской Православной Церкви — архимандрит Кирилл. Сейчас он очень болен.

Братия взирает на него с благоговением, когда навещает его, но общаться уже трудно, невозможно практически.

Это человек, который в жизни своей много испытал, пройдя годы войны, службы, учебы, и стяжал великую духовную силу.

Он являет образец любви, внимания, сострадания к людям страждущим, которые пришли услышать о Христе, и к молодой братии, которая хотела впитать в себя иноческий опыт.

В моменты, когда он, кажется, уже совсем изнемогал, когда казалось, что глаза его уже спят, он все равно старался утешить и наставить пришедшего к нему со своими бедами и скорбями послушника.

Одна паломница сказала: «Это у вас не отец, а мать». Батюшка, когда отправлял своих питомцев служить, говорил: «Будь им не отцом, а матерью».

Любовь Христова — в действии, в жизни. Об этом легко рассуждать, но трудно исполнить. Но когда видишь перед собой такой живой пример, это, конечно, очень поддерживает, утешает и ведет за собою.

— Какие есть традиции празднования в монастыре дня святого благоверного князя Данила?

- Накануне в Троицком соборе и в храме Святых отец, где находятся мощи святого князя, служатся два всенощных бдения. Утром — две Божественные Литургии, в 7 часов и в 9−30. Совершается Литургия преждеосвященных даров, потому что праздник приходится на Великий пост.

Для Даниловой братии и для богомольцев есть утешение: здесь всегда в этот день, на какой бы день Великого поста он не пришелся, на трапезе есть рыба. Святейший Патриарх Тихон шутил: «Поедем в Данилов, покушаем рыбки».

Зачастую в этот день всегда солнышко, праздник, звон колоколов, которые были возвращены из Гарварда. Так что ликует вся Москва, ведь князь Даниил является покровителем города и многие приходят к нему и получают помощь.

Одна женщина плохо себя чувствовала и во сне видела святого, который говорил: «Приходи ко мне, я тебе помогу». Она проснулась и не могла вспомнить, куда надо идти и кто ей явился. По наитию пришла сюда, увидела образ князя Даниила, узнала его и действительно получила помощь от святого.

— Поклониться святому князю Даниилу приходят тысячи людей…

- Люди получают помощь, ведь к пустому колодцу человек не придет напиться.

Князь Даниил — издревле известный святой, к нему часто обращаются, как теперь говорят, по «квартирному вопросу». Люди молятся и получают такую помощь.

В прежние времена вокруг монастыря располагалась Даниловская слободка, и у ее жителей был обычай всякое большое дело начинать с благословения Божия и с обращения к князю Даниилу. Они приходили к мощам, каждый по своему усердию и возможностям ставил свечу и, помолившись, уходил в уверенности, что дело будет сделано и Бог по молитвам князя поможет.

 — Вы видите многих людей, мирян. В чем, по вашему мнению, главная проблема современного человека? На что надо больше всего обращать внимание, особенно молодым людям, чтобы все в жизни, по возможности, было правильно?

- Прежде всего, конечно, у человека должна быть вера, чтобы он верил во Христа и в своей жизни исполнял евангельские заповеди. Важно читать, знать Евангелие, слово Божие, и жить так, чтобы это слово Божие не было праздным и не было во осуждение. Христос, прежде всего, — любовь. Самая главная заповедь — о любви к Богу и ближнему. Именно это мы должны являть в жизни.

Бывает, человек обретает веру и отгораживается от всех и вся, говорит, что мир греховен, а вот мы должны икать святости и чистоты. Святость и чистоту мы должны искать, но при этом никого не должны осуждать, но являть любовь ближним.

Иногда, если есть верующие и неверующие люди, происходит разделение в семьях, но и тут нужно показать свое и смирение, и терпение. А подчас идут ссоры, иногда разлады. Это не совсем правильно. Иногда человек категоричен и настроен сразу в корне изменить свою жизнь, все, может быть, сломать. Но надо же построить что-то! Так вот, прежде всего, надо иметь терпение, смирение, а молодым людям нужно хранить чистоту душевную и телесную, это очень важно.

http://www.taday.ru/text/931 403.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru