К юбилею старейшего священника СПБ епархии протоиерея Евгения Ефимова
80 лет исполнилось протоиерею Евгению Ефимову, служащему в Красном Селе, ближайшем пригороде Санкт-Петербурга. Все меньше остается священнослужителей старшего поколения на Руси, потому судьба каждого из них поучительна, а пастырский опыт бесценен. Отец Евгений — из тех, кто о себе рассказывать не любит и интервью дает неохотно. Пошутить может, чайком в сторожке попоить и пригласить в храм на богослужение. И это уже само по себе поучительно. Для старшего поколения священнослужителей всегда самым главным остается богослужение, молитва, а не общественная деятельность. Отец Евгений Ефимов воспринял такую иерархию ценностей от своего тестя — известного подвижника и исповедника Христова протоиерея Александра Ильина. Труд отца Александра «Причастие Святых Христовых Таин» в настоящее время уже несколько раз переиздан. В нем на основе Священного Писания, Священного Предания и трудов святых отцов автор напоминает, что главное в жизни каждого христианина — это участие в Таинствах Церкви. Протоиерей Евгений Ефимов — один из хранителей традиций скромных тружеников на ниве Христовой. Родившись в небольшом поселке на Псковщине, он более полувека и служение свое проходил в малых городках и селах: служил в Тихвине, в Нарве, дольше всего в поселке Сиверская, находящемся неподалеку он знаменитой Вырицы. В Красном Селе в храме в честь князя Александра Невского батюшка служит 15 лет. Духовные чада приезжают к нему издалека, верны ему десятилетиями. Батюшку хорошо знают и нецерковные жители Красного Села: более десяти лет он окормлял два детских дома, школу-интернат, психоневрологический интернат неподалеку от храма — в Сосновой поляне, а так же воинские части, стоящие под Красным Селом. Немногословен отец Евгений, не любит рассказывать о своей учебе в Ленинградской Духовной Академии вместе с будущим Святейшим Патриархом Алексием и о дружбе с ним, или о учебе на богословских курсах в Свято-Духовом монастыре в Вильнюсе, в то время когда там подвизался будущий старец Николай (Гурьянов). Т о чем другие гордятся, батюшка скрывае. Но, когда он в своем скромном деревянном сельском храме проводит исповедь, народ съезжается издалека и людей собирается так много, что стоят плотной стеной. И на исповеди батюшка говорит тоже мало, а люди чувствуют благодать, через него проливаемую на кающиеся души. Смотришь на этого престарелого пастыря, окруженного многочисленными чадами духовными (и две его родные дочери и внуки тут же) и вспоминаешь и других стареньких батюшек, согретых народной любовью. Практически никогда наши старые священники, — в отличие от стариков вообще — не оказываются у нас брошенными. В их старости еще сохраняется патриархальность русского уклада жизни. В России до революции, общество если и заботилось, то только о старости убогих и сирых, остальных стариков должны были содержать дети. Это, кстати, было одной из существенных причин многодетности русских семей. Так и батюшки наши от государства до сих пор пенсию не получают, церковный пенсионный фонд мизерный, а в бедных епархиях и вообще никакой, но прихожане, чада по плоти и духовные никогда не бросят своего пастыря. Конечно, поднятый недавно вопрос о необходимости начисления пенсии священнослужителям правомочен. Справедливость должна быть восстановлена, — отсутствие государственной пенсии у священников — это наследие того времени, когда они были объявлены «лишенцами» и урезаны в правах. Но благая старость наших священников, десятилетиями лишенных государственных пенсий, лишний раз доказывает, что не скопленные в государственных или не государственных пенсионных фондах средства утешают пожилых людей в их немощах и болезнях, а благодарность близких, людей, в которых в свое время были посеяны нынешними стариками семена любви и добра. Людмила Ильюнина, Русская линия