Радонеж | Алексей Харитонов | 21.01.2011 |
Как сообщается, депутат Госдумы от «Единой России» Владимир Мединский предложил вынести останки В.И.Ленина с Красной Площади:
«Это какая-то нелепая, язычески-некрофильская миссия у нас на Красной площади» по словам депутата, наличие Ленина «как центральной фигуры в некрополе в сердце нашей страны — крайняя нелепость».
У многих это предложение вызвало протест — и таких людей можно отчасти понять. Образ Ленина, с которым мы имели дело в эпоху позднего СССР, имел не очень много общего с историческим Ульяновым — и у большинства людей, которые застали это время, Ленин ассоциируется не с кровавой террористической диктатурой, не с пытками и массовыми расстрелами священников, мирян, интеллигенции и просто мирных обывателей, не с голодом и разорением, а с совсем другим — детством и юностью, пионерскими лагерями, когда, несмотря ни на что, и трава была зеленее, и небо голубее, а учительница показывала детям картинки, на которых дедушка Ленин с такими добрыми-добрыми глазами угощал детей конфетами или возил им санки.
Ленин был одним из тех символов, который помогал людям чувствовать себя общностью- «советским народом», сознавать свою причастность к великой стране, к ее успехам и достижениям (да, за колбасой ездили в Москву, но Гагарин-то в космос летал!), чувствовать себя частью великого дела, верить в то, что на нас — советских людей — с надеждой смотрят трудящиеся всего мира. Конечно, все это было на фоне длинных очередей, хамства в магазинах, и вечного дефицита всего на свете — от масла до туалетной бумаги, но память склонна выделять хорошее и уходить от плохого.
У людей есть потребность в общности, в цели, в предназначении — и именно эту потребность они связывают с Лениным. Но откуда берется сама эта потребность? Мы, люди, так сотворены — мы нуждаемся в общности с другими в ясной цели в нашей жизни. Как сказал блаженный Августин, «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Люди, отторгнутые от веры в Бога, ищут себе какой-то заменитель, суррогат — и кто-то ищет успокоения в Ленине, и испытывает острую боль, когда-то покушаются на