Русский дом | Андрей Воронцов | 08.03.2011 |
Наше существование гармонично и правильно только тогда, когда мир нашей души не вступает в противоречие с миром нашего тела. Если же плотские заботы начинает в человеке преобладать, то неизбежно сужается его способность обращаться душой к высшему, горнему миру. Есть известное домашнее животное, никогда не поднимающее глаз к небу; оно делает это не потому, что небо ему неприятно, а потому, что оно постоянно озабочено поисками пищи на земле. Этому животному неведомо, что откармливают его только для того, чтобы к холодам заколоть. При этом оно вовсе не лишено того, что мы называем интуицией, и обыкновенно чувствует, когда его приходят убивать. Иногда даже чувствует, когда приходят убивать хряка-соседа. Не так ли и мы, люди, с нашей заботой о хлебе насущном и бедной верой в экстрасенсов и магов? Мы печёмся о своей жизни, о своём теле, о недалёком будущем, не смея помыслить о жизни вечной, хотя вроде бы должны понимать, что слишком ревностная забота о своём теле мало отличается от постоянной заботы о пропитании упомянутого животного, обречённого на заклание. Оно, напротив, имеет шанс отсрочить казнь, если будет кушать мало и не наберёт к осени нужного веса. Вроде бы всё так просто и ясно, но иногда понять это погрязшему в плотских заботах человеку так же трудно, как и свинье поднять глаза к небу. Есть такие люди и среди христиан — они соблюдают все обряды, регулярно посещают церковь, исповедуются и причащаются, но делают это точно так же, как язычники, озабоченные благосклонностью богов. И может быть, именно для того, чтобы побудить их вспомнить о безсмертной душе, о жизни вечной, и необходим в нашей жизни пост.
Весьма любопытно мнение о прямой связи невоздержания в еде с физической похотью, высказанное Львом Толстым устами героя своей повести «Крейцерова соната», — хотя, конечно, мнение отлучённого от Церкви человека не является для христиан обязательным. Но данное наблюдение писателя, на мой взгляд, верно и выражено с присущим ему талантом (да и от Церкви в пору создания «Крейцеровой сонаты» Толстой не был отлучён): «Ведь наша возбуждающая излишняя пища при совершенной физической праздности есть не что иное, как систематическое разжигание похоти. Удивляйтесь, не удивляйтесь, а так. (…) Обыкновенная пища малого из крестьян — хлеб, квас, лук; он жив, бодр, здоров, работает легкую полевую работу. Он поступает на железную дорогу, и харчи у него — каша и один фунт мяса. Но зато он и выпускает это мясо на шестнадцатичасовой работе с тачками в тридцать пудов. И ему как раз так. Ну, а мы, поедающие по два фунта мяса, дичи и всякие горячительные яства и напитки, — куда это идет? На чувственные эксцессы».
Толстой забыл еще написать, что крестьяне тогда регулярно постились, а среди господ это уже было редкостью.
Великий пост — главный пост в Православии, цель которого — приготовление к празднованию Пасхи. Он заповедан нам Самим Богом, ибо в пророчестве святого Иоиля сказано: «Но и ныне ещё говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. назначьте пост» (Иоил. 2: 12, 15). Великий пост являет собой соответствующий период литургического года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания страданий, Распятия, Крестной смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Он установлен в подражание Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней. Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40, однако фактическая его продолжительность зависит от правил исчисления Пасхалии, принятых в данной конфессии.
Образ хранения поста Святой Четыредесятницы был определён издревле. Древние христиане, соблюдая пост, воздерживались даже от вкушения воды до 9-го часа дня (3-й пополудни). В этот пост во все дни разрешается только растительная пища. На Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим допускается вкушение рыбы. Не разрешаются в Великий пост: мясо, молоко, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, колбасы, рыба и прочее. Особенно усердно и ревностно положено поститься в первую, четвертую (Крестопоклонную) и Страстную седмицы, а в Великую Пятницу — в день всеобщей скорби христиан о Распятом Спасителе — не полагается вкушать пищи до вечера.
Однако пост — это вовсе не способ очищения организма от шлаков. Пост утончает душу для покаяния. Человек начинает лучше понимать свои недостатки, у него появляется желание очистить свою совесть и покаяться перед Господом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. А святитель Иоанн Златоуст писал, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост — самое благодатное время.
Правда, есть препятствие, которое многим недавно пришедшим к Вере людям кажется непреодолимым. Это — соблазны и искушения мира за церковной оградой, существующие ныне не просто как данность, как прискорбное свидетельство нашей слабости, а как агрессивная среда общества потребления. Как убежать от её цепких лап? На мой взгляд, эта проблема во многом надумана. И хоть сам я с недавних пор негодный постник, прошу послаблений по болезни, но в течение многих лет достаточно спокойно соблюдал все посты. Не вижу препятствий и для других здоровых людей. Дело в том, что мир потребления основан на обмане. Он в несравненно большей степени соблазняет, чем даёт возможность удовлетворять соблазны. Бездумно потакать своим прихотям и похотям в нашем обществе стоит весьма дорого, а подавляющее большинство русских людей еле сводит концы с концами. Им, в сущности, доступны только суррогаты так называемых удовольствий: телевизор, видео, аудио, еда из «Макдональдса», дешёвый алкоголь, дешёвое пиво, «травка», замызганный «танцпол», «уворованный» где-то в тёмном углу секс. Развлечения для рабов. Обычно наутро после этих «удовольствий» люди, не лишённые крупицы ума, твердят, морщась, сакраментальное слово: «Зачем?..».
Стоит лишь не включать в пост «мусорный ящик"-телевизор — и большинства этих «непреодолимых» соблазнов как не бывало! Это же всё фантомы, придуманные на пагубу христианам! Тонко устроенный Господом организм человека вообще не рассчитан на излишества — говорю как бывший медик. Объедение, опивство, изнурительный обезьяний секс — это каждый раз тяжелейшие удары по деликатным органам и железам нашего тела. Ведь что такое, например, алкоголь? Попробуйте, недельку не поев мяса, выпить водки этой поганой, что продается в «Пятёрочках»: вас так замутит, что небо с овчинку покажется! Не верьте также утверждениям лжемедиков, адептов разврата, что интенсивный секс «продлевает жизнь». Никакое излишество её не продлевает. Абсолютно никакое! Великий художник средневековья Рафаэль умер в 37 лет после «чувственных эксцессов» с куртизанкой Форнариной. Получил, как говорится, удовольствие. А разве такой смерти был достоин этот человек? Сколько прекрасных картин он ещё мог бы написать!
Что же касается психологических искушений, исходящих на постящихся от неверующих людей, окружающих их повсюду, то православные «со стажем», как я заметил, довольно успешно научились от них абстрагироваться. Сидят себе в общественном транспорте, читают, не обращая ни на кого внимания, молитвенное правило или какую-нибудь духовную книжку. Да я сам, грешный, не успев толком с утра помолиться, сколько раз так делал! И внимания не обращаю на то, что кому-то дядька с молитвословом кажется смешным. Хорошо смеётся известно кто. Горьким смехом своим посмеётесь!
Тем не менее, людям, впервые вступающим в пост, я бы посоветовал вот что. Это не более чем моё личное мнение, ведь я — не духовное лицо. Вынужденный пост по бедности может помочь человеку приноровиться к настоящему, церковному посту, но возможно и обратное. Напомню слова героя «Крейцеровой сонаты», что растительная пища хороша для «лёгкой полевой работы», а вот для того, чтобы возить тачку с грузом в тридцать пудов, необходим фунт мяса в день. Сегодня уже дело не в тридцатипудовых тачках, а в том, что много людей вынуждены работать на двух, а то и на трёх работах, в том числе и женщины. Причём питаются они всё равно плохо, неделями мяса не видят, потому что получают на этих работах гроши, особенно в провинции. Много сил отнимает и переезд с работы на работу. Ведь у нас люди ездят трудиться в Москву даже из приграничных областей, встают в 3 часа утра! Они и так-то пошатываются на ходу, а, начиная резко поститься, вообще превращаются в ходячие тени, падают в обморок на службах. К тому же, если у занятого на нескольких работах человека нет времени молиться и читать Святое Писание, зачем ему поститься?
Осторожнее надо с вовлечением в пост и детей-подростков. Из-за недостаточного питания они сейчас сплошь и рядом отстают в физическом развитии, что признано даже на официальном уровне. Недавно один таксист, воевавший в Чечне в 1994—1996 годах, рассказал мне, что тогда у многих новобранцев, брошенных в бой, не было сил загнать в магазин автомата больше 15 патронов. Конечно, в бою, в стрессовых условиях, у них это быстро получалось, но ведь наука под шквальным огнем стоила жизни не одному из наших мальчиков!
Нужно помнить, что мы, русские, благодаря «попечению» наших удивительных властей ныне поставлены на грань вымирания. Если мы сами не позаботимся о себе, никто о нас не позаботится, кроме Господа Бога. К тому же, Церковь никогда не требовала от мирян особых подвигов постничества, исключая Великий пост.
Прежде чем приступать впервые к посту, необходимо посоветоваться со священником, откровенно рассказав ему о состоянии своего здоровья и жизненных проблемах. Чтобы потом не получилось, как в русской поговорке: «Попостились — и повалились».
Если же вы чувствуется в себе силы правильно поститься, то это будет вам только на пользу. Великий пост — не наказание, а праздник для христианской души.
|