Татьянин день | Священник Александр Носевич, Александра Никифорова | 04.02.2011 |
Правда ли то, что греки никогда не исповедуются, почему гречанки не покрывают голову в церкви, откуда у них в храмах скамейки, — о духовной жизни Греции, «мифической» и реальной, мы беседуем со священником Александром Носевичем, выпускником богословского факультета Афинского университета, клириком храма Святой Троицы в Афинах.
— Отец Александр! В Греции почти что в каждом храме мы видим скамьи, женщины приходят на службы с непокрытой головой, в брюках. Как эти отступления от традиции сказываются на духовной жизни греческого общества?
- Действительно в греческой православной традиции в 20 веке из-за проникновения западной культуры произошли изменения: появились скамьи внутри храма (хотя, замечу, что стасидии в монастырях были всегда для долгих богослужений), женщины перестали носить косынки, могут в брюках зайти в храм. Но ведь западные влияния на Русскую Церковь намного глубже и серьезнее. Просто мы об этом сейчас фактически не задумываемся. В Греции эти внешние отступления не привели, слава Богу, к утрате главного — внутреннего осмысления православной веры.— В России, по статистике, существует огромный разрыв между людьми, считающими себя верующими, и людьми воцерковленными. А как в Греции?
- Начнем с того, что Церковь в Греции пока имеет государственный статус и тесно сотрудничает с государственными и общественными структурами. Она официально участвует в жизни общества и имеет голос в оценке происходящих в Греции событий. К ее голосу прислушиваются, иногда вынужденно, и в государственном аппарате. Все — как некогда было в дореволюционной России.— Какова в Греции традиция духовничества для воцерковленных людей? Сопоставима ли ситуация с Россией?
- Греция в данном смысле находится в преимущественном положении, потому что в России традиция духовничества была искоренена в 20 столетии. Духовное преемство фактически пропало. Здесь же это преемство сохраняется с византийских времен. Кажущаяся нашему человеку дерзость подходить к Святым Дарам без обязательной исповеди — это на самом деле древнейшая традиция Церкви. Одно дело взять благословение духовника на Причастие и совсем другое — исповедоваться ему. Ведь даже отходя от исповеди и направляясь к Святой Чаше, человек не в состоянии удержаться от хотя бы мысленных грехов. А стоять половину Литургии, иногда — дольше, в ожидании исповеди и после бежать к Причастию — крайне вредно для того, кто пришел на встречу с Самим Господом. Во-первых: нарушается сакральность, теряется понимание исповеди как Таинства. Во-вторых: прихожанин фактически не присутствует на Литургии (а ведь каждое слово Литургии — крайне важно и действенно для души и сердца верующего!), постоянно думая о том, что сказать, как ничего не забыть и успеть причаститься. Получается, что два величайших события для пришедшего на Вечерю Господню — исповедь и Причастие воспринимаются как некая полуформальность, а не Таинства.— В России существует представление, согласно которому в Греции никто не исповедуется, люди подходят к Причастию, когда хотят. Это так?
- Это не так. Духовник, руководитель духовной жизни человека (им может стать и настоятель общины, и иеромонах), знает все стороны жизни человека, подсказывает, как ему бороться с его страстями, как молиться. Исповедь совершается подробно и не наскоком. Именно духовник, регулярно исповедующий человека, определяет, как часто ему причащаться и дает на это свое благословение. Мы приезжая из России и находясь на богослужении в храме поражаемся, что нет, столь привычных для нас очередей к исповеди, взмыленных священников, спешащих всех накрыть епитрахилью. И поэтому когда мы видим, что люди спокойно и чинно, но не без южного темперамента, подходят к Чаше, то делаем выводы, что здесь исповеди вообще не существует. На самом деле желающий исповедоваться приходит в определенный день и час, когда принимает его духовник. Конечно, бывает и злоупотребление доверием священника, однако, у нас ведь тоже невозможно всех убедить поступать по совести. Особенно где-нибудь в соборе или в большом монастыре священник не может знать, исповедовался человек, приступающий к Святым Таинам или нет, он ему просто доверяет.— Благословение на причащение каждому дается индивидуальное?
- Конечно. С настоящим духовничеством я познакомился в Греции. Поначалу тоже многое воспринимал критически. Но когда увидел реальную сторону духовной жизни греков, она меня потрясла. В Красноярске было так: приходит в храм порядка 200 человек на исповедь. Что священник может сказать всему этому количеству народа в течение часа-двух? Он должен осуществить колоссальнейшую работу: разобраться в тонкостях души каждого, понять, что его заставляет совершить тот или иной поступок, научить правильно жить. При этом любое слово священника — на вес золота. Как возможно в течение часа-двух полноценно исповедовать 200 человек? Поэтому проводят общую исповедь. Но перечисление грехов на общей исповеди еще не приводит к покаянию. Зачастую исповедь, это великое Таинство, мы низводим до полумагизма: человек пришел, сказал «виновен», его накрыли епитрахилью и все. Никакого духовного переворота в жизни человека не происходит после такой исповеди. Вот что самое трагичное.— А здесь происходит?
- Отношения духовника и пришедшего на исповедь — это отношения отца и сына или отца и дочери. Важно, что духовник непременно обладает духовным опытом. Почему здесь не дают право исповедовать новорукоположенному иерею. Потому что при всей образованности, при всех уникальных своих возможностях он не обладает самым важным: опытом духовничества. Ему нужно еще многому научиться, напитаться церковным духом, стать подлинным проводником благодати Божией.— Какой канон относительно рукоположения действует в Греции?
- Прежде всего, для рукоположения необходима рекомендация духовника. Духовник, как я уже сказал, это не случайный человек, у которого ты 1−2 раза поисповедовался, но тот, кто знает всю твою подноготную. Если духовник не поставит подпись к рукоположению, рукоположение невозможно (т.е. не формально поставит подпись, а архиерей пускай сам разберется, нет!). В первую очередь спросят, если что не так, с духовника: кого он воспитал. И спросят очень жестко. Здесь сохраняется традиция церковных судов, утерянная в России. И, естественно, духовник обязуется перед епископом, что кандидат в священники обладает всеми необходимыми качествами и не имеет никаких препятствий к рукоположению. Рукоположения, скажем, человека, который вступал в добрачные отношения или разведен, или женат второй раз, здесь исключены. Каноны соблюдаются строго. Ведь в жизни будущего священника абсолютно все играет огромное значение.По мере того, как священник погружается в жизнь Церкви, духовник ходатайствует перед епископом о поставлении его в духовники. Необходима и подпись супруги, если кандидат — из семейных. Кроме того, требуется свидетельство двух человек, что кандидат действительно показал себя с достойной стороны. А также объявляется на приходе и в СМИ, иногда по радио, что такой-то избран кандидатом на рукоположение в священный сан, поэтому, если у кого-то есть претензии к кандидату, личное несогласие или недоумение, это заранее сообщается архиерею или в епархиальное управление. Если претензий к рукополагаемому нет, то его в назначенное время возводят в священный сан. Как правило, священническая хиротония на приходах в Греции — это целый праздник, особенно, если рукополагаемый выбран из местной общины.
— Существуют ли возрастные ограничения для рукоположения?
- До 30 лет в священника обычно не рукополагают. Все за очень редким исключением происходит согласно канонам, в русле древней церковной традиции. Кстати, в Греции вы не встретите священника на улице без подрясника, в мирской одежде. Это запрещено канонами и, если факт появления священника без надлежащего вида будет доведен до священноначалия, то такого нерадивого пастыря ждут серьезные неприятности и наказания. Кроме того, появление священника в общественном месте в штатском костюме непременно вызовет негативную реакцию у населения, а виновник станет объектом разговоров и кривотолков.— Через сколько лет после рукоположения священник получает благословение на духовное окормление паствы?
- Обычно должно пройти не менее трех лет, прежде чем священник станет духовником.— Многие ли священники Элладской Православной Церкви несут послушание духовничества?
- Процентов 80. Обычно рано или поздно человек достигает той степени духовного возраста, когда он способен стать духовником.— Сколько духовных чад приходится в Греции на одного духовника? Может быть, наши проблемы связаны с тем, что священник несет непосильную нагрузку?
- На этот вопрос каждый духовник ответит по-своему. Все зависит от сил конкретного священника и людей, которые приходят к нему за исцеляющим словом Христовой любви.— Всегда ли исповедь проводится в Греции вне богослужения?
- Да, исповедь никогда не бывает втиснута в рамки Литургии. Для ее совершения выделены определенные дни. Исповедь может длиться и час, и два, и три. А если понадобится, то и на протяжении нескольких дней человек может возвращаться к беседе с духовником. Но только не во время Литургии.— У нас в храме мученицы Татианы при МГУ всегда существовала возможность придти в какой-то день и неспешно исповедоваться вне службы! Значит, это осуществимо и в России?!
- При правильном понимании того, что такое исповедь, все возможно. Почему не исповедоваться заранее! Бывает предлог, мол, человек за день нагрешит! Но пока человек протолкнется от исповеди к Чаше, он уже согрешает и помыслами, и словами, и осуждением. И его исповедь становится условной. Поэтому нужно правильно расставить акценты в понимании духовной жизни и набраться мужества переосмыслить поступки и мысли, препятствующие ее нормальному развитию.— Что дает человеку индивидуальная исповедь в сравнении с общей, все еще принятой в России? Почему она так важна?
- Важно, чтобы человек, приходящий на исповедь, ощущал, что его исповедь — это не суд, где его будут осуждать или оправдывать, не место казни или «галочки» для соблюдения проформы, но величайшее Таинство. В этом Таинстве ему, раздавленному страстями и израненному грехами, подается исцеляющая благодать, дар Святого Духа. На исповеди он, измученный укорами совести может получить подлинное успокоение и отдохновение от бесконечной борьбы с собой и своими пороками. В неспешной обстановке, при всецело доброжелательном отношении священника, который не переминается нетерпеливо с ноги на ногу, а располагает временем выслушать кающегося, человек переступает барьер страха, внутреннего стеснения раскрыться во всей глубине своего покаяния другому человеку, облеченному в священный сан. Он доверяется ему, как отцу, который поймет его и поможет разобраться во всех затруднениях и сомнениях, поддержит его в добре, подскажет, где корень и источник его злоключений и страданий. Не нужно бояться выслушать человека! Однако для этого элементарно требуется немного времени, которого, при всем желании, при общей исповеди у священника нет.— Что из литературы, переведенной на русский язык, наилучшим образом раскрывает подлинную духовную жизнь в Греции?
- Такой литературы сейчас немало. Конечно, основополагающий для любого христианина, а тем более для пастыря, — опыт Святых Отцов. Из современных переводов я бы отметил замечательное издание творений старца Паисия Святогорца, сочинения митрополита Иерофея (Влахоса), проповеди отца Константина Статигопулоса, жития митилинских мучеников, поучения преподобного Космы Этолийского.