Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Евгений Попиченко28.02.2011 

«Отойти от внешнего, сосредоточиться на бессмертном»
28 февраля — память святого апостола Онисима

В этот день Святая Церковь совершает память апостола Онисима. В Малой Азии жил богатый именитый человек по имени Филимон. Услышав проповедь апостолов, он обратился в христианство, а затем и сам был причислен к 70-ти апостолам. У него был раб Онисим, впоследствии святой апостол из 70-ти, память которого и совершается 28 февраля.

Провинившись в чем-то перед своим господином и боясь наказания, он бежал в Рим, где в то время проповедовал Евангелие святой апостол Павел. Онисим последовал за ним, принял от него Крещение и не покидал апостола даже в его заточении. Апостол Павел очень полюбил своего нового ученика, «верного и возлюбленного брата нашего», как он называет его в своем Послании к Колоссянам. В то же время он написал послание к Филимону, господину Онисима, и просил его простить последнего: «Молю тебя, — писал он Филимону, — о моем сыне Онисиме, которого родил я в узах моих. Ты же прими его, как мое сердце», — так отзывался апостол об Онисиме. Филимон не только простил своего раба, но и отпустил его на волю. Тогда с еще большей ревностью Онисим стал служить апостолу Павлу, и по смерти его сам стал проповедовать Евангелие в Испании, Греции, Малой Азии. В старости он был поставлен епископом Ефесским, после Тимофея и Иоанна Богослова.

Когда во время Траяна было воздвигнуто гонение на христиан, Онисим за обращение язычников был призван на суд в Рим; там просидел 18 дней в тюрьме, затем был сослан в заточение в Путеол, город в итальянской провинции Кампании. Но и там не оставлял проповеди Христовой, за что во второй раз был призван на суд и в 109 году побит камнями.

Мощи святого Онисима находятся в Константинополе.

Есть такая народная мудрость: рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Но поскольку современный человек находится в извращенном состоянии, в состоянии повреждения грехом, то и в рассуждениях о лучшем человек все «съезжает» на то, что лучше для тела, а не для души, по принципу «как много девушек хороших, но что-то тянет на плохих»: хорошего много, но тянет на плохое, ибо «живет в членах моих, — говорит апостол Павел, — закон, противоборствующий закону ума моего. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в Законе Божием», но чтобы выполнить его не нахожу сил.

Однажды ученые поставили такой эксперимент. Крысе создали все условия для счастливой жизни: посадили ее в большой, светлый, чистый террариум, регулярно насыпали зернышек, наливали водички; свежий воздух, мягкая соломка. В общем, все потребности удовлетворены: ешь, пей, веселись в свое удовольствие. Но у ученых все-таки своя цель, и они к мозгу крысы присоединили два электродика, в один центр и в другой. И эти электродики вывели на определенные кнопочки. И вот как-то крыса, прогуливаясь по своему райскому уголочку, видит: красная кнопочка. Крысы любопытны; «дай, — думает, — попробую на нее нажать». Лапку опустила, один электродик сработал, и вмиг крыса ощутила состояние блаженства: как ей хорошо, приятно, сытно, сухо, комфортно — ей это так понравилось. Видит, рядом другая кнопка, голубенькая. Крыса лапку на нее положила — ее как током ударило, и стало так больно, противно, так мерзко, что она очень долго не могла прийти в себя. Но все-таки воспоминания о полученном удовольствии пересилили, крыса подошла к красной кнопочке, долго, правда, не решалась нажать, но потом вновь лапку опустила — и вновь состояние и первой радости, и, можно так сказать, кайфа, вернулось. Она стояла, нажимала, нажимала и нажимала.

Как вы думаете, чем закончился этот опыт? Да, крыса умерла, но интересна причина смерти. Она умерла, конечно, не от передозировки, не от преизбытка эндорфинов. Умерла по обычной банальной причине — от голода, потому что забыла о своих естественных потребностях: есть, пить, спать. И на самом деле такие «кнопочки центров удовольствий» есть у каждого человека. Центры, через которые человек познает этот мир, получает радость от вкуса, от слуха, зрения.

