Столетие.Ru | Игорь Лизунов | 15.03.2011 |
В прошлый раз вы подарили мне свою книгу «Ратоборцы», в которую как приложение вошло и наше первое с вами интервью. В большей степени меня привлекли главы, в которых рассказывается о вашей уникальной игровой коллективной методике ратоборства «Котел».
- Вот уже более 15 лет мы занимаемся практическим применением русской воинской традиции служения Отечеству, стремимся придать этой практике системный характер. В результате мы разработали коллективную игровую методику «Котел», которую опробовали в нашем центре, что называется, в тестовом режиме. Она оказалась весьма действенной и в воспитании детей, и в сплочении общинников, и в реабилитации молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
— А почему вы назвали методику «Котел»?
- Это образ нашего единства. Мы «варим» одну кашу для всех, этой методикой мы все объединены и желаем максимально расширить наш круг. Но чтобы овладеть методикой, нужно сначала осознать русскую традицию, приобщиться к православию, настроиться на творческий лад.
— Да, традиции и вере в вашей книге уделено первостепенное значение. Об этом вы рассуждаете применительно к педагогике вообще и к методике «Котел», в частности. Мне запомнился пример из книги, где повествуется о репрессированных казаках, идущих на войну…
- Об этом мне рассказал пожилой донской казак, гостивший у нас. Он был свидетелем того, как выступали в поход репрессированные ранее казаки из одной высланной станицы. Их наконец-то допустили до призыва, и они с песнями и громким гиканьем конным строем выдвигались за околицу. Очевидец удивленно спросил у провожающего их деда: «Чему это они так радуются, на войну ведь идут, могут погибнуть?». Старый казак ответил: «Так ведь умирать же едут за Русь Святую, сынок!..» О дальнейшей судьбе тех казаков рассказчик ничего не знал.
Такое отношение к собственной смерти возможно лишь тогда, когда живешь, питаясь духом веры. Этим я не хочу сказать, что мы заставляем думать наших воспитанников о смерти. Нет, наоборот: мы стараемся заставить думать их о жизни.
Мы превращаем меч из орудия возмездия — в орудие спасения.
Мы убеждены, что применительно к воинской традиции, религиозная подготовка должна быть основополагающей. «Казачья доля — Божья воля!».
Русская воинская традиция подразумевает думать, в первую очередь, о «други своя» и об Отечестве. Православному воину в бою сам Бог помогает, а если уж ему суждено умереть, то Господь и в этом случае его не оставит. Душа православного, отдавшего самое дорогое, что у него есть, без мытарств направляется сразу в рай.
— В предыдущих беседах мы уже говорили о том, что Ваш центр, несмотря на обращения в соответствующие инстанции, не имеет ни региональной, ни федеральной государственной поддержки.
Но Интернет пестрит примерами того, как в национальных республиках центры по военному обучению детей функционируют под патронажем республиканских властей. В частности, детское военное училище организовано Рамзаном Кадыровым в селении Центорой Курчалоевского района Чечни. Кадры рекламного ролика повествуют о серьезных занятиях малолетних воспитанников по единоборствам, стрелковой подготовке, экстремальному вождению автомобилей и т. д. Дикторский комментарий видеоролика: «Может показаться, что здесь проходят обучение не юноши, но оттачивает мастерство ведения стрельбы какая-то элитная группа спецназа». Учебный центр имени первого президента Чечни называется «Молодая крепость». Центр состоит из 100 воспитанников 10−18 лет и является пока экспериментальным, то есть планируется распространение опыта по всей республике. Диктор поясняет, что воспитание проводится в чеченских традициях, в духе ислама, воспитанники должны быть «патриотами своей республики». Ролик рассказывает также о том, что в это детское военное училище приезжают представители центральных правоохранительных органов, внимательно наблюдают за показательными выступлениями воспитанников, хвалят.
- Я телевизор — и то редко смотрю, ролики в Интернете — тем более. Но о подобных центрах слышал. Что могу сказать — молодцы. Сумели каким-то образом убедить федеральные власти в том, что у них в республике такие центры нужны. Только почему государство не организовывает аналогичные центры в исконно русских селениях? Непонятно. И не только не организовывает, а не поддерживает, например, наш центр, организованный исключительно усилиями общинников. И происходит это на фоне расформирования в стране суворовских и нахимовских училищ.
В частности, наша община не может убедить представителей власти, что воспитание русских мальчишек в русских традициях — в интересах государства.
