Благовест (Самара) | Евгений Чернышев | 29.01.2011 |
Священник Михаил, во время расстрела большевиками раненный в плечо, мог выбраться из братской могилы и выжить. Но он спас юного односельчанина, а сам — не успел…
Семь лет назад, в январе 2004 года, в разговоре с настоятелем самарского Михаило-Архангельского храма батюшкой Константином Калашниковым я упомянул, что кто-то из моих родных был священником, которого расстреляли большевики. Батюшка сказал, что мне необходимо узнать об этом факте подробнее, и благословил на поиски.
Я не знал, с чего начать. Позвонил сестре Татьяне, которая уже несколько лет жила в Германии, переехав туда со всей семьей из Казахстана. Татьяна вспомнила немногое: это был наш прадед священник Михаил Новгородов, его расстреляли в 20-х годах прошлого века. Вот и все. Более подробную информацию можно узнать у нашей тетушки Лидии, проживающей в Подмосковье. Вновь встретившись в храме с отцом Константином, я ему передал свой разговор с сестрой. Батюшка с удивлением переспросил, как звали моего прадеда.
- Михаил Новгородов, — ответил я.
- Евгений Юрьевич, мы ведь находимся в храме Архистратига Михаила, Небесного покровителя вашего прадеда, а наш храм расположен на улице Новгородской.
Тут пришла моя очередь удивляться такому совпадению. В дальнейшем в ходе моих изысканий я встретился еще с множеством таких «совпадений», но я их уже не считал случайностями. Будто кто-то целенаправленно вел меня. Стало очевидно, что это Промысл Божий — вернуть из забвения имя священника, пострадавшего от рук безбожников,
За несколько месяцев мне удалось узнать очень много нового и невероятного. В начале этих поисков мои друзья, узнав, что я собираюсь искать сведения о своем убиенном прадеде, весьма скептически отнеслись к этой затее. Ведь всю нашу страну за эти годы несколько раз выворачивали и первые пятилетки, и репрессии, и Отечественная война, годы послевоенного восстановления, строительство коммунизма, перестройка, распад огромной страны, крушение прежней ижеологии… Да и сам я тоже не представлял, что мне удастся узнать о протоиерее Михаиле Новгородове.
Старая фотография
В Подмосковье я встретился с моими троюродными братьями Анатолием и Павлом Смазновыми, их мамой (моей тетей) Лидией Анатольевной. У них я увидел чудом сохранившуюся фотографию семьи священника Михаила Новгородова.
Фотография сделана в начале XX века, примерно 1910−1912 год. На фоне нарисованных домов и аллеи, уходящей вдаль, сидел батюшка в окружении своих родных. Его сестра, мать, пятеро детей и жена, матушка Евдокия, смотрят на нас из прошлого века, из другой эпохи — и сердце сжимается от безысходной тоски.
Батюшку через несколько лет расстреляют по приговору коллегии особого отделения полегруппы Амурвойск. Вместе с ним по обвинению в участии в вооруженном восстании будут расстреляны сорок четыре мужика из одного села — в возрасте от 17 до 63 лет. Двое младших сыновей — один из них тот, который еще не родился, когда была сделана та семейная фотография, — погибнут на войне, защищая свою Родину: Анатолий в 1943 году, другой — Егор — в самом конце войны в Австрии. Оказывается, Георгий — так звали его в крещении — был десантником, как впоследствии — не по его ли молитвам? — стану и я. Он прожил всего 22 года. 27 апреля 1945, когда он погиб, был последним днем активных боев десантной дивизии. На следующий день дивизия уже была выведена из боевых действий. Старший сын Евгений отсидит около двадцати лет в сталинских лагерях, останется в живых, и каким-то чудом в его семье сохранится эта фотография. Его жена, Евгения, была дочерью учителя Пескова, расстрелянного вместе с нашим прадедом.
Одна дочь отца Михаила, Мария, моя бабушка, вместе с матушкой Евдокией уедет на Дальний Восток, выйдет замуж, затем вместе со своими двумя детьми окажется в Казахстане. Она сохранит на всю жизнь страх за свою семью и ни разу не обмолвится о том, что ее отца расстреляли. Как не знали мы и о том, что отец матушки Евдокии Новгородовой Василий Федорович Фокин был церковным старостой в одной из церквей Благовещенска.
Следы еще двух дочерей священника Михаила Новгородова теряются где-то на Дальнем Востоке и Сахалине.
У своих подмосковных родственников я увидел датированную 6 февраля 1993 года газету «Амурская правда», из которой и узнал, как погиб мой прадед. Кстати, когда я позвонил в Благовещенск в редакцию газеты и спросил, как мне найти журналиста Леонида Короткова, написавшего эту статью, мне сообщили, что он уже сменил работу и в это время был губернатором Амурской области.
Так я узнал, что во время подавления Зазейского восстания в ночь с 7 на 8 февраля 1924 года на краю двух больших братских могил были расстреляны 45 песчаноозерских мужиков, которые подозревались в пособничестве повстанцам.
Казачье восстание
Историческая справка. Зазейское восстание амурских казаков и крестьян произошло в начале 1924 года в Благовещенском уезде Амурской области.
Поводом послужило увеличение осенью 1923 года продовольственного налога на 25 процентов и массовые злоупотребления местных властей. С обеих сторон в боях участвовали по пять тысяч человек. К восстанию примкнули эмигрировавшие в Манчжурию белогвардейцы, а атаман Г. М. Семенов помогал восставшим, переправляя им через пограничный город Сахалянь оружие.
Вначале восставшие одерживали победы, повстанцы контролировали более 20 сел, не считая хуторов. Было сформировано Временное Амурское областное правительство.
Однако 18 января 1924 года приказом по войскам красной 5-й армии была образована группа Амурвойск «для ликвидации мятежа». К 23 января большевикам удалось разгромить юго-восточную группу повстанцев в Тамбовской волости Амурской губернии, к 1 февраля — северо-восточную в районе села Песчано-Озерска (того самого села, где служил и принял мученическую кончину мой прадед). После этого восстание пошло на убыль. Больше половины восставших ушло в Маньчжурию со своими семьями. Чекистами было расстреляно не менее тысячи человек, проживавших в районе восстания. И мало кто из расстрелянных имел хоть какое-то отношение к восстанию.
Когда в Песчано-Озерск вошел карательный отряд ГПУ, там уже не было главных повстанцев, участвовавших в убийстве коммунаров. Самые активные, принимавшие участие в боевых действиях, бежали за кордон. Те, кто чувствовал за собой какую-то вину, попрятались по углам, разбежались по далеким селам, лесным заимкам. Но вряд ли это имело большое значение. В селе убили шестнадцать коммунаров. Село должно было поплатиться.
Их убивали морозной ночью.
Чтобы создать видимость законного хода дела, следователи придумали «организацию». Составили списки лиц, участвовавших в «бандитском» движении. Выглядело это просто. Слева — фамилия, имя, отчество, справа — то, что вменялось в вину: «бегал с винтовкой»; «бегал по деревне с берданкой»; «отдал свою лошадь бандитам». Такие обвинения можно было приписывать не глядя любому: в таежном дальневосточном крае в каждом доме была охотничья берданка, и далеко не всегда лошадей — хоть красным, хоть белым — отдавали добровольно.
Напротив имени «Новгородов Михаил Терентьевич» написано: «состоял в организации, часто был на собраниях в школе». И еще: «Ничего не говорит». Стало быть, ни себя, ни других не оговорил. Священник Новгородов 45 лет от роду был приговорен к расстрелу за то, что он будто бы «в частных разговорах с темным населением агитировал против советской власти, говоря о тяжести налогов, распространяя разные провокационные слухи».
Расстреливали мужиков ночью. Пьяные расстрельщики связывали приговоренных, грузили на сани и везли как дрова к месту расстрела. После того как расстреливали одну партию, сбрасывали тела в яму и ехали за другими.
Один из расстрелянных уцелел только благодаря тому, что его спас священник Михаил. Этот семнадцатилетний парень был ранен, потерял сознание. Очнулся он в яме с расстрелянными, рядом кто-то стонал. Это был священник, раненный в плечо. Отец Михаил подсадил этого парня, но сам выбраться не успел, так как послышались голоса расстрельной команды, которая везла новую партию приговоренных. Говорят, что после того как засыпали могилу, еще три дня из нее были слышны стоны и шевелилась земля.
Еще одно неслучайное совпадение: прадед был расстрелян 7 февраля (25 января по старому стилю). В день, в который определением Архиерейского Собора 1992 года установлено совершать празднование Собора Новомучеников и Исповедников Российских. И память священномученика Михаила Новгородова празднуется именно в этот день.
Чудо в Песчаных Озерках
Во время поисков была сделана интересная и чудная находка. В интернете нашли следующую цитату из книги Архиепископа Харбинского Мефодия «О знамениях и обновлениях святых икон», изданной в Харбине в 1935 году и переизданной в 1963 году в Джорданвилле: «Благодатные знамения и обновления икон перенеслись в Амурскую область, волна обновлений двинулась как бы с юга на север. Вначале совершилось одно поразительное знамение от иконы Божией Матери в станице Песчаные Озерки в 90 верстах от Благовещенска на восток в степи. Во второй половине мая перед Николиным днем по причине засухи совершался Крестный ход по полям. Во время Крестного хода на иконе Божьей Матери показались капли, которые, увеличиваясь, стали стекать и падать на землю. Священник стер капли полотенцем, но капли вновь выступали в таком изобилии, что стали стекать с иконы и падать на землю. Тогда священник стал прикладывать к иконе другие иконы Крестного хода, чтобы и на эти иконы перешла благодать чудотворной иконы. По окончании Крестного хода икона была перенесена в храм. Она продолжала источать дивную влагу. Через два дня явились агенты ГПУ и святую икону взяли из храма. Что означала эта дивная влага, которую источал пречистый Лик Матери Божьей? Не означает ли она святейшие слезы, которые Матерь Божья проливает перед Сыном Своим Спасителем Богом, чтобы Он переменил Свой гнев на милость к согрешившему народу».
Прочитав это, я был поражен. Почему этот текст дошел до меня? Ведь не было названо имя священника, но только я мог понять, что это был мой прадед. Так как он на протяжении многих лет был пастырем в селе Песчаные Озерки в храме Пресвятой Богородицы. И ведь еще несколько месяцев назад этот текст мне бы ничего не сказал, но он дошел до меня именно сейчас, когда я узнал о протоиерее Михаиле — и я понял, что мой прадед молится о нас. И его молитвы чудесным образом отзываются в нашей жизни.
Я очень хотел побывать в Иерусалиме. Когда я начал искать своих родственников, узнал, что они живут в Истре. Чтобы доехать до них, мне пришлось сесть в электричку Москва — Новоиерусалимское. Когда мы с братом проезжали мимо разрушенного монастыря в Новом Иерусалиме, я понял, что мечта моя побывать в Иерусалиме осуществилась.
Меня поразило, как похожа тетя Лида на умершего несколько лет назад моего отца. Когда рассматривали фотографии, мы удивлялись, как я похож на отца тети. У моего брата Павла, как и у меня, дочь зовут Александрой. И вообще я почувствовал, что очень рад увидеть своих родных, с которыми меня через сто лет познакомил наш прадед.
Я подал документы в Синодальную комиссию по канонизации святых. Отправил собранные материалы своим родным в Германию, Казахстан, Подмосковье.
Пытался через интернет еще что-то узнать. Длительное время никакой новой информации не поступало. И вот за несколько дней до 21 ноября, дня Архистратига Божьего Михаила, ночью мне позвонила из Казахстана родственница, корреспондент республиканской газеты «Время» Галина Выборнова. Галина сообщила, что наш прадед канонизирован. Утром в интернете я нашел то, о чем мы так долго мечтали. Оказывается, еще в 1981 году на Соборе Русской Православной Церкви Зарубежом пресвитер Михаил Новгородов (Новгородцев) прославлен как святой. А после восстановления канонического общения между Русской Православной Церковью и Русской Зарубежной Церковью в 2007 году канонизированные там святые признаны Московским Патриархатом.
Моли Бога о нас, священномучениче Михаиле, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших!
http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=42&article=14 252
Страницы: | 1 | |