Татьянин день | Агафья Логофетова | 02.02.2011 |
Во-первых, кто такие архиереи, его составляющие? Arhieréus по-греч. — «старший иерей» (священник); на собор созываются представители высшей, 3-ей степени священства — епископов, в отличие от двух других степеней — диаконов и пресвитеров (иереев).
По сану архиереи могут быть епископами, архиепископами, митрополитами, каталикосами, патриархами, папами; но Архиерейский собор, согласно Уставу Русской Православной церкви (2000 г.), составляют архиереи епархиальные (т.е. управляющие церковно-административными единицами — епархиями) и те, кто возглавляют синодальные[1] учреждения (отделы и комитеты, занимающиеся теми или иными направлениями деятельности Церкви, напр., учебным или социальным) и Духовные академии[2];кроме того, — викарные архиереи, «имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами» (см. главу III, п. 1 Устава).
Архиерейскому собору вменяется в обязанности хранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности; принятие Устава Церкви, изменение и дополнение его; хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви; решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизация святых и утверждение служб; толкование канонов и иных церковных законоположений; вопросы, связанные с взаимоотношениями Церкви с государством и с поместными православными Церквами; создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых Церквей, экзархатов[3], епархий, а также синодальных учреждений; решение вопросов о церковном имуществе; и др.
Архиерейский собор всегда созывается в преддверии Поместного собора, в том числе и по избранию Патриарха Московского и всея Руси, он определяет порядок и количество членов Поместного собора, разрабатывает его программу, повестку дня, регламент заседаний и структуру; наблюдает за претворением в жизнь решений Поместного собора; выносит суждение о деятельности Св. Синода и синодальных учреждений; устанавливает процедуры всех церковных судов; утверждает новые общецерковные награды.
Архиерейский собор является судом высшей инстанции, правомочным судить в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха, по разногласиям между архиереями и по обвинению их в канонических правонарушениях, а также по всем делам, переданным ему общецерковным судом. Только постановления Собора по догматическим и каноническим вопросам требуют утверждения Поместным Собором (см. главы III, п. 3, II, п. 2, III, п. 5, II, п.5г Устава). Решения на Архиерейском соборе принимаются простым большинством голосов открытым или тайным голосованием. Когда при открытом голосовании голоса разделяются поровну, перевес дает голос Председателя (которым является Патриарх), в случае тайного голосования при равенстве голосов проводится повторное голосование (гл. III, п.12).
Итак, Архиерейский собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной церкви; в то время как Поместному собору принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устроения (см. главы III, п. 1 и II, п. 1 Устава). Фактически в послереволюционный период (XX в.) и доныне Поместный собор созывается только для избрания Патриарха. Ни Архиерейские, ни Поместные соборы не созывались в Синодальный период, с упразднением Патриаршества (с 1721 по 1917 г.). В полном смысле Поместным собором, и формально и по существу, был Собор 1917−1918 г.
В досинодальный период, в Московскую эпоху, с тех пор как Русская Церковь отделилась от Константинопольской и в 1448 г. первым избранным на Руси митрополитом стал свт. Иона, проходили т.н. Освященные соборы, которые, с одной стороны, были Архиерейскими, поскольку в соответствии с каноническими правилами их собирали митрополиты (а с 1589 г., когда на Руси было учреждено Патриаршество, — патриархи) и властными полномочиями обладали на них только архиереи; с другой стороны, подобно Поместным соборам, в их деяних принимали участие архимандриты, игумены, священники, а также великие князья (впоследствие цари) и бояре. Таким образом, Освященные соборы наследовали традиции соборов Вселенских, являвших собой пример симфонии Церкви и государства, когда голос народа концентрировался, представлялся в лице императора, обладавшего хотя не каноническим, но весьма ощутимым реальным весом. К Поместному собору 1917−18 г. картина радикально перевернулась — не было больше императора, и его голос рассредоточился в народных представителях.
________________________________________
[1] «синодальный», т. е. относящийся к Священному Синоду — высшему органу управления Церкви в период между Соборами; главой Синода является Патриарх.
[2] Епископы, возглавляющие такие учреждения и Духовные академии, относятся к викарным; викарий (викарный епископ) — заместитель правящего архиерея, возглавляющий тот или иной участок административной деятельности.
[3] Экзархат — (от греч. ?xarchos-глава, начальник, наместник), в Византии в конце 6−7 вв. административно-территориальная единица (наместничество). Экзархаты первоначально были созданы на западе Византийской империи (Равеннский и Карфагенский) на землях, отвоёванных у варваров. Особое положение этих районов требовало создания здесь милитаризованного и централизованного управления: экзархи (наместники) возглавляли и военные силы, и гражданскую администрацию экзархата. Сейчас термин обозначает зарубежную по отношению к государству того или иного патриарха административно-территориальную единицу в данной православной Церкви во главе с экзархом. Экзарх является наместником патриарха, в его подчинении могут находиться епископы и митрополиты. В Русской Православной церкви в настоящее время только один, Белорусский, экзархат (см. БСЭ, Википедию).