Радонеж | 22.01.2011 |
Предстоятель Русской Православной Церкви, в одном из первых обращений к телеаудитории в наступившем году, призвал сделать «всем вместе важные шаги, направленные на изменение жизни нашего народа к лучшему» — подразумевая под этим не только экономическое благосостояние, политическую стабильность, решение социальных вопросов, «но в первую очередь изменение сознания современного человека».
Несомненно, что недавнее выступление руководителя государства по, так сказать, «русскому вопросу», отражает намерение власти делом ответить и на этот призыв, и вообще на то, что происходит. Президент Медведев, как уже сообщалось, на встрече с руководством Федерального Собрания, призвал особое внимание уделять русской национальной культуре и отметил необходимость выработать эффективную политику в отношении современной культуры. «Вне всякого сомнения, особое внимание должно уделяться русской культуре. Это основа, это костяк развития всей нашей многонациональной культуры. Это нормально, и об этом должно быть не стыдно говорить». Он также напомнил: «Русские вообще являются самым большим народом нашей страны. Русский язык является государственным. Русская Православная Церковь является крупнейшей конфессией нашей страны».
Конечно, неприятно признавать, что до недавнего времени об этом именно что было стыдно говорить — но неоднократно отмеченная невыговариваемость элитой новой России слова «русский» была совершенно очевидна. Теперь власть признает это неправильным и несоответствующим реалиям. А реалии именно таковы, да: русские и русская культура — это костяк России. Поворотные слова, можно сказать. Лишь бы только не получилось поворота на месте.
Потому что одновременно от элиты и всякое другое слышится. То руководитель программы «национального примирения», в порядке, видимо, этого самого примирения и всяческой десталинизации, извещает, что массовые преступления, вообще-то, народ совершал. Ну, надо же, оказывается, бывают все ж таки преступные народы.
То вдруг публикуются задушевные мысли о том, что всем надо учиться бизнесу у кавказцев — мол, у них как раз какая-то «патологическая тяга к бизнесу и особенно к возможности заработать … Только они не знают как. Поэтому, если до них донести следующую мысль: „Ребята, надо жить не от того, что ты украл, а от того, что ты создал, и у тебя есть возможность от того, что ты создал, получить в десять раз больше от того, что ты украдешь“, — они с большим удовольствием будут делать этот бизнес — очень качественный и интересный». Оно, конечно, интересно, что полпред с подданными, которые никак не могут научиться не воровать, такие задушевные беседы производит, но еще и призывает учиться у них же — это, несомненно, сильный управленческий ход. Патологии, что ли, учиться? Хотя, с другой стороны, прямо перед этим поведано было читателям, что регион с такими патологиями в этом году поощрят инвестиционными программами еще на 400 миллиардов. Тоже красиво.
Да, еще многому предстоит научиться «костяку» под руководством элиты. И, конечно же, небесплатно. Даже вот просто в денежном выражении — на днях помощник президента высказал предположение, что хорошо бы еще стипендии студентам взять и отменить. Потому что это нелогично — стипендии платить. Интересная мысль, особенно если учесть, что средняя стипендия у нас — что-то около тысячи рублей. Отобрать и эту мелочь — это большое подспорье национальной культуре. Конечно, конечно…
Озвученное предложение комментаторы дружно поставили в ряд с недавним пожеланием миллиардера о введении 60-часовой рабочей недели. Припомнили и необходимость отправлять помянутые выше щедрые инвестиции — тем, «у кого еще всем поучиться надо». Потом, видимо, будут уговаривать отказаться от тоталитарной ностальгии по бесплатному советскому образованию. Потому что ведь действительно жуткий тоталитаризм со сталинизмом в головах у людей воцарился — что ни озвучишь, тут же начинают былую бесплатность поминать не к месту. Хотя, надо отметить, что и в Европе много где, например, высшее образование для своих граждан бесплатное или очень недорогое. В не самых некультурных странах, кстати. Вот в Англии недавно правительство объявило о повышении платы за высшее образование — так массовые выступления были такие, что какая там Манежка. Ну, это в «европах» — что нам до них? Нам бы со своими проблемами разобраться.
Впрочем, иногда проблемы схожие. Несколько лет назад в Испании разгорелась дискуссия о преподавании в школах обязательного предмета «Гражданское воспитание». С приходом к власти в Испании левых началась атака на участие в воспитании детей Католической церкви — были отменены уроки Закона Божия. И появился в школьной программе этот спорный предмет. Многие родители считают, что детям навязывается моральный релятивизм и принижается роль семейного воспитания. Предмет защищает первенство государства в воспитании и «отбирает у родителей отцовскую власть», говорят родители. Правительство (левое, напомним) считает, что родители не должны касаться образования детей и воспитывать в них жизненные ориентиры — они ж у них могут быть неправильные, правые, прямо скажем. Или еще, о ужас, религиозные. «Мы не сможем добиться успехов в образовании, пока родители помогают детям выбирать жизненные принципы». Так прямо и заявляют.
Начались обращения в Страсбургский суд по правам человека и в Конституционный суд Испании — зарегистрировано более 52 000 заявлений. И, наконец, Верховный суд Андалусии своим решением от 15 октября 2010 г. постановил, что учебник по «Гражданскому воспитанию» противоречит статьям конституции, гарантирующим идеологическую и религиозную свободу индивида и право родителей дать детям моральное и религиозное образование, согласное с их собственными убеждениями.
Все это от нас далеко, скажет кто-нибудь. Разве? Разве у нас не продолжается годами проталкивание различных «форсайтпроектов» и тому подобных, разработанных многочисленными энтузиастами отрешения семьи от воспитания детей. Разве не у нас проталкиваются различные новации в законодательство, связанные с так называемой «ювенальной юстицией», часто оборачивающиеся самой натуральной войной против семьи. Может быть, и у нас поможет массовая кампания обращений в Европейский суд по правам человека?
До сих пор попытки государства организовать некое подобие системы нравственного воспитания подрастающего поколения сопровождались явственными и очень энергичными усилиями оттеснить от этого процесса Церковь. Теперь власть устами первого лица признает Православную Церковь крупнейшей конфессией. Но новый проект организации патриотического воспитания, неспешно разрабатывавшийся еще прежним образовательным начальством, и вдруг оказавшийся востребованным после массовых выступлений молодежи против попустительства этнопреступности, тоже, кажется, не предполагает особенного участия крупнейшей конфессии. Так реальный ли поворот обозначен цитированными выше словами президента? Или сплоченная элита постарается изобразить очередной «бег на месте»? И все опять сведется к заклинаниям о «многонациональности и многоконфессиональности».
Святейший Патриарх, комментируя месяц назад произошедшие массовые выступления протеста, отмечал, что участники этнических преступных группировок, нередко пытаются уйти от ответственности, выдавая себя якобы за жертв ксенофобии и национальной нетерпимости, что провоцирует радикальную реакцию со стороны части коренного населения. А ведь «прописной истиной является тот факт, что всякий радикализм вызывает встречный радикализм. Остановить эскалацию межэтнических конфликтов возможно, только если будет сделано все для того, чтобы дерадикализировать сферу потенциального межэтнического напряжения», сказал Предстоятель. И отметил, что «к сожалению, многие сталкиваются с ситуацией, когда ложно или лукаво понимаемая борьба с разжиганием национальной розни подчас принимает формы чиновничьего ограничения прав граждан нелицеприятно обсуждать острые проблемы межэтнических отношений. В результате этого болезненные вопросы остаются без ответов, генерируя, в свою очередь, новые проблемы».
Вот этого, проверенного чиновничьего способа загнать общественную проблему внутрь, хотелось бы избежать. Поскольку резонно отмечено в последнее время — это верный путь к пропасти.
Редакционный комментарий «Радонежа»