Православие и современность | Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) | 16.03.2011 |
14 марта, в День православной книги, состоялась встреча Епископа Саратовского и Вольского Лонгина со студентами философского факультета Саратовского государственного университета. В дар факультету была передана учебная и научная литература, труды русских религиозных философов, богословов, книги об истории Русской Православной Церкви и церковном искусстве. В ходе встречи Владыка Лонгин ответил на вопросы студентов и преподавателей факультета.
— Сегодня отмечается день православной книги. Владыка, а какую православную книгу Вы прочитали первой в своей жизни?
— Мир православной книги в России — это очень широкое понятие. В него входят не только те издания, которые можно встретить сегодня в церковных книжных лавках и библиотеках, или которые хранятся в древних рукописных и старопечатных собраниях. Литературное произведение, христианское по своей сути, совсем не обязательно должно быть заявлено как тематически христианское, православное. На самом деле все зависит от того, с какой точки зрения смотрит на окружающий мир, на человеческую жизнь тот или иной автор.
Что касается моей первой христианской книги, то это, конечно же, было Евангелие — основа основ не только литературы, но и всей европейской культуры в целом.
Люди постарше помнят, что такого книжного изобилия, какое мы видим сегодня перед собой, раньше нельзя было даже вообразить. И первые мои сведения о Церкви, о церковной жизни я, как это ни парадоксально, получал из атеистической литературы. В хрущевское время на Русскую Православную Церковь обрушилась новая волна гонений. Они не были такими ожесточенными, как в 1920—1930 годы, когда закрывали храмы, людей расстреливали, ссылали в Сибирь целыми селами за сопротивление закрытию храма. Тогда времена были уже более «либеральными», они назывались оттепелью, и заграница тщательно следила за тем, что происходило в Советском Союзе. Поэтому власть сделала основной упор на так называемую «атеистическую борьбу»: в 1960—1970 годы выходило огромное множество литературы, начиная от солидных монографий и кончая мелкими брошюрами, где разоблачалась «ложь Церкви», «обман церковников». В каждой школьной библиотеке обязательно была большая полка атеистической литературы, и то, что можно было узнать о Церкви, я узнавал именно из нее, выуживая информацию по принципу «от противного». В нашей школьной библиотеке, кроме меня, этим разделом никто не пользовался. Поэтому через некоторое время библиотекарша, увидев мой «странный» интерес, напрямую спросила: «Ты что, Корчагин, в Бога поверил, что ли?». Ее интуиция сработала верно.
Сегодня у людей есть возможность знакомиться с верой, что называется, из первоисточников. Есть множество литературы: и традиционной печатной, и огромное количество электронных библиотек. С одной стороны, это очень хорошо. А с другой — оказалась во многом утраченной та ценность, которую имели книги во времена моей юности. Я иногда захожу в книжные магазины и с ностальгией отмечаю: еще каких-то 20 лет назад вот за этой книгой стояла бы очередь в два квартала, люди занимали бы ее ночью… А сейчас книги, удивительные по своей глубине, книги, которые могут перевернуть мировоззрение человека, даже вполне зрелого, состоявшегося (и на моей памяти такое неоднократно происходило), — лежат открыто, но при этом соседствуя с какими-то глупейшими оккультными изданиями, гороскопами, с той же самой атеистической макулатурой, которая сегодня тоже переиздается. Произошла досадная девальвация книги. И, наверное, это оборотная сторона свободы, сегодняшней доступности любой литературы.
— Владыка, скажите, пожалуйста: как, по Вашему мнению, будет складываться судьба печатной книги в ближайшее время?
— Думаю, что печатная книга будет существовать так же, как она существовала до сего дня. По крайней мере, мне очень хочется на это надеяться, потому что, несмотря на обилие электронных библиотек (я сам часто пользуюсь ими), держать в руках книгу человек всегда будет особым чувством.
— Вы занимаетесь изданием литературы. Хотелось бы знать, какие книги самые тяжелые в освоении для простых верующих?
— Наверное, это зависит от восприятия конкретного человека, от уровня его подготовки. Есть, конечно, книги, которые могут быть с интересом прочитаны всеми людьми: это жития святых, исторические книги, целый ряд святоотеческих. Например, «Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея и «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. Эти книги написаны примерно полторы тысячи лет назад — и в течение всего этого времени их читали; сначала переписывали, а потом переиздавали несчетное количество раз, во всех частях света. Кроме святых отцов Православной Церкви, наверно, трудно найти каких-либо других древних авторов, произведения которых читались бы через полтора тысячелетия с таким же интересом.
А что касается «тяжести освоения» — беда в том, что сегодня есть люди, которые просто не в состоянии освоить любую книгу сложнее учебника пятого класса. Мне приходилось встречать выпускников средних школ, которые за всю свою жизнь прочитали не больше двух-трех книг, самых простых. К сожалению, в наше время это достаточно распространенное явление.
— Уважаемый Владыка, какая у Вас настольная книга сейчас?
— Вы знаете, сейчас у меня нет настольной книги в обычном смысле этого слова. Когда-то, в далеком прошлом, это были «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Ежедневно я читаю Евангелие, это часть моего монашеского правила, перечитываю святоотеческую литературу.
— У меня к Вам такой вопрос: в своей издательской практике Вы больше ориентируетесь на какую возрастную категорию? И второй: считаете ли Вы, что стоит опираться на цифровые технологии?
— Наше епархиальное издательство выпускает и учебники, и молитвословы, и богословскую, и популярную литературу. Издаем Священное Писание. Узкой специализации для той или иной аудитории не придерживаемся. Что касается цифровых технологий, — поскольку за ними не просто будущее, но уже и настоящее, то ими надо заниматься, и мы стараемся, по мере возможности.
— Владыка, я хотел бы задать такой вопрос. В Интернете создается универсальная энциклопедия под названием Википедия. Как Вы относитесь к ней и к той информации, которая там размещена?
— Я не могу сказать, что я большой специалист по Википедии, я ею почти не пользуюсь. Для того, чтобы полно ответить на Ваш вопрос, нужно было бы проводить анализ, а у меня нет для этого ни времени, ни возможностей. Но я неоднократно встречал в сети мнение, что авторы, редакторы Википедии — люди довольно ангажированные, и эта ангажированность проявляется, в том числе, в отношении Церкви. Знаете, ведь ложь опасна более всего тогда, когда она перемешана с правдой, когда небольшое количество лжи добавляется к объективной информации. Очень многие люди обвиняют создателей Википедии именно в этом.
— Владыка, можно попросить Вас дать какой-то совет студентам в отношении чтения православной литературы?
— Поскольку здесь присутствуют в основном студенты философского факультета, та православная литература, которая сегодня передается университету, для них необходима в первую очередь для успешного обучения.
Но я хотел бы пожелать вам, чтобы эти книги затронули какие-то струны вашего сердца. Чтобы они не остались только учебником — сухим, надоедливым, от которого с облегчением избавляются после экзамена и забывают о нем на всю оставшуюся жизнь. Хотелось бы, чтобы вам удалось увидеть за этими книгами и ту реальность, которую они описывают. А реальность эта — встреча человека с Богом.
Подготовила Наталья Горенок
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56 630&Itemid=4