Первые отклики на смерть ученого филолога, просветителя двух поколений Сергея Сергеевича Аверинцева напомнили те дни, когда Россия прощалась с Блоком. По меткому выражения человека «другого лагеря» — В.В.Маяковского «тонула Россия Блока». С поэтом-рыцарем как его называли- хоронили романтическую Россию. Но, оказывается, тогда — в 1921 году не похоронили ее окончательно. Советское время было полно романтики. Конечно своей, советской. И вот в конце 1970-х зазвучало слово Аверинцева, и повеяло «старинным романтизмом», которого, оказывается, так ждало тогдашнее молодое поколение. В конце 1970-х — начале 1980-х Аверинцев стал «культовой фигурой». Как о «культовой фигуре» пишут о нем и в откликах на кончину. Однако, справедливость требует сказать, что такой взгляд неправомочен сейчас — то время, о котором многие вспоминают как о самой яркой для верующих интеллектуалов поре, безвозвратно ушло. Сам Сергей Сергеевич напишет об этой «эпохе застоя» в эссе «Моя ностальгия», что ему мила была «несобственно прямая речь о вере», нуждавшаяся в «филологических прикрытиях». Говоря о мировой культуре, прежде всего о византийской культуре, Аверинцев, по словам Святейшего Патриарха Алексея «помог многим нашим соотечественникам найти дорогу к Церкви». Своими трудами «Поэтика ранневизантийской литературы» (1977), «Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье», (1986), «Риторика и истоки европейской литературной традиции"(1996), библейскими переводами С.С.Аверинцев вывел российскую филологическую школу на новый уровень. Его эрудиция, и вместе с тем ярко выраженная научная концептуальность уже в молодом возрасте сделали его ученым с мировым именем. Для «людей неученых», вернее не для узких специалистов филологов особо заметным явлением были публикации в 1980-х годах, заранее обреченных на шельмование партийных органов, статей Аверинцева в 5 томе «Философской энциклопедии» и в энциклопедии «Мифы народов мира». В них впервые за советские годы говорилось о великом философском, культурном и нравственном значении христианства. В советское время многие воспринимали его как ученого- христианина диссидента, диссидентское (в его первоначальном, положительном смысле) стремление к справедливости Аверинцев пытался реализовать и в общественной жизни. В 1989—1991 гг. он избирался народным депутатом СССР) от АН СССР, был членом Межрегиональной депутатской группы. К сожалению, общественная активность привела к тому, что в эти и последующие годы ученый был втянут в деятельность активной катехизаторской общины в Москве. И в это время из «культовой фигуры» для многих он превратился в «фигуру пререкаемую». Но об этом говорить сейчас не время, после кончины и по горячим следам о спорных вещах не пишут. В последние несколько лет, увы, Аверинцев по состоянию здоровья жил заграницей в Вене, где он и скончался. Последние книги С.С.Аверинцева — «Поэты» М, 1996, «Скворешниц вольных гражданин…». Вячеслав Иванов: Путь поэта между мирами. СПб, «Алетейя», 2001, «Стихи духовные», 2002 еще раз подтвердили его приверженность эпохе «диссидентского романтизма», которая безвозвратно ушла. Но в последних книгах воплотилась и постоянная верность Аверинцева нравственным критериям поступков, в том, числе и писательских от чего всех нынешних Пелевиных, Сорокиных, Ерофеевых и Аксеновых давно тошнит. И за это — низкий ему поклон. Прощаясь с Сергеем Сергеевичем Аверинцевым, прах которого по его завещанию привезут на родину и похоронят на Даниловском кладбище, надеемся, что Господь примет его в селениях праведных по молитвам тех людей, которых он в свое время привел к вере. Людмила Ильюнина, Русская линия