— Ваш общественный потенциал, к сожалению, не может сравниться с административным потенциалом Рамзана Кадырова.
- Честно признаюсь: мне иногда становится неудобно, что я вынужден объяснять «государевым людям», то есть чиновникам, прописные истины. Русский народ как стержневой в России требует первостепенного внимания государства, в том числе и в первую очередь, в вопросах воспитания детей в русских традициях. Это в интересах государства!
Русские мальчишки, в среднем, существенно отстают от кавказских подростков в том, что касается физических навыков и становления истинно мужских качеств. Эта проблема уже приобрела государственный масштаб. Современному русскому мальчишке не хватает мужского окружения — доброго и строгого. Это касается почти всех категорий детей, но, прежде всего, — детей из неполных семей или тех, где присутствует негативный «мужской» пример. Любящие мамы и некоторые папы обычно видят своих чад, в первую очередь, прекрасно образованными, поэтому они «распыляют» силы своего ребенка, устраивая его в различные кружки или нанимая репетиторов. Для них главное — высшее образование. От этой «кружковщины» у подростков в итоге кружится голова, многие из них начинают совершать непредсказуемые и неожиданные для своих любящих родителей поступки. В результате — обратный эффект и для семьи, и для государства.
А средства массовой информации всячески «помогают» этому пропагандой «общечеловеческих ценностей», насилия, феминизма и человеческих пороков.
А вот в национальных республиках ситуация иная. Там мужской характер — в цене.
— Я думаю, что происходит это потому, что народы национальных республик вследствие своей относительной немногочисленности вынуждены более плотно держаться друг друга, а значит, объективно заинтересованы в поддержании национальных традиций. Разлагающему влиянию «общечеловеческих ценностей» там есть серьезный противовес.
- Между тем в русском народе существуют богатейшие национальные традиции вообще и воинские, в частности. Необходимо лишь следовать им, а для этого нужна элементарная воля государства. Однако такое впечатление, что власть пока все делает наоборот. И все же мы уверены, что наша деятельность не пропадет даром.
«Корни есть у меня, жив и я». Корни имеют такое свойство: если сохранился хотя бы малый корешок, то он вновь разрастется в целую корневую систему, затем — в древо традиций. Корешки остались у каждого, нужно лишь дать им развиться. Этим мы и занимаемся. Рано или поздно, государство тоже это поймет.
— Давайте обратимся к вашей практической деятельности и методике «Котел». Вы пишете в своей книге, что человек, впервые пришедший в общину «Спас», попадает как бы в другой мир. Это действительно так. Хоругви Спаса и Георгия Победоносца, казачье оружие — булава, нагайка, шашка. Зал для ратоборства, для наглядности, расписан русскими пословицами. Наконец, слова святого Александра Невского: «Не в силе Бог, но в правде».
- Такая атмосфера отчасти у нас сформировалась объективно, потому что наши общинники люди православные, а отчасти мы еще и специально подчеркиваем такой подход, так как занимаемся воспитанием детей и реабилитацией трудновоспитуемых. Поговорки и пословицы являются одним из методов по формированию личности в русских традициях.
Мы стремимся к тому, чтобы сам дух, царящий в общине, сразу подвигал к внутренней собранности и способствовал формированию новых черт и качеств человека. Сама обстановка, на подсознательном уровне, сразу начинает влиять на людей, с которыми мы занимаемся.
В повседневной общинной жизни, на многочисленных занятиях с детьми и реабилитируемыми постоянно идет процесс нравственного воспитания или исправления путем подражания, перенимания. Происходит замена поведенческих норм, моральных установок, изменяется первичная мотивация человека. Община прививает вкус к положительному образцу. Здесь помогает устав и иерархическая структура общины.
Воспитание детей строится на религиозном фундаменте. Реабилитируемым такой подход поначалу не навязывается, но, пребывая в общине, как правило, они душой воспринимают христианское отношение к жизни.
«У нас так принято» или, наоборот, «у нас так не принято». Такие установки действуют безотказно. Осмысление, почему «принято» или почему «не принято», приходит позднее, и человек принимает это внутренне, это становится и его установкой на всю жизнь.
— Методика «Котел» разработана на основе русской воинской православной традиции. Когда я начинал читать книгу «Ратоборцы», то думал, исходя из ее названия, что в методике в основном будут даны рекомендации по обращению с холодным оружием или защите без оружия. Это там тоже есть, но сама методика, насколько я понял, имеет более широкий спектр применения: организация разнообразных занятий в игровой форме, привитие соответствующих навыков, использование психологических методов.
- Занимающиеся по методике в короткие сроки получают не только необходимые навыки рукопашного боя, с оружием или без него, но и отрабатывают, в процессе игры, взаимодействие, согласованность и взаимопомощь.
Но, чтобы овладеть методикой «Котел», вначале надо осознать и прочувствовать, какое место в ней занимают такие понятия, как вера, традиция, коллектив, ответственность, творчество. Это первое, с чего мы начинаем.
— Правда ли, что каждое практическое занятие по ратоборству начинается и заканчивается молитвой?
- А как же! Ратоборцы выстраиваются в линию перед воинским иконостасом. Зажигается лампада. После того, как все перекрестились и сделали поясной поклон, начинается специально подобранное воинское молитвенное правило. Его поют все вместе, громко, в унисон. Молитвенное пение сопровождается поклонами. Это очень важно, чтобы молитва не превращалась в формальный ритуал, а шла от сердца. Ратоборцы окропляются святой водой из чаши. После происходит обряд братания: все, по православной традиции, обнимаются, просят друг у друга прощения за возможные синяки.
Затем все становятся в круг, слушают правило будущей «забавы», то есть воинской игры, предлагаемой кашеваром (старшим занятия). «Заварить кашу», то есть начать занятия, довольно просто. Сложнее организовать и удержать среду «Котла». Опыт показывает, что наши практические занятия могут посещать «и стар и млад», причем как имеющие предварительно какую-либо физическую подготовку, так и не имеющие ее вовсе. Тем более что отдельные игры и приемы методики «Котел» разнообразны и могут применяться к разным категориям участников.
«Котел» представляет собой мощный психофизический тренинг, за одно занятие восстанавливающий физические силы и эмоциональное состояние личности.
Методика позволяет корректировать взаимоотношения участников; в динамике диагностировать личностные качества человека и его социальный статус в коллективе. А конкретные приемы и развивающие игры являются неотъемлемой частью любой традиционной воинской культуры и заключают в себе огромный воспитательный потенциал.
— Приведите, пожалуйста, пример какого-нибудь упражнения.
- Расскажу вкратце про одну из «забав».
Выбирается один из кругов, нарисованных на полу, за него нельзя выходить. Участники двигаются в кругу, не задевая друг друга. Двигающегося навстречу товарища надо плавно обойти. Запрещается останавливаться. Постепенно кашевар начинает «заводить» участников, ускоряет ритм, усложняет игру разнообразными установками. Начинаются касания, столкновения, а они запрещены. Плавные движения переходят в ломаные, нестандартные. А условия все усложняются.
«Подзатыльники!» — командует кашевар, или — «В живот!». Удары наносятся несильные, но неожиданные. Атмосфера в кругу накаляется. Кашевар «нагружает» играющих вопросами, шуточками.
Несколько человек, по команде, падают на землю и начинают делать кувырки, мешая передвигаться остальным. Растет неразбериха, начинают падать люди. Те, кто внизу, бьют кулаками тех, которые вверху. Те, в свою очередь, отбиваясь друг от друга, должны не попасть под удар снизу. Крики, шум, смех. Можно «низовым» дать деревянные ножи, и они будут колоть всех попадающих под руку. Вываливающимся из круга назначается «наказание», например, десять отжиманий на кулаках. Очень скоро что-либо понять становится практически невозможно. Все сбивают друг друга, опрокидывают, бьют, колют, а от них требуют еще и членораздельных ответов. Все надо делать быстро, четко исполняя команды.
— Да, весело у вас проходят занятия.
- И весело, и тяжело. Пятнадцати минут этой круговерти достаточно, чтобы увидеть психическое равновесие и адекватность любого. Многие участники выдыхаются, отползают за круг, перестают двигаться. Более опытные и адаптированные могут довольно долго и адекватно реагировать на новые вводные. Моделирование боя можно усложнять путем применения различного оружия, изменения местности, увеличения числа участников.
— В книге вы проводите мысль, что подобные «забавы» можно успешно применять для тренировки спортсменов или для спецподготовки. Безопасная, игровая форма занятий, тем не менее, психологически приближает участников к обстановке реального боя. А психологически уравновешенный и подготовленный к бою человек уж тем более подготовлен к решению реальных житейских проблем.
- Да. Я привел пример лишь одной «забавы». Форм и методов — масса. Проводим мы и более «классические» для единоборств занятия, с индивидуальной отработкой приемов самозащиты и владения холодным оружием.
Методика «Котел» не относится ни к одной из ныне существующих школ или стилей боевых искусств. Она, в первую очередь, используется для развития творческих способностей и восстановления целостности личности. Наша методика может быть серьезным дополнением ко многим видам спорта и, наоборот, специализация в отдельном виде спорта служит дополнением к нашей методике. Почему мы и говорим, что «Котел» — методика творческая.
— Ну, а состязания с кем-либо из представителей классических видов боевых искусств у вас проводились?
- Эффект методики удивителен. Если взять отдельные составляющие конкретных видов единоборств, то наши подопечные здесь обычно проигрывают. Борцы лучше нас применяют борцовские приемы, по правилам их вида единоборств, у «ударников» лучше поставлен удар, и так далее. Но если мы отбросим правила, и, скажем, начнется реальный бой, то окажется, что подготовка по нашей методике более эффективна.
Замечено, что спортсменам-единоборцам труднее дается выполнение коллективных задач. Им требуется больше времени для адаптации к нестандартным ситуациям, резко отличающимся от правил выбранного ими стиля.
— Вы говорите сейчас практически о «боях без правил». В России есть люди, которые могут стать примером для миллионов русских мальчишек. Например, Федор Емельяненко, многократный чемпион мира в тяжелом весе по смешанным единоборствам. И он не единственный образец. Примером для молодежи могли бы стать и его брат, Александр Емельяненко, и Сергей Харитонов, и многие другие. Но о них все-таки мало кто знает…
- Согласен. Федор Емельяненко — сугубо верующий, православный человек, русский богатырь.
Между тем часть молодежи, тяготеющая к «экзотике» рукопашного боя, подпадает под языческие и оккультные школы боевых искусств, где основной акцент делается на работу с сознанием. Практикующие восточные культы через «рукопашку» расширяют количество своих адептов, калечат души.
Утверждения, что бои без правил, в исполнении наших богатырей, культивируют насилие — беспочвенны. Этот вид спорта нисколько не «кровавее», скажем, классического бокса. Несмотря на столь суровое название, этот вид единоборств на самом деле имеет свои четкие правила.
Пример наших богатырей мог бы приобщить многих мальчишек к занятию спортом, а не бездумному времяпрепровождению у компьютеров. Таким же примером могут служить наши великие современные боксеры, представители других видов спорта. А реальными разносчиками насилия являются плохие голливудские фильмы и разные компьютерные игры.
— Мы вышли на одну из основных мыслей Вашей книги «Ратоборцы»: о необходимости создания в обществе позитивной общественной среды.
- Да, это одна из основных линий в книге, да и во всей деятельности нашей общины.
Мы уверены, что такая самоорганизация, в случае широкого ее распространения, постепенно, но намного быстрее, чем все остальные общественные формы и методы, «выдавит» негативную самоорганизацию граждан. Чем больше позитивных самоорганизаций в стране, тем крепче государство. Под негативной самоорганизацией надо понимать коррупционную, криминальную, сектантскую и им подобные асоциальные структуры, разъедающие государство изнутри.
Без духовного наполнения невозможно создать положительную общественную среду. Духовное наполнение — православная вера, русские традиции и жизненный уклад, принцип честного служения Отечеству. Вокруг именно таких самоорганизаций, рождающих здоровую среду, собирается огромное количество людей, интуитивно или сознательно стремящихся к позитиву. Мы это знаем на примере общины «Спас». В свою очередь, такие люди потом увлекают за собой других. С организационной точки зрения, такие самоорганизации граждан должны представлять собой небольшие воспитательно-реабилитационные центры. Чем больше их будет, тем здоровее будет общество.
— Сколько сил вами положено для разъяснения пользы развития общинной самоорганизации граждан! Есть и конкретные результаты деятельности «Спаса». Теперь есть еще и теоретическое обоснование вашей методики в книге «Ратоборцы». Но никто вас не слышит.
- Нет, слышат многие. Я благодарен за теплые слова поддержки в адрес нашей общины, поступившие от многих читателей «Столетия» из России и ближнего зарубежья, с которыми я ознакомился после предыдущих публикаций. А вот из «государевых людей» — действительно, нас мало кто слышит.
Беседовал Виталий Филяев
http://www.stoletie.ru/russkiiy_proekt/igor_lizunov_kazachja_dola__bozhja_vola__2011−03−14.htm