Фонд «Возвращение» | Даниил Петров | 04.03.2011 |
Исполнилось 150 лет со дня, пожалуй, самого главного русского события 19 века: со дня подписания Александром Вторым Манифеста об освобождении крепостных. Какие уроки этого преобразования для сегодняшнего дня?
150 лет назад российский император Александр Второй подписал манифест об освобождении крестьян. Всего было освобождено помещичьих крестьян около 10 миллионов душ. Остальные к тому времени уже были свободны, а в ряде регионов России крепостного права не было никогда, например, в Сибири и в Архангельской губернии.
Вековые чаяния свободы сбылись. Росчерком пера разбиты цепи древнего рабства.
И не так важно, что в СССР крепостное право было вновь возвращено под названием колхозно-совхозного строя: ВКП (б) на селе стали расшифровывать как Второе Крепостное Право (большевиков). Отмена советского крепостного права произошла более чем через 100 лет после первой отмены — в 1974 году, когда колхозникам и совхозникам стали, наконец-то, выдавать паспорта, в результате чего хлынул поток людей из советской деревни в города. (см. подробнее здесь:http://vkontakte.ru/album-3 880 729_98564430).
Не так важно, и что русское крепостное право по степени жесткости — это совсем не то, что полноценное рабство, продолжавшее существовать в тех же США.
Важно, что уже в 1861 году России был преподнесен важнейший урок свободы и показан успешный опыт государственных преобразований к лучшему.
Более того, руководитель России доказал, что правительство может не отставать от экономического и идейного развития страны. Преобразовывать, упреждая, а не догоняя, как чаще в России это происходит. С этой реформы началась эпоха великих преобразований Царя Освободителя — преобразований, которые дали огромный толчок в развитии государства и вновь вывели его в мировые лидеры не только в области экономики. Импульс, увы, приторможенный в последующие царствования, не говоря о советском возврате к несвободе.
Впрочем, что удивляться. Скажи мне, кто твой учитель — и я скажу, кто ты! Многие ли знают, что поэтический учитель Александра Пушкина русский поэт Василий Андреевич Жуковский был и наставником цесаревича Александра — будущего Царя Освободителя, царя реформатора. Вспоминается в связи с этим и пословица «Яблоко от яблони недалеко падает», или английский аналог «Cats do not make dogs».
Характерно, что в Советском Союзе значение реформ Александра Второго всячески принижалось и перевиралось. Памятники Освободителю безжалостно уничтожались (см., например: http://www.vozvr.ru/tabid/248/ArticleId/748/.aspx) как и память о его, действительно, великих делах.
По каждой из реформ Александра в СССР был серьезный откат. Было чему стесняться советской власти:
· В СССР исчез «суд скорый, правый, милостивый, равный для всех»;
· Исчезло местное самоуправление: на его место пришли единоличная власть партии на всех уровнях и централизация управления до самых низов;
· Исчезла высокая степень независимости университетов от власти;
· Демократизм военной реформы Царя Освободителя (офицером мог стать представитель из любого сословия) также исчезла в СССР: не члену партии большевиков было практически невозможно получить звание выше капитана.
Ну, а подготовка царем конституции в 1881 году — не для галочки и видимости демократичности страны, а настоящего основного закона, гарантирующего права каждого, перефразируя известную цитату, для Запада — искушение, для большевиков — безумие.
Неудивительно в этой связи, что советская власть всячески прославляла удавшихся и неудавшихся террористов-убийц Царя Освободителя. В СССР появились сотни объектов, названных в честь Софьи Перовской, Желябова, Халтурина, Гриневицкого. Вот на кого должно было равняться подрастающее советское поколение!
Пожелания в связи с годовщиной простые:
· Власти российской — определиться, наконец, кто для страны должен быть истинным героем: человек и его команда, совершающие нужные народу в повседневной жизни изменения, освобождавшие от рабства, или террористы-убийцы реформатора, идеологи убийц и пропагандисты убийц;
· Народу русскому — завершить, наконец, начатый 150 лет назад непростой и болезненный процесс выдавливания из себя раба, что, судя по подсознательной ностальгии ко многому советскому, далеко от завершения;
· Каждому — иметь мудрых учителей, которые воодушевлять будут на пользу и общее благо, а не на ложь и разрушение.