Православие.Ru | Василий Томачинский | 26.02.2011 |
14 лет назад, когда епископ Афинагор[1] вступил в управление новосозданной Панамской митрополией[2], там было только три священника и три общины, состоявшие, в основном, из греков, — в Мексике, Панаме и Венесуэле. И никто не мог себе представить, какое чудо произойдет вскоре с Православной Церковью в Латинской Америке.
Чудом было уже то, что в кубинской столице Гаване по инициативе правительства Фиделя Кастро начали строиться православные храмы. В 2004 году храм во имя святителя Николая Чудотворца освятил Константинопольский патриарх Варфоломей. А в 2008 году храм в честь Казанской иконы Божией Матери освятил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси).
За прошедшее десятилетие православная вера широко распространилась в Мексике, Колумбии, Коста-Рике и других сопредельных странах.
Греция приняла христианство и пережила свою собственную Пятидесятницу около двух тысяч лет назад, благодаря трудам апостола Павла и других апостолов. И, как говорит митрополит Афинагор своим священникам, какой камень в Греции не подними — везде найдешь мощи святых, мучеников, праведников или борцов за веру православную. Латинская же Америка переживает свою Пятидесятницу сейчас, в эти дни и годы. Для абсолютного большинства жителей этих стран, за исключением нескольких греческих православных общин, Православие только недавно пришло на континент.
В 2004 году на освящении Никольского храма в Гаване присутствовало всего лишь четверо православных кубинцев, а теперь более тысячи кубинских семей приняли крещение и стали православными. И каждый день всё новые и новые люди ищут и находят путь к вере святых отцов. Семь лет назад первая православная община на «Острове свободы» начала свое существование. Теперь при содействии благодати Божией и неустанными трудами пяти священников (одного колумбийца и четырех кубинцев) проводится знаменательная и впечатляющая миссионерская работа еще в трех городах страны. И все это делается, несмотря на неблагоприятные условия и финансовые трудности. Более того, кубинцы предоставили представителям Константинопольского патриархата эксклюзивное право иметь частную собственность, что не разрешено кубинской конституцией.
Митрополит Афинагор, встретившись восемь лет назад с президентом Фиделем Кастро, чтобы получить официальное приглашение для Константинопольского патриарха посетить Кубу, сердечно благодарил его за этот вежливый и гостеприимный жест. На что команданте ответил: «Нет, ваше высокопреосвященство, это народ Кубы благодарит вас и вашего патриарха за то, что вы принесли Православие в нашу страну».
И Куба, действительно, становится «воправославленной». Распространяется Православие и среди жителей Гаити, Мексики, Коста-Рика, Доминиканской Республики, а также Колумбии, где, благодаря пожертвованиям сестры из миссионерской ассоциации «Святой Косма Этолийский», был воздвигнут первый православный храм в городе Кукута в честь святых архангелов.
И вот теперь еще одно чудо — Гватемала!
Как в эпоху гонений, когда христиане вынуждены были скрываться в катакомбах в ожидании дня, когда они могли бы свободно поклоняться Триединому Богу, так и сейчас во всех странах Центральной и Южной Америки на протяжении десятилетий бесчисленные группы людей, отвергнутые Римско-Католической Церковью, ожидают возможности присоединиться к Православию. Одна из таких групп в Гватемале обратилась в минувшем году к руководству Мексиканской митрополии с просьбой принять их в общение с истинной Церковью. Митрополит Афинагор даже не знал, кто они такие, он и не ведал об их существовании. Да и невозможно в такой обширной епархии, включающей 20 стран, всех знать.
Оказывается 20 лет назад, эти гватемальцы основали свою собственную Православную Церковь, естественно антиканоничную, так как они не знали, какой Церковь должна быть и как ее правильно устроить. Они просто предприняли попытку духовно выжить. Они вели не вполне правильную, на свой манер, некую «православную» богослужебную жизнь. Но они знали, что хотят быть православными! Они поняли, что только Православная Церковь сохраняет истинную веру и что они тоже имеют полное право на то, чтобы следовать православному вероучению и вести православный образ жизни. Они веровали, что только так они смогут найти Спасителя и Искупителя Христа. За 20 лет они прошли свой путь с надеждой, что когда-нибудь достигнут истины. Зная, что на каждом богослужении необходимо поминать правящего епископа, последние 10 лет они молились за патриарха Варфоломея.
И вот через 20 лет настала «полнота времен». После долгих поисков эти «самовоправославившиеся» гватемальцы обнаружили, что в Мехико есть канонический православный архиерей и митрополия Константинопольского патриархата. Они нашли владыку Афинагора и постучались в его дверь, прося принять их в общение.
Митрополит послал двух священников встретиться с ними и разобраться, кто же они такие и насколько их просьба серьезна и реальна. И был поражен! Священники встретились с «группой», состоящей из более чем полумиллиона людей, имеющих 388 церквей и часовен; большинство из них были уроженцами Гватемалы, принадлежащие в древнему народу майя, живущему в горах, и на обширных равнинах, и даже в южных городах Мексики. Оставалось только возблагодарить Матерь Божию за такое чудо. Действительно прав был знаменитый византолог и историк XX века Стивен Рансимэн, когда писал, что «третье тысячелетие принадлежит Православию». А один мексиканец из числа потомственных аристократов, профессор университета и искренний член Православной Церкви заметил: «Ваше преосвященство, Православие — оно, как ботинок, подходит нам, жителям Латинской Америки, надо только знать, как его надеть».
Митрополит Афинагор принял в общение этих верующих гватемальцев и, первым делом, рукоположил во иереи двух их лидеров. И. началась серьезная работа по катехизации этих сотен тысяч людей. Конечно, катехизация потребует не одного года великих трудов. Но это благодатные труды. Каждый новый член Церкви должен осознанно понять, в чем заключается православный образ жизни и как каждый из христианин должен устроить свой личный путь на Голгофу, тот путь, который ведет к личному воскресению. С помощью достойных и хорошо обученных местных клириков неофиты познают, как жить одной жизнью с Православной Церковью и как после правильно совершенных крещения и миропомазания достойно приступать к величайшему таинству — принятию тела и крови Господа нашего и Искупителя Иисуса Христа.
Можем ли мы представить, что это значит для Православия? Но это только начало. Борьба за человеческие души там только началась. Православие воистину «приобретает» Латинскую Америку и ему воистину принадлежит третье тысячелетие. Не обладая достаточными материальными средствами, но обладая всеобъятной, обширной и бесконечной благодатью Православная Церковь при содействии Святого Духа продолжает свои труды.
Господь Бог жив во веки!
По материалам сайта Orthodox Outlet for Dogmatic Enquiries.
[1] Епископ Дорилейский Афинагор (Анастасиадис (Aneste); род. 1941) избран первым митрополитом Панамским 2 декабря 1996 г., но вскоре перенес свою резиденцию в Мехико, за этим последовало и переименование кафедры в Мексиканскую. Полный титул владыки Афинагора: митрополит Мексиканский, ипертим и экзарх Центрально-Американский и Карибский.
[2] Панамская митрополия Константинопольского патриархата была выделена из бывшей архиепископии Северной и Южной Америки в 1996 г. Она включает в себя территорию 20 стран Центральной Америки, в том числе Колумбию, Венесуэлу и Карибские острова. Кафедра митрополита изначально находилась в Панаме, но вскоре митрополит Афинагор перенес свою резиденцию в Мехико. В 2005 г. кафедра переименована в Мексиканскую.
Страницы: | 1 | |