Русская линия | Протоиерей Андрей Ткачев | 27.01.2011 |
Напомним, что в связи с возрастающим в последние годы числом разводов среди католиков Бенедикт XVI призвал разорвать «порочный круг», начало которого — «допущение к браку без должной подготовки и экзамена». По правилам Католической церкви, решившие вступить в брак должны в течение трёх месяцев пройти определённые катехизаторские курсы, в течение которых прелаты познакомят их со всеми аспектами семейной жизни. Согласно учению Католической церкви, брак как таинство нерасторжим. Специальные церковные трибуналы рассматривают только прошения о признании брака недействительным (диспенсация), что сегодня в отличие от прошлых лет происходит весьма часто.
«Здесь мы имеем дело не с католическим опытом, а с древней практикой Церкви, потому что ни одно Таинство не дается человеку необученному, — отметил, в свою очередь, отец Андрей Ткачёв. — Нельзя допускать человека к Таинству, если он не понимает сути этого Таинства, а мы делаем это сплошь и рядом. Эту ситуацию надо исправлять, и она будет исправляться не потому, что будет издан какой-нибудь документ, она будет исправляться по мере пасторской ревности отдельных священников, и чем больше их будет, чем больше они будут делиться опытом друг с другом в сфере печатных изданий, в сфере Интернета, в сфере личного общения, тем больше он будет разрастаться. Хороший опыт защищает сам себя, его не нужно дополнительно комментировать. Это очевидная необходимость, она сама за себя постоит».
«Если говорить о католической практике, то у нас, конечно, нужно отводить значительно меньший срок для таких занятий, но какая-то предварительная работа с людьми нужна обязательно, — уверен священник. — Во-первых, для многих людей венчание — это серьезный шаг к вооцерковлению, и это может быть одним из первых серьезных движений в сторону осмысленной церковной жизни. На этом пути их нужно встретить, приготовить к серьезной исповеди, причастить, потому что все Таинства вращаются вокруг Евхаристии, как планеты вокруг солнца. Хватит даже одной хорошей вдумчивой беседы о смысле супружества с точки зрения веры, о глубине этого уникального союза, начавшегося в Раю, о воспитании детей, о всевозможных житейских скорбях, о необходимости помощи друг другу в работе над собой, о верности, о совместных молитвах».
По мнению отца Андрея, нужно «облегчить людям дорогу к храму, до Венчания призвать их к тому, чтобы они несколько воскресений подряд приходили в храм на Литургию и приучались молиться вместе». «Можно раскрыть Венчание и по фразам прочитать всё то, что будет читаться на Венчании, чтобы люди услышали эти молитвы заранее, объяснить им непонятное. Есть смысл совершать отдельно обручение, отдельно венчание, чтобы растянув этот процесс во времени дать людям проникнуться торжественностью и важностью события. Не надо делать перерыв слишком большим — недели вполне хватит, но каждый раз надо сопровождать такие встречи небольшой предварительной беседой о смысле происходящего. Нужно, чтобы люди почувствовали пасторскую опеку, чтобы они поняли, что приходят не в комбинат религиозных услуг. Иначе мы будем иметь то, что имеем. Халатно относиться к Таинствам в наше время уже не просто недопустимо, а преступно».
«Наиболее доступным вопросом является толкование, изучение и совместное прочтение чина венчания и чина обручения, которые на Таинстве будут читаться молитвенно, — отметил отец Андрей Ткачёв. — Что касается смысловой части брака — там всё есть. Параллельно можно провести знакомство со Священным Писанием, обязательно должно быть Причащение и исповедь. Когда установится общение между пастором и венчающейся паствой, тогда уже сама жизнь не даст этим людям вырваться далеко из орбиты церковного влияния. Они будут приходить, советоваться, спрашивать, в дальнейшем вместе приходить на церковные службы». «Нужно стремиться максимально использовать эту возможность — люди пришли с просьбой, с желанием, возникла неосознанная потребность в Таинстве. Нужно использовать эту возможность, чтобы превратить ее в осознанный приход в веру», — заключил священник.
Русская линия