Русская линия
Седмицa.Ru04.02.2011 

Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций РПЦ, а также членов их семей

Памятуя о христианском долге заботы о ближних, в том числе архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах, трудящихся и потрудившихся во имя Христово, о семьях, вдовах и сиротах церковных тружеников; а также имея в виду невысокий материальный уровень жизни значительной части духовенства и церковных работников в сравнении с другими социально активными слоями населения, Освященный Архиерейский Собор принимает настоящее Временное положение.


I. Обеспечение священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви социальными льготами и гарантиями, предусмотренными законодательством

1. Епархиальным архиереям, благочинным, настоятелям приходов, наместникам, настоятелям и настоятельницам монастырей, а также руководителям общецерковных и епархиальных структур, духовных образовательных учреждений, надлежит наблюдать за неукоснительным соблюдением действующего законодательства в области обеспечения социальных гарантий, предусмотренных для священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций, в частности, за:

- предоставлением обязательных социальных гарантий, предусмотренных законодательством стран, в которых несут служение или трудятся указанные лица;

- своевременными выплатами в установленном порядке и при наличии предусмотренных законом оснований гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им установленного возраста;

- ежегодным предоставлением всем священно- и церковнослужителям, за исключением насельников монастырей, а также работникам религиозных организаций гарантированного отпуска в объеме, предусмотренном законодательством.


II. Материальное обеспечение нуждающихся священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей

2. К нуждающимся священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви относятся лица, являющиеся членами семей, доходы которых на одного члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума.

Членами семьи нуждающегося священнослужителя, церковнослужителя и работника религиозной организации Русской Православной Церкви являются находящиеся на его иждивении нетрудоспособные родители; супруг (супруга); проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

Нуждающимися членами семьи умершего священнослужителя, церковнослужителя и работника религиозных организаций Русской Православной Церкви являются лица, перечисленные в абзаце втором настоящего пункта и являющиеся членами семей, доходы которых на одного члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума.

3. В структуре каждой епархии надлежит создать (без прав юридического лица) епархиальную комиссию по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членах их семей (далее — «епархиальная попечительская комиссия»). В порядке исключения в епархиях с небольшим количеством приходов функции епархиальной попечительской комиссии могут быть возложены на иное структурное подразделение епархии, на что епархиальным архиереем испрашивается согласие Патриарха Московского и всея Руси.

В состав епархиальной попечительской комиссии входят:

- представитель епархиального отдела по социальному служению и благотворительности;

- представитель епархиальной ревизионной комиссии;

- клирики или миряне, назначенные епархиальным архиереем и избранные епархиальным собранием — на паритетных началах.

Члены епархиальной попечительской комиссии не могут состоять в близком родстве между собой, а также с председателем и членами епархиального совета.

Председатель епархиальной попечительской комиссии назначается епархиальным архиереем из числа ее членов. В состав комиссии рекомендуется включать по возможности лиц с экономическим и юридическим образованием.

4. В случае дефицита финансовых средств и, следовательно, неспособности прихода обеспечивать священнослужителей и церковнослужителей, а также содержать приходское хозяйство, епархиальная попечительская комиссия докладывает об этом епархиальному архиерею для принятия им соответствующего решения.

5. Епархиальная попечительская комиссия реагирует на обращения, связанные с невыплатой или недостаточным объемом содержания священнослужителей и церковнослужителей, а также заработной платы работникам религиозных организаций, докладывая о таких обращениях епархиальному архиерею. Конфликтные ситуации, возникающие при трудностях с выплатой содержания, разрешаются епархиальным архиереем с учетом доклада епархиальной попечительской комиссии.

6. Благочинным, а в пределах каждого прихода — настоятелям следует заботиться о том, чтобы ни на одном приходе не было нуждающихся священно- и церковнослужителей. В крупных епархиях при благочиннических округах, по благословению епархиального архиерея, могут создаваться попечительские комиссии такого же назначения, как и при епархиях. Их состав определяется епархиальным архиереем. В годовой отчет благочинного следует включать раздел, посвященный материальному и социальному обеспечению священнослужителей, церковнослужителей и работников приходов, входящих в благочиние.

7. При доказанном отсутствии возможности прихода самостоятельно нести расходы по содержанию священнослужителей, церковнослужителей и по выплате заработной платы работникам прихода, благочинные должны информировать о сложившейся ситуации епархиального архиерея.

