Новый Петербургъ | С. Ильичёва | 06.02.2004 |
ЗАММИНИСТРА ТУП ИЛИ ЕГЭ СЛИШКОМ ОСТР?
В перспективе планируется ввести ЕГЭ по всем предметам. Насколько сложны задания? Первый замминистра по образованию Болотов рассказал на пресс-конференции, что сам он по образованию — математик (надо полагать, образование у него все-таки вузовское), и потому проверил себя, прорешав задания ЕГЭ по математике. Набрал 75 баллов, не дотянув до верхней планки аж 25% - но утешился тем, что это всё равно на школьную «пятерку». Журналисты потерялись в догадках: то ли замминистра по жизни плохо учился — то ли задания единого госэкзамена для школяров придуманы слишком сложные.
ЕСЛИ ЭТО ЭКСПЕРИМЕНТ, ТО ПОЧЕМУ ОН НЕИЗБЕЖЕН?
А ЕСЛИ НЕИЗБЕЖЕН — ТО ПОЧЕМУ ЭКСПЕРИМЕНТ?
На этот талмудически поставленный вопрос одного журналиста не смогли ответить ни замминистра, ни председатели городских образованческих комитетов, ни представители ректоров вузов. Отношение к ЕГЭ, мягко говоря, неоднозначное, но почти все городские вузы (кроме военных) — а всего их, имеющих госаккредитацию, в 2004 году стало ровно 50 — обязали принимать результаты ЕГЭ в качестве вступительного экзамена. Однако на разные специальности каждый вуз вправе добавлять и другие вступительные испытания (например, в форме сочинения и т. д.).
Питерские вузы согласились на ЕГЭ под педалированием перспектив, что они рискуют остаться без абитуриентов. Но все-таки, как сказал председатель Совета ректоров Тарасевич, каждый вуз хотел бы встретиться не с баллами теста, а персонально со своим будущим студентом. При ЕГЭ сделать это сложно — результаты своего теста абитуриент теперь имеет право разослать хоть во все 50 вузов одновременно. И только Бог знает, где же он в конце концов будет учиться? И какому вузу на него прикажете рассчитывать?
Но, по словам чиновников, система реформирования образования все равно была неизбежна — проблемы накопились. Какой смысл в том, чтобы через месяц после выпускного экзамена в школе сдавать тот же самый предмет при поступлении в вуз? Что делают школьники весь последний год обучения? Бегают на платные подготовительные курсы при вузе, а смысл? Все вузы равны при получении госаккредитации, но небезосновательно самым страшным проклятьем в устах председателя горкомитета по науке и высшей школе звучит фраза «Чтоб вам учиться, лечиться и судиться у выпускников платных вузов!»?
БЫВАЛО ХУЖЕ — НО НЕ БЫЛО ПОДЛЕЕ?
Вконец умученные журналюгами чиновники воззвали: да что волноваться насчет ЕГЭ, Россия и не такое выдюжила, а школяры у нас в Питере вообще развитые и натасканные акселераты — так что все смогут, сдадут. И в конце концов, не всем же идти в институты.
Вы лучше посмотрите, что со специальным образованием творится! Про городские ПТУ никто уже и речи не ведет: их так ничтожно мало и качество подготовки там такое, что выпускники вспомогательных школ, которым дают 4 класса образования и какую-нибудь специальность, намного выше котируются на рынке труда, чем выпускники профтехучилищ!
А со следующего года беда надвигается на техникумы и колледжи. Их предполагается передать из ведения федерального — в ведение субъектов федерации. И, лишивши госбюджетного финансирования, пересадить на местные бюджеты. Что это означает на практике? На практике это означает, что паренька из Гатчины и девочку из Токсово в Питере бесплатно в техникуме учить уже не будут — не из нашего, мол, субъекта Федерации! А субъект Федерации Ленобласть не напасется техникумов и колледжей на каждый поселок. И молодые граждане России, проживающие даже в пределах 15-ти минут езды на электричке от мегаполиса, не будут иметь возможность обучиться какой-нибудь специальности в городе. А в одном только Питере физически не набрать столько студентов для ссузов — значит, известные и старейшие техникумы, обладающие прекрасной базой и преподавательскими составами, просто прекратят свое существование.
P. S. За подробной информацией по ЕГЭ рекомендовано обращаться на сайты www.kobr.edu.ru и www.ege.edu.ru.