Татьянин день | Протоиерей Максим Козлов | 12.03.2011 |
Первое воскресение Великого поста называется на протяжении уже более 1000 лет Неделей Торжества Православия. Событие это имело начало в конкретных фактах истории Церкви, но, конечно же, выходит за пределы просто исторического воспоминания того, что совершилось в IX веке от Рождества Христова, когда после вторичного её подъёма ересь иконоборчества была окончательно побеждена. И в знак торжества Православия, истинной веры над всеми заблуждениями был установлен этот чин — чин Недели Торжества Православия.
Он знаменовал собой, что период истории Церкви, когда лукавый воздвигал всё новые и новые ереси с тем, чтобы исказить истину христианского вероучения, в каком-то смысле подошёл к своему завершению. Это не означало, конечно, что потом не будет новых ересей или расколов и разделений церковных. Мы знаем, что пройдёт лишь около ста лет, и в XI веке произойдёт крупнейшее и самое трагическое разделение за всю историю Христианской Церкви, когда большая часть западного христианского мира отпадёт от единства веры Вселенского Православия. Мы знаем, что будут возникать расколы и ереси и в последующие века, вплоть до настоящего времени. И мы знаем о расколах, которые происходят и вокруг нашей Церкви, в частности, самый известный и самый трагический раскол на Украине. Мы знаем и о ересях, которые возникают теперь, о лжеучениях, о сектах, им же имя суть легион. Подлинно, в XX — начале XXI столетия число их умножилось до крайности.
Но всё же это торжество Православия означало, что ничего нового с той поры лукавый уже придумать не сможет. По сути дела, это действительно так. Всё, что имело место потом, есть соединение в разных сочетаниях тех древних еретических заблуждений, которые за эпоху Вселенских Соборов были до конца и вполне опровергнуты соборным разумом Вселенской Православной Церкви. Подлинно, если мы откроем еретические книги Лютера, или Кальвина, или других протестантов, мы увидим в них, скажем, те же ереси иконоборчества, которые были опровергнуты на VII Вселенском Соборе. Если мы обратимся к заблуждениям в учении католической церкви, то увидим, что они так или иначе связаны с заблуждениями древних еретиков-духоборцев или других древних еретиков, которые уже были обличены Вселенскими Соборами. То же можно сказать и о любой ныне существующей ереси и о всяком доныне имеющем место быть расколе. Так что Торжество Православия в этом смысле имеет место не только как факт истории Церкви, но и как-то, что относится к Церкви Торжествующей, иконе Церкви. Не к Церкви как человеческой организации или как к институту, существующему в истории, но как к Богочеловеческому Организму.
Однако же, когда мы говорим о Торжестве Православия, мы не только это, конечно, должны иметь в виду. В Евангелии, которое читалось сегодня на Божественной Литургии, мы слышали слова, обращенные Апостолом Филиппом к Нафанаилу, который также станет учеником Христовым и Апостолом. Это слова, которые потом много раз повторились и отозвались в сердце многих и многих людей. Он сказал ему: «Прииди и виждь», указывая на Того, Кого он почитал как своего учителя, и Кого он сумел потом познать как своего Бога и Спасителя.
«Прииди и виждь», — то же самое каждый из нас может и должен сказать о Святой Православной Церкви. Да, мы знаем, что её бытие в истории, конечно же, сопровождалось и сопровождается человеческими немощами. Мы можем иметь скорби и о тех или иных сторонах сегодняшней церковной жизни в её фактическом преломлении, то, как мы знаем тех или иных церковных людей. Но самое главное то, что мы можем повторить вместе с Апостолом Филиппом сказанные им Нафанаилу слова. Можем сказать: «Прииди и виждь». Ибо мы знаем, что в этой Истинной, Святой, Соборной и Апостольской Церкви пребывет Сам Христос Спаситель. И мы знаем, что в этой Святой, Соборной, Апостольской, Воистину Православной Церкви подлинны Таинства Христовы. То есть те Таинства, в которых человек достигает действительную, не философическую, не умозрительную, не мировоззренческую, а совокупно-жизненную, всего его и тела и души касающуюся встречу с Богом.
И это самое главное. И это единственно главное. И это есть наша проповедь о Церкви. И это есть Торжество Православия. Что бы ни случалось в истории, какие бы бури не проносились, как бы ни умалялось и не возрождалось количественное бытие церковного народа, — не это важно. Важно, что всегда об этой Церкви, Церкви Христовой, можно сказать словами Апостола Филиппа: «Прииди и виждь». Здесь Истина, здесь Путь, здесь Жизнь, которая есть Сам Христос, и которую Он указывает нам в Евангелии. И это есть, на самом деле, единственное, но и конечное Торжество Православия.
Всё остальное более чем относительно. Союзы с государствами, симфония Византии и Руси — всё это может преходить и кончаться. Были славные Поместные Церкви, от которых ныне ничего не осталось на бурях веков. Была великая Североафриканская Церковь, Карфагенская, от которой ныне только пески. Были церкви в Малой Азии, где проходили главные Вселенские Соборы. И что там? Бродит магометанин дух, и нет ни одного православного храма. Не это важно. Важно то, что Истина Христова всегда будет храниться в Его Церкви. И это есть единственное Торжество Православия. И это то, к чему каждый из нас должен внутренне прилепляться и никогда не смущаться ни человеческими немощами людей церковных, ни торжеством зла, или неправды, или полуправды в истории мира. Потому что можно сказать об этой Церкви: «Прииди и виждь».