8. В необходимых случаях, в том числе при тяжелой болезни и в чрезвычайной ситуации, епархиям рекомендуется за счет собственных средств и (или) за счет средств созданных епархиями благотворительных фондов оказывать благотворительную помощь нуждающимся священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членам их семей в размере, определяемом епархиальным архиереем по представлению епархиальной попечительской комиссии.

9. Настоятели должны следить за тем, чтобы на приходах размеры денежного содержания между священниками, между диаконами, между церковнослужителями при равной служебной нагрузке (включая совершение треб, богослужений, а также осуществление иных приходских послушаний) существенно не различались. Ответственные работники храмов, в том числе помощники настоятелей и председателей приходских советов, казначеи, ответственные за образовательную, социальную и молодежную работу и т. д., при условии их полной занятости на приходе и отсутствии других доходов, должны получать содержание, по возможности ориентируемое на среднюю заработную плату по региону для социальных работников. Аналогичные правила применяются в отношении работников епархий и благочиний. Регенты, чтецы, певцы, алтарники, просфорники, сторожа, уборщицы, свещницы и т. д. получают содержание исходя из реальных трудозатрат.

10. Размер заработной платы работников, состоящих в трудовых отношениях с епархиями, приходами, включая работников, отвечающих за образовательную, социальную и молодежную деятельность епархии (прихода, благочиния), регентов, певцов, чтецов, псаломщиков, сотрудников бухгалтерии и т. д., должен быть определен в штатном расписании, исходя из реальной занятости работника, его квалификации и объема работы. В любом случае размер такой заработной платы не должен быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

11. Размер содержания священнослужителей и церковнослужителей, а также заработную плату работников религиозных организаций Русской Православной Церкви рекомендуется индексировать в соответствии с инфляцией.

12. В годовых отчетах благочиний, приходов, монастырей, духовных школ и т. д. должны содержаться сведения о штатных расписаниях приходов, которые по благословению епархиального архиерея могут использоваться епархиальной попечительской комиссией при подготовке рекомендаций епархиальному архиерею по оказанию материальной поддержки священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций.


III. Епархиальные благотворительные фонды (кассы взаимопомощи)

13. С целью оказания благотворительной помощи священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви, находящимся в трудной жизненной ситуации, епархиям рекомендуется учреждать благотворительные фонды, действующие в тех же целях, что и известные в церковной практике кассы взаимопомощи.

14. К июлю 2011 года Финансово-хозяйственному управлению Русской Православной Церкви во взаимодействии с финансовой и юридической службами Московской Патриархии надлежит подготовить типовой устав епархиального благотворительного фонда (кассы взаимопомощи) с учетом следующих рекомендаций:
перечисление средств на счет фонда может осуществляться на основании циркулярных писем епархиального архиерея;
пожертвования на счет фонда могут осуществлять как религиозные организации Русской Православной Церкви, так и иные граждане и юридические лица;
благотворительная помощь нуждающимся священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви и членам их семей предоставляется в случаях, предусмотренных настоящим Временным положением, по решению епархиального архиерея с учетом рекомендаций епархиальной попечительской комиссии;
финансовый отчет епархиального благотворительного фонда прилагается к ежегодному епархиальному отчету, направляемому в Московскую Патриархию.


IV. Обеспечение находящихся на покое Преосвященных архиереев

15. Священный Синод, почисляя на покой архиерея, определяет место его пребывания на покое на территории епархии Русской Православной Церкви, ставропигиального или епархиального монастыря. При определении места пребывания архиерея на покое учитываются, по возможности, его пожелания.

16. Управление делами Московской Патриархии, Автономные и Самоуправляемые Церкви — в границах их полномочий, определяют перечень епархий, ставропигиальных и епархиальных монастырей, которые имеют возможность создать необходимые условия для пребывания на покое архиереев.

17. Епархии, а также ставропигиальные или епархиальные монастыри, включенные в предусмотренный пунктом 16 настоящего Временного положения перечень, предоставляют пребывающим в них на покое архиереям благоустроенное жилое помещение и обеспечивают предоставление данным архиереям материального содержания за счет собственных средств и (или) за счет средств благотворительного фонда, учрежденного епархией (ставропигиальным или епархиальным монастырем), а также при участии епархий, бывших последним местом архиерейского служения пребывающих на покое Преосвященных.

18. Материальное содержание складывается из следующих расходов:

- благотворительная помощь;

- оплата услуг обслуживающего персонала;

- медицинское обслуживание;

- ремонт жилья, хозяйственные и транспортные нужды.

19. Епархиальным архиереям, в епархиях которых пребывают на покое архиереи, следует в ежегодных епархиальных отчетах, направляемых в Московскую Патриархию, предоставлять информацию о видах и размерах расходов, предусмотренных пунктом 18 настоящего Временного положения.

20. Находящийся на покое архиерей может исполнять обязанности настоятеля монастыря или прихода либо быть приписанным к монастырю или приходу. В таком случае соответствующие монастыри или приходы предоставляют пребывающим в них на покое архиереям благоустроенное жилое помещение, выплачивают им содержание и обеспечивают их обслуживание.


V. Особенности попечения об отдельных категориях нуждающихся священнослужителей и церковнослужителей

21. Приходам, при координирующем наблюдении благочинных, следует ежегодно составлять и представлять на имя епархиального архиерея реестр пребывающих на покое либо престарелых и (или) имеющих инвалидность I степени нуждающихся священнослужителей, церковнослужителей данных приходов.

22. В том случае, если пребывающий на покое либо престарелый и (или) имеющий инвалидность I степени священнослужитель, церковнослужитель прихода епархии не может исполнять какое-либо служение и нуждается в материальной поддержке, он должен обеспечиваться из средств прихода, являющегося последним местом его служения, или другого прихода, по указанию епархиального архиерея либо за счет средств епархиального благотворительного фонда.

23. В том случае, если пребывающий на покое либо престарелый и (или) имеющий инвалидность I степени священнослужитель, церковнослужитель прихода епархии в силах нести церковное служение, он может быть приписан к приходу или монастырю для посильного несения богослужебной череды; данный приход (монастырь) выплачивает ему содержание.

24. На территории епархий рекомендуется создавать (в том числе при епархиальных монастырях) социальные центры для попечения о престарелых священнослужителях и церковнослужителях, а также работников религиозных организаций Русской Православной Церкви.


VI. Материальная помощь нуждающимся членам семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви

25. Епархиальной попечительской комиссии, благочиниям и приходам следует ежегодно составлять реестр нуждающихся членов семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви.

26. Нуждающимся членам семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви может быть оказана материальная благотворительная помощь за счет средств епархии, прихода или епархиального благотворительного фонда. Продолжительность благотворительной материальной помощи таким лицам определяется епархиальной попечительской комиссией, исходя из их реального материального положения.

27. Если нуждающиеся члены семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви не получают необходимую материальную благотворительную помощь, они могут обратиться к епархиальному архиерею через епархиальную попечительскую комиссию.

28. В случае переезда указанных лиц за пределы епархии помощь им продолжает оказываться той же епархией (приходом) либо тем же епархиальным благотворительным фондом.

29. Вопрос о материальной поддержке членов семей священнослужителей, изверженных из сана или запрещенных в священнослужении, решается епархиальным архиереем с учетом рекомендаций епархиальной попечительской комиссии.

30. В случае кончины священнослужителя членам семьи покойного, постоянно проживавшим совместно с ним до момента его смерти в здании (помещении), принадлежащем религиозной организации, по решению епархиального архиерея может быть предоставлено иное помещение, пригодное для проживания, при отсутствии у них собственного жилья.


VII. Действие данного Временного положения

31. Настоящее Временное положение действует до принятия Архиерейским Собором Положения о материальной и социальной поддержке священнослужителей, причта, сотрудников церковных учреждений и их семей.

32. К 1 октября 2012 года епархиальным архиереям надлежит направить в адрес Патриарха свои предложения и замечания относительно практического применения данного Временного положения.

33. Нормы данного документа распространяются на немонашествующее духовенство, несущее свое служение в монастырях, архиерейских и монастырских подворьях, а также на членов семей таких клириков.

34. В Самоуправляемых Церквах данное Временное положение действует с учетом их уставов.


— Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви в период с 29.01.2010 по 01.10.2010.

- 16.12.2010 проект был рассмотрен и принят в первом чтении президиумом Межсоборного присутствия, после чего документ был направлен на отзыв в епархии и опубликован в сети Интернет для проведения общественной дискуссии.

- Проект был переработан редакционной комиссией под председательством Патриарха в ее заседаниях 25−27.01.2011 с учетом комментариев и предложений, поступивших из епархий или выраженных в ходе общественной дискуссии.

- Пленум Межсоборного присутствия, заседавший 28−29.01.2011 под председательством Патриарха, внес поправки в проект документа и постановил представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе.

- Священный Синод в своем заседании от 31.01.2011 определил включить документ в повестку дня Архиерейского Собора.

- 04.02.2011 Освященный Архиерейский Собор, внеся поправки, принял документ.

http://www.sedmitza.ru/news/1 838 086.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика