Русская линия | 24.01.2011 |
ВОССОЗДАДИМ УТРАЧЕННЫЙ ШЕДЕВР РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ — УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ II
Александр II вошёл в историю Российского государства как великий реформатор, осуществивший ряд судьбоносных для страны преобразований. В знак особого почитания его деяний и за трагическую судьбу Царю — Освободителю было поставлено более 240 памятников и ни один из них в России до наших дней не сохранился. Последний внушительный монумент Александру II был открыт в Рыбинске в 1914 году, он явился также последним творением великого русского скульптора Александра Михайловича Опекушина.
Идею возвращения городу утраченного шедевра русской культуры поддержал губернатор Ярославской области Сергей Вахруков и администрация Рыбинска. Присланы письма с одобрением от высшего духовенства и ряда депутатов Государственной Думы. Получены все необходимые согласования по воссозданию памятника и переносу скульптуры Ленина на новый пьедестал. Научную реставрацию скульптуры Александра II осуществляет народный художник России, академик Чаркин Альберт Серафимович г. Санкт-Петербург. К настоящему времени изготовлена модель памятника Царю-Освободителю, которую 6 декабря 2010 года в храме Александра Невского, небесного покровителя Александра II, по окончании Божественной Литургии освятил епископ рыбинский Вениамин.
Следующий этап работ по отливке скульптуры в бронзе приостановлен по причине отсутствия средств. Требуется неотложная финансовая помощь.
Открытие возрожденного памятника планируется в 2011 году к 150 — летнему юбилею судьбоносного для России события — отмены крепостного права и 130-летию памяти трагической гибели от рук террористов — революционеров Императора Александра II.
В качестве почетных гостей приглашены государственные деятели, представители посольств и русского зарубежья.
Воссоздание последнего творения великого скульптора дело чести каждого русского человека любящего свое Отечество, его историю и культуру!
КОРОТКО ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИИ ПЕРВОГО РЫБИНСКОГО ПАМЯТНИКА
19 февраля (4 марта н.с.) 1911 года в России широко и повсеместно отмечался 50-летний юбилей Манифеста Александра II, принесшего личную свободу более 23 миллионам крестьян. Рыбинское общество, пожелало увековечить память этого, судьбоносного для России события сооружением достойного памятника. Царь — Освободитель особо почитался рыбинцами, поскольку предки многих из них были выходцами из освобожденных крестьян. За 26 лет его правления (1855−1881г.г.) Рыбинск превратился в культурный и промышленный город. Было открыто несколько банков и ряд важных культурных учреждений. Город получил исполнительную власть — была избрана городская Управа.
Монумент создавался исключительно на пожертвования жителей Рыбинска и крестьян Рыбинского уезда. Сумма собранных средств составила 21 454 рубля 34 коп. Изготовил памятник наш земляк — великий русский скульптор, академик Александр Михайлович Опекушин.
Торжественное открытие первого городского памятника состоялось на Красной площади 6 (19) мая 1914 года. Здесь собралось около 4500 человек, персональный состав был утвержден городской думой, т.к. площадь не могла вместить всех желающих. В воспитательных целях были приглашены учащиеся рыбинских школ. Почетные граждане города возложили к подножию монумента серебряные венки. Торжественная часть закончилась военным парадом 182 Гроховского полка. По случаю общегородского праздника в здании новой биржи для именитых гостей был дан роскошный обед. В 1918 г. согласно большевицкому декрету, скульптуру императора сбросили и на царский пьедестал установили сначала наковальню, а позднее скульптуру В.И.Ленина.
До настоящего времени сохранился только исторический пьедестал.
СОЗДАТЕЛЬ ПАМЯТНИКА — РУССКИЙ ХУДОЖНИК, СКУЛЬПТОР-МОНУМЕНТАЛИСТ — АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ОПЕКУШИН
Родился 16 (29) ноября 1838 года в деревне Свечкино Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина, потомственного лепщика-декоратора. Заметив творческие способности сына, отец получил у своей помещицы Е.В.Ольхиной разрешение на его учебу в Петербурге. В 1850 году Александр отправился в российскую столицу, где отец устроил его в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Вместо положенных трех лет он блестяще оканчивает школу в два года. Потом за три года вместо пяти заканчивает известную мастерскую Д.И.Иенсена. После обучения был оставлен Иенсеном в качестве помощника для работы по скульптурному оформлению петербургских дворцов и особняков. При содействии учителя Александр на скопленные с большим тщанием 500 рублей в 1859 году получает от помещицы Е. В. Ольхиной вольную и продолжает обучение в скульптурном классе при Императорской Академии художеств. В 1862 году заметивший его талант художник и скульптор М. О. Микешин приглашает никому не известного молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Как начинающему скульптору Александру Михайловичу было доверено выполнение фигуры — Петра I, которая получилась одной из самых удачных.
В 1872 году Опекушин получает диплом академика скульптуры и в соавторстве со скульптором М. О. Микешиным создает в 1873 году известные дореволюционные памятники: Екатерине II в Петербурге, где превосходно исполняет девять фигур-сподвижников императрицы и русскому флотоводцу-адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве. Благодаря таланту и трудолюбию Опекушин приобретает известность и многочисленные заказы.
Оглушительный успех ждал молодого скульптора в конкурсе на сооружение памятника А.С.Пушкину в Москве — первого в России памятника великому поэту (1880). Александр Михайлович вспоминал: «В течение ряда лет ночи не спались как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Какая суматоха! Сколько зависти было друг к другу», каждый хотел быть ваятелем «вековечного памятника». Московский Пушкин получился настолько удачным, что привлек ряд подобных заказов из других городов Российской Империи — Петербурга (1884), Кишинева (1885), Остафьева (1913). Среди его работ — памятники: К. Бэру в Тарту (1886), Лермонтову в Пятигорске (1889), Н.Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1889). Он выполняет великое множество мраморных и бронзовых бюстов, по церковным заказам изготавливает распятия и киоты для монастырей и храмов. Его помощникам принадлежит скульптурная отделка многих московских и петербуржских особняков, государственных учреждений и магазинов.
Наиболее важной темой для Опекушина была монархическая. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (1898) и Александру III около Храма Христа Спасителя (1912), олицетворявшие особую историческую миссию русского Самодержавия. Эти памятники стали местами всеобщего паломничества москвичей и гостей столицы. Опекушинские памятники Александру II были также установлены в Астрахани (1884), Кишинёве (1886), Пскове (1886), в польском Ченстохове (1899), Бутурлиновке (1912), Владимире (1913), и Рыбинске (1914). Творчество мастера высоко ценилось в царской семье, ему покровительствовали Александр III и Великий князь Сергей Александрович. В 1894 году он становится действительным членом Академии художеств и получает от Императора Николая II чин действительного статского советника, а также пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. «Лучшим русским скульптором» называют его газеты.
С приходом Советской власти многовековой уклад русского общества был уничтожен, началось время неслыханных беззаконий. Все памятники Русским Царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены после специального ленинского декрета от 12 апреля 1918 года. Заработанные честным многолетним трудом накопления Александра Михайловича, хранившиеся в Государственном банке, были экспроприированы. У него отобрали персональную мастерскую и собственный дом в Петербурге. Под видом обысков семью неоднократно грабили. Под угрозой голодной смерти Опекушин обратился с заявлениями к советскому правительству: «Я, чтобы не умереть с голоду, вместе с моей семьей принужден продавать все, что только возможно, включительно до носильного белья, теперь уже и этот источник прекращается, и я 80-ти лет, больной, слабый, с пороком сердца, с распухшими от недоедания ногами, принужден вместе с тремя дочерями, также больными (у одной болезнь почек, у другой туберкулез легких в сильнейшей стадии и у младшей тот же порок сердца с теми же отеками, что и у меня), медленно умирать с голоду».
В 1919 году Опекушину вместе с семьей позволили вернуться в родную деревню, где он медленно умирал в ужасающей бедности. 8 марта 1923 года ярославский краевед А.И. Скребков писал в местной газете: «Он заживо погребен. На меня страшно подействовало его настоящее существование. Квартира, в которой он живет с дочками — холодная, одежда у них почти сотлела, валится с плеч. Питание — как бы не умереть с голоду. Отсутствие всех признаков, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других памятников. Догорает жизнь в страшных мучениях великого труженика-ярославца А.М. Опекушина. Кто чем может, помогите ему!» 4 марта 1923 года Александр Михайлович Опекушин скончался в деревенской глуши. Ему суждено было родиться в простой крестьянской избе и умереть в ней «Совершенно забытым всеми!!!» — с горечью восклицала в письме одна из его дочерей. Похоронили великого скульптора в соседнем селе Рыбницы, на родовом кладбище, у храма.
Хочется верить, что в длинной череде славных русских имён Александр Михайлович вновь займет своё достойное место, и за верность России и царям земным он заслуженно получит награду от Царя Небесного!
Президент Фонда «Возможно ВСЁ» С.М. Гребенкин
Дополнительные материалы на сайте: http://vvfond.ru/
Тел. +7 920 101 08 55; E-mail: vvfond@yandex.ru
http://rusk.ru/st.php?idar=46203
|