Русская линия
Волховъ Алексей Коряков04.03.2004 

Иванов отлучен от журналистики

«Никто и не хотел, — уже после суда говорил председатель еврейского общества Боровичей Эдуард Алексеев, — чтобы его приговорили, скажем, к лишению свободы. Главное то, что во всеуслышание прозвучало: виновен!».

Новгородский городской суд под председательством Людмилы Фетисовой вынес обвинительный приговор учредителю, редактору и автору газеты «Русское вече» Павлу Иванову, обвинявшемуся в действиях, направленных на разжигание национальной вражды с использованием средства массовой информации. Теперь, впрочем, можно говорить: бывшему — и редактору, и автору. Приговором суда Иванов лишен права заниматься редакторской и издательской деятельностью сроком на три года.

За день до вынесения приговора случился скандал. «Последнее слово» подсудимого судья вынуждена была прервать из-за того, что в зале демонстративно, открыто, без всякого на то разрешения проводилась видеосъемка. Человек с видеокамерой, некто Кукушин (свидетель со стороны подсудимого), долго возмущался тем, что «ему — нельзя, а „Славии“ можно?». Так долго, что судья была вынуждена даже позвать приставов.

Нюанс, может быть, и маленький, но очень показательный. Потому как по закону любая видеосъемка в зале суда допускается только с разрешения судьи. Съемочная группа «Славии» об этом просила, и ее просьба была удовлетворена. Кукушин этого не сделал. А зачем? Если потом отснятый материал можно крутить где ни попадя и «доказательно свидетельствовать»: вот как «продажное правосудие» душит у нас свободу «русского слова». О требованиях закона, разумеется, молчок. Зато судья, настойчиво предлагающая прекратить съемку, — во весь экран. Во всем этом было что-то от провокации. Но, опять же, как в таких делах без провокации, если, по сути, вся история «Русского вече» — это провокация. Провокация и по отношению к русским — в надежде на то, что пацаны, начитавшись «почти научных статей», пойдут громить синагогу. Провокация и по отношению к евреям — в надежде на то, что кто-то, кто больше не сможет терпеть потоки грязи, струившиеся со страниц «газеты конструктивной оппозиции», учинит «разбор полетов» самому Павлу Петровичу. Впрочем, до открытых конфликтов, слава Богу, не дошло. Но, думается, только потому, что городская прокуратура достаточно своевременно прореагировала на появление «нового новгородского слова» и сделала все от нее зависящее, чтобы это «слово» навсегда осталось в городских мусоропроводах с последующей его депортацией на городские свалки.

На этот раз государственное обвинение поддерживал прокурор Великого Новгорода Валерий Желтков. Нельзя не привести некоторые фрагменты из его речи в судебных прениях:

— В истории человечества экстремизм зарождался на фоне кризисных явлений, переживаемых населением того или иного государства. Так было в начале ХХ века в России в период кризиса самодержавия, и как следствие еврейские погромы. Так было в Германии в 30-х годах, и как следствие создание государственной идеологии геноцида лиц любой неарийской расы. Так было в конце 80-х годов в ряде союзных республик, следствием чего стали беспорядки с массовыми убийствами лиц по признаку принадлежности их к другой национальности. Иванову предъявлено обвинение в том, что он опубликовал ряд статей явно антисемитской направленности, смысл которых подпадает под действия закона «О противодействии экстремистской деятельности». В своих публикациях Иванов, не скрывая своей враждебности к еврейству, фактически отождествляет евреев со всеми бедами и пороками человечества. И здесь, уместно отметить, он далеко не оригинален, поскольку свои, так называемые «научные изыскания» черпает из черносотенной литературы второй половины XIX и первой половины ХХ веков. История показала, что там, где подобного рода изыскания ставятся в основу государственной идеологии, происходят события, катастрофические по своим последствиям. Идеология устранения лиц определенной национальности, что активно пропагандируется в публикациях Иванова, претворялась в жизнь в фашистской Германии…

Чтобы проиллюстрировать параллели между пропагандистскими материалами фашистов («Майн Кампф», речь Гиммлера и т. д.) и «изысканиями» Иванова, прокурор привел выдержки из тех и других. Сходство «миропонимания» очевидно. И от этого становится очень не по себе. С одной стороны — фашистская Германия, с другой — сегодняшняя Россия, которая когда еще заявила о том, что наша цель — правовое государство.

В своем последнем слове Павел Иванов старался всячески принизить свою роль как «глашатая», договорившись до того, что все свои «стрелы» выпускал не по конкретным лицам, а по некоему виртуальному «мировому правительству». Тем не менее, три (!) экспертизы пришли к выводу, что цель, с позволения сказать, «журналистской» деятельности Иванова — побудительная: внушить читателям, что во всех бедах России виноваты евреи, а уж потом… Как получится! Намек понятен? Пусть даже в публикациях «Русского вече» и нет прямого призыва к насилию.

Суд не установил прямой связи между «просветительской» деятельностью Иванова и теми ЧП, что были зарегистрированы в Новгороде в недавнем прошлом (муляжи взрывных устройств, подброшенные к синагоге, всплеск антисемитских граффити, разбитые окна в помещении еврейского благотворительного фонда). Тем не менее, совпадение по времени того и другого скорее всего не случайно. В целом же, суд согласился с тем, что даже и без этой связи деяния Павла Иванова — преступление. И не надо спекулировать на свободе слова, провозглашенной нашей Конституцией. Ибо ч. 2 ст. 29 делает единственную оговорку, ограничивающую ту свободу: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая… национальную или религиозную ненависть и вражду».

И последнее. И прокурор Валерий Желтков, и автор этих строк — русские. Обоим нам, однако, довелось побывать в роли «национальных меньшинств». В 80-х годах прокурор Желтков жил и работал в Узбекистане, а журналист Коряков — в Вильнюсе. И мы прекрасно еще помним, с чего там начинались «антирусские настроения», вылившиеся в массовые побоища в Узбекистане и массовый исход русских из Прибалтики: с таких же вот ничтожненьких, на первый взгляд, не то листовок, не то газетенок, «учредители» которых, «редакторы и авторы» прекрасно понимали, зачем они делают свою черную работу.
8(83) от 25−02−2004


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика