Русская линия
РадонежПротоиерей Александр Новопашин04.03.2011 

Илья Любимов: «Слова любви — это сердечная молитва Богу»

Девушки без ума от артиста театра и кино Ильи Любимова. Илья ЛюбимовЕще бы! Он молод, талантлив, образован, привлекателен, известен на всю страну. Ну и не стеснен в средствах, конечно. А что еще надо? В своей миссионерской деятельности мне нередко приходится встречаться с молодежью. И вот совсем недавно на одной из таких встреч одна юная особа задала мне вопрос: а не знаком ли я, случайно, с Ильей Любимовым? «Да, мы знакомы», — ответил я ей, и при этом лицо ее просветлело — священник знаком с самим Любимовым! «По воскресным дням он служит послушником в московском храме», — продолжил я. И на лице девушки явно выразилось недоумение. Она была растеряна и не знала, что сказать. Пауза затягивалась, и наконец девушка немного раздосадованно, как мне показалось, произнесла: «В храме?.. А что он там делает — в храме?» — как будто она не слышала, что я только что говорил об Илье — он там служит!

При встрече с Любимовым я рассказал ему об этом случае и задал тот же вопрос: «Так что же Илья Любимов делает в храме?» «Это результат моих поисков свободы, — полушутя-полусерьезно ответил Илья. — Господь меня сюда привел». И помолчав, начал рассказывать.

- Я по природе своей человек крайностей. И часто даже краев не замечал. Жил всегда отчаянно. Популярность, признание, деньги только способствовали этому. Страшно сказать, но я за свою относительно недолгую жизнь успел вкусить все ее прелести, перепробовал все удовольствия и наслаждения, которые только могут быть — не пропустил ничего. Своеволие как результат страстной жизни заводит очень далеко. С ним вообще трудно бороться, его трудно контролировать. А неконтролируемое своеволие порождает беззаконие, вседозволенность. Ну, а поскольку я отчаянный, то и отдавался этому беззаконию всецело и безоглядно. Проще говоря, вся моя жизнь была служением тьме. Но я, конечно же, так не считал. Напротив! «Вот она — свобода! — думалось мне. — Я хочу и могу все!» Я действительно получал (теперь-то я знаю, от кого!) все, что хотел. Я не понимал, что это ложная свобода, суррогат, который мне искусно подсовывал лукавый. Да, НЕ понимал! Но сердце (не рассудок!) все-таки ЧТО-ТО подсказывало, но ЧТО — я не мог расслышать, потому что бурлящая вокруг жизнь заглушала его голос. Однако когда этот голос все-таки прорывался сквозь ту духовную какофонию, в которую я, казалось, окончательно погрузился, я начинал чувствовать себя некомфортно. Я как будто бы начинал понимать, что где-то здесь кроется обман, что моя душа вроде бы и тянется к свободе, но не обретает ее, а приобретает что-то иное, что-то чуждое мне. А свобода находится совершенно в ином месте. Это почти как у Льюиса Кэрролла — чтобы дойти до дуба, нужно идти в обратную сторону. И в этот момент я прямо-таки физически ощущал, что жизнь утекает сквозь пальцы, и я остаюсь ни с чем. Пустота!.. А потом все эти ощущения проходили, и я вновь оказывался в объятиях мнимой свободы.

Эти чудесные моменты в моей жизни, когда Господь по Своей неизмеримой милости стучался в двери моего сердца, просил впустить Его, я помню хорошо. Их было несколько. Но полное осознание происходящего, четкое понимание того, что я стою не на том пути, — все не приходило. А вот мой друг, с которым меня очень многое связывало в жизни, понял это намного раньше. Он начал убеждать меня покреститься, а я недоумевал — зачем? Ведь в храм приходят увечные, несостоявшиеся, а я-то успешный, у меня в жизни есть все. Да еще и перспективы какие! Так зачем мне Церковь?
Не знаю, чем бы это могло закончиться, если бы не ощущение внутренней пустоты, которое не давало мне покоя. И когда оно достигло своего пика, я решил послушаться друга и покреститься — трудно, что ли? И покрестился. В 28 лет в Казанском соборе на Красной площади. И ничего, ровным счетом ничего в моей жизни не изменилось.

Но, конечно же, Благодать Божия, нисходящая на человека во время Крещения, очищает и ум, и сердце. Вот и у меня внутри все равно что-то произошло, хоть я этого и не почувствовал сразу. Сначала пришло понимание, что если сделал один шаг, делай и второй. Ведь меня никто не заставлял идти по этому пути, а уж если я пошел, то нужно идти до конца. Потому что так надо! Я это ощущал интуитивно. Я начал регулярно ходить на богослужения, начал исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин и вот так, постепенно, с периодическими падениями и оглядками назад, стал погружаться в этот чудесный мир. Для меня постепенно открылась другая, неземная логика. Конечно, она открылась мне не сама по себе, но Господь через свои Таинства (к которым я, грешный, длительное время приступал без должного благоговения), приоткрыл мне глаза. Я стал видеть! Может быть, не так отчетливо, но, по крайней мере, серьезные препятствия на своем новом пути я стал различать.