Но не надо забывать, что человек сейчас ходит на голове, поскольку грех перевернул все в человеке, повредив и ум, и волю, и чувства, и понимание, что хорошо, а что плохо. Это выражается, когда, например, человек говорит: «ну, это же естественно — так себя вести», называя при этом удовлетворение каких-то своих плотских интересов. Типа, «что естественно — то не безобразно». Наверное, это естественно для нашего противоестественного состояния… Но вообще, говоря о естественном состоянии, мы должны (я имею в виду, христиане), вспоминать то естественное состояние, которое было у Адама в раю. Его состояние было естественным — совершенным, святым, бессмертным.

Поскольку человек так глубоко повредился, он, по большому счету, стал сумасшедшим — сшедшим с ума, потерявшим свой ум. В чем это выражается? А в том, что человек воспринимает себя в первую очередь как тело, а не как душу. Но материальное — это «ты земля еси и в землю отыдеши"… Несколько пройдет лет, у кого-то — месяцев, у кого-то — дней, и человек станет частью природы, причем неживой, мертвой. А душа вечна, она бессмертна.

Не так давно по необходимости мы были в торгово-развлекательном центре, которых сейчас в каждом крупном городе десятки и десятки, и гораздо больше порой, чем храмов. Огромные толпы людей на целый день приходят сюда купить поесть и убить время — это сейчас называется «культурной программой», все в этих центрах для этого предназначено: и около десятка кинозалов, и каток, и множество кафе, и прочие разного рода развлечения. Удивительно было смотреть на лица собравшихся там людей; это вообще очень интересное занятие — смотреть на лица людей, на глаза, на отношения, как люди ходят, как разговаривают, как смотрят друг на друга, на вещи.

Очень грустное зрелище, по сути, нет жизни: все как-то вяло, безжизненно, пусто. Бессмысленно. Раньше люди в выходной день обычно приходили в храм и Богу вверяли свои мысли и сердца. А сейчас идут служить иному «богу», золотому тельцу. Грустно и тяжело стало от того, что эти многие люди не знают Бога, не знают настоящей цели своей жизни, ее смысла. Очень многие люди живут настолько мелко, поверхностно, плавая только по верхушкам каких-то телесных, иногда даже телесно-духовных впечатлений, насколько человек раб, связанный, обманутый духом злобы поднебесным. В рабстве.

Хотя многие сейчас говорят о свободе, свободе выбора, в основном, это свобода «от». Не свобода «для», а свобода «от» — от совести, от ответственности. Но что такое свобода? Вспоминаются слова русского философа А.С.Хомякова: «Свобода — это умение всегда и везде быть самим собой». Это самое главное и самое тяжелое, что для человека возможно — быть самим собой. Но мы самих себя-то и не знаем, у нас «имидж», глянец — только показаться, только изобразить из себя; по-настоящему-то мы сами почти ничего не знаем о себе. Почему? А потому что нет духовной жизни. Человек может узнать себя только когда начинает систематическую духовную жизнь, то есть борьбу со своими страстями.

Страсть узнается только когда начинаешь с ней бороться. И знание себя невозможно без аскетики: невозможно узнать силу своего рабства чреву без малых попыток ограничить его власть над нами. Так же со всякой другой страстью. Человек не знает себя, не знает истинной красоты, которая сокрыта в глубине его души, которую вложил в человека Господь, которой человек похож на Бога — образ Божий, который призван стать подобием Божиим.

Дай Бог, чтобы время поста для нас не было потеряно впустую, чтобы хотя бы через эти маленькие упражнения мы попытались вглядеться внутрь себя, отойти от внешнего, сосредоточиться на настоящем, вечном, бессмертном. На своей прекрасной, созданной по образу Божию человеческой душе.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at51100


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru