Русская линия
Радонеж14.02.2011 

О пустых страхах и разумной осторожности

На днях протоиерей Всеволод Чаплин высказался относительно того беспокойства, которое у многих верующих вызвали планы введения так называемой «Универсальной электронной карты», которая скоро должна заменить паспорт, полисы медсоцстрахования, пенсионное удостоверение и другие документы. По его словам, тема, которую ставят верующие люди, — серьезная, и ее не следует карикатуризировать. Как отметил о. Всеволод, «Есть определенное количество людей, которые по тем или иным причинам эту карту ни в коем случае не берут, и сегодня очень важно поставить вопрос о том, чтобы эти люди не подвергались дискриминации и тем более не перешли на нелегальное существование».

Насколько обоснованны опасения, связанные с перспективой такого нововведения? Электронная карта сама по себе никоим образом не является печатью Антихриста и пользование ей не отторгает человека от Церкви Христовой. Как уже неоднократно разъяснялось — в том числе священноначалием — принятие печати антихриста предполагает сознательный выбор, акт свободного произволения, которым человек отрекается от Христа и становится на сторону Его противника. Приписывание тому или иному предмету колдовской власти удалить нас от спасения помимо нашего личного произволения было бы неуместным для православного человека магизмом.

Эсхатологическая паника такого рода, связанная с ИНН или другими электронными средствами учета, необоснованна. Однако надо обратить внимание на то, что сама эта паника выполняет роль тех криков «волки! волки!», после которых люди вообще теряют интерес к любым предостережениям, относящимся к электронным средствам контроля. Да, Бог не отвергнет Вас из-за того, что в компьютерном коде, который не Вы составляли, можно усмотреть три шестерки. Но это не значит, что никаких других опасностей в развитии электронных систем учета и контроля нет.

Разумеется, в самих по себе компьютерах, сети интернет или электронных банковских операциях нет абсолютно ничего демонического. Это — просто технические средства, которые, как и любую другую технику, благонамеренные люди могут использовать во благо, а злонамеренные — во зло. Точно также кино, и, несколько позже — радио не были чем-то в приципе злым — но великие тиранические режимы ХХ века активно использовали то и другое в целях пропаганды и «промывания мозгов». Техника может становиться инструментом тирании; а электронные системы могут предоставить тирании практически идеальный инструмент слежки и контроля.

В Откровении Иоанна Богослова выступает образ тиранической власти антихриста, который устанавливает контроль за всеми, как бы мы сказали сейчас, транзакциями — «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. (Откр.13:16,17)» И во времена тайновидца Иоанна, и много позже представить себе такую тиранию было сложно — технические возможности государства контролировать куплю-продажу были ограничены. Даже в недавних тоталитарных режимах, установивших почти тотальный контроль над экономикой, действовал черный рынок. Такой рынок есть даже в супрертоталитарной Северной Корее. Электронная карта, позволяющая контролировать, чего Вы купили и чего не купили, позволяет, в перспективе, такой полный контроль установить. В нынешнем своем варианте карта этого пока не предусматривает — Вы можете пользоваться другими банковскими картами или наличными деньгами. Но техническая возможность создать ситуацию, при которой любая Ваша экономическая активность — покупка капусты в овощном отделе, книг в книжном, пожертвования на храм, будет отслеживаться и ее можно будет нажатием нескольких клавиш вывести на монитор — уже создается. Более того, тот же механизм может использоваться для того, чтобы «перекрывать воздух» тем, кому государство сочтет нужным.

Сейчас банк может заблокировать Вашу карту, если сочтет, что вы нарушаете Ваши обязательства по договору. Но отношения с банком — дело добровольное; в отличии от отношений с государством. Пока что это — еще достаточно отдаленная перспектива, но перспектива уже видимая. Поэтому — не впадая в панику и пустые страхи, надо отметить, что опасность формирования системы тотального контроля существует, и не только православные, и вообще все здравомыслящие люди должны рассматривать ее всерьез.

http://www.radonezh.ru/analytic/13 898.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru