Русская линия | Протодиакон Андрей Кураев | 01.02.2011 |
По мнению отца Андрея, в принятом документе есть две главные проблемы:
1. Местами он написан с позиции власть имущего. Если бы в нем всецело была выдержана интонация жертвы, просящей о защите перед лицом чужой агрессии — было бы хорошо. Но тогда причем тут апелляция к законодательству ИМПЕРАТОРА Юстиниана? Он ведь грозил вполне земными карами за оскорбление Неба. В итоге документ в целом читается как угроза: «мы найдем управу на наших врагов!».
2. Непонятно, к кому он обращен. Если к людям церковным — им и так понятно, что богохульство это грех. Им надо просто предлагать средства исцеления от него — и всё (одно из них — игнорирование богохульных помыслов, неассоциирование себя с ними). Если же к людям нецерковным — то зачем там так много цитат из Писания и к чему угрозы вечными муками? Достаточно было бы ссылок на международные законодательные акты, квалифицирующие кощунства как недопустимое и аморальное поведение.
Отец А. Кураев отметил, что принятый документ оставляет много вопросов. «Кто полномочен подавать иск от имени оклеветанной Церкви? Если это сделает мирянин, будет ли он сочтен светским судом надлежащим истцом? Будет ли он поддержан церковным начальством? В какой форме? Например, будет ли Церковь оплачивать его судебные издержки? Может ли священник подавать в светский суд за оскорбление своей веры и Церкви? Ап. Павел искал суда у кесаря. Но потом за подобные обращения клириков чаще карали», — подчеркнул профессор МДА.
Выражая своё личное отношение по поводу клеветы в свой адрес, отец Андрей заявил: «Лет 10 назад МК опубликовал откровенно клеветническую статью про меня. Я обратился к Управляющему делами Патриархии митр. Сергию. И попросил его узнать мнение Патриарха Алексия — могу ли я подать в суд. Через неделю Владыка сказал, что Святейший не благословил. Для меня это благословение на всю жизнь..»
«Ещё один вопрос: клевещут про многих, — продолжил отец А. Кураев. — Но вот один священник подал иск и выиграл суд. А второй промолчал. В этом случае его молчание будет истолковано как отсутствие аргументов и согласие с обвинениями. И он не сможет сказать, что для него духовно недопустимо оправдываться. Ибо за такой ответ теперь его обвинят еще и в гордыне: ты, мол, считаешь себя духовнее первого пастыря».
По мнению профессора МДА, невозможно «подавать в светский суд иск о богохульстве, если при этом в нашем документе богохульство понимается предельно широко». «Ну не надо подражать мусульманам в стремлении запугать своих оппонентов. У нас разные основатели и разные образцы для подражания. Христианство сильно именно своим крестным бессилием», — считает отец Андрей.
«Наконец, в светском суде никак нельзя объяснить необходимость наказания за богохульство, — считает он. — Лишь Сам Оскорбленный мог бы подать такой иск. Кстати, странно, что среди возможных мер реакции на клевету и богохульство в проекте документа не предписывалось молитва за клеветника, не предлагалось Церкви усилить свои молитвы о нем. Сто лет назад даже отлучая Льва Толстого, Церковь не подала на него в гражданский суд, но обратилась к молитве: «Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины. Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь».
«Впрочем, впереди еще Архиерейский Собор. Возможно, там эти проблемные аспекты этого проекта будут замечены и исправлены», — заключил отец А. Кураев.
Русская линия