А потом батюшка ввел меня в алтарь — и здесь началось! Для меня это было все равно, что оказаться на передовой. Ведь Православная Церковь — воинствующая. Но, по словам Апостола, «наша брань не против крови и плоти, но. против духов злобы поднебесной». И вот именно здесь я ощутил себя воином — православным воином. Алтарь для меня — это самая горячая точка на планете. И я искренне радуюсь тому, что милостивый Господь позволил мне во оставление грехов «поработати (Ему) без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому». Радуюсь тому, что благодаря своему служению, которое заключается прежде всего в смирении и послушании, я становлюсь участником (пусть и рядовым) величайшего, вселенского сражения, победа в котором есть достижение Царства Небесного. Жизнь человеческая, моя жизнь, без этого служения бессмысленна.

- Спаси Господи! Надеюсь, что та девушка, которая спросила: «Что Илья Любимов делает в храме?», — прочтет Ваш ответ и, даст Бог, задумается и о своей судьбе. Но напоследок, Илья, я хотел бы задать Вам несколько вопросов, которые у меня возникли по прочтении Ваших интервью пяти-шестилетней давности. Так, Вы однажды сказали, что кино — это духовник нашего времени. Вы по-прежнему так считаете?

- С принятием Православия многое в человеке меняется. В частности, в результате духовного перерождения, преображения, изменяется его мировоззрение. Видимо, под словом «духовник» я тогда подразумевал нечто иное. Сегодня же это понятие для меня имеет вполне определенный, четкий смысл. Поэтому кино не может быть духовником. Однако оно обладает удивительным воздействием на человека — с помощью него тоже можно изменить мировоззрение! Кино может стать раскаленным мечом, которым можно убивать беззащитных, но которым можно защищаться и защищать. Все зависит от того, какие цели будут преследоваться: растлить народ или духовно возродить. То есть, образно говоря, кино ни в коем случае не духовник, но оно способно привести к духовику тех людей, которые жаждут духовных познаний.

- Несколько лет назад Вы говорили: «Снова и снова задаю себе вопрос: как победить в себе слабость и малодушие?». Знаете ли Вы сегодня ответ на этот вопрос?

- Возможно, я неверно выразил свою мысль. Думаю, что вопрос должен был прозвучать так: «Как перестать любить в себе слабость и малодушие?» Грешить приятно, настолько приятно, что порой даже мысли нет отказаться от греха. Человек добровольно и с удовольствием позволяет греху победить себя, становится его рабом. В этом его слабость, которой он, тем не менее, просто упивается! Да он и не считает это слабостью. Когда же происходит отрезвление (любовь прошла, осталась одна болезненная привычка), то оказывается, что уже нет сил не грешить. Вернее, нет решимости раз и навсегда оставить грех. А если нет решимости, то и сил не будет. Откуда им взяться? И тогда слабый или, правильнее сказать, ослабленный грехом человек начинает разглагольствовать о своей независимости, о своеволии, разводит браваду и сам же в это начинает верить. Он боится посмотреть правде в глаза. А это уже и слабость, и малодушие.

Все это происходит от неверия, маловерия, которые, по словам святителя Иоанна Златоуста, делают душу трусливой и робкой. Вера во Христа потому и называется спасительной, что она оживляет душу, дает ей силы жить — жить во Христе. Другое дело — где ж нам, маловерным, взять такую веру?! Просить нужно. Просить словами отца, у которого был тяжко болен сын: «верую, Господи! помоги моему неверию». Господь поможет, как он помог тому человеку, исцелив его сына. Он не может не помочь, потому что Он преисполнен благости, Он всеблагий.

- Илья, скажите нашим читателям и, конечно же, нашим читательницам напутственное слово.

- С недавних пор я понял, что слова любви — это сердечная молитва Богу о близком человеке. Это те слова, которые никто вокруг, кроме Творца, не слышит, но которые необыкновенно искренние, а потому они имеют особую силу. Господь принимает такую молитву. Я призываю всех молиться друг за друга и не ослабевать в этой молитве, не прекращать ее никогда. Такая молитва помогает вести брань и одновременно сохранять мир в душе. Помоги, Господи!

Илья Любимов

Родился 21 февраля 1977 года.

С 1988 по 1993 годы — актер Театра юного москвича под руководством Александра Тюкавкина.

В 1997 году окончил режиссерский факультет РАТИ (ГИТИС, мастерская П. Фоменко).

Актер Театра «Мастерская П. Фоменко».

Фильмография: «Гражданин начальник», «Красная капелла», «Казус Кукоцкого», «Бумер», «Не родись красивой», «Подруга особого назначения», «Все смешалось в доме», «20 сигарет» и пр.

http://www.radonezh.ru/analytic/14 017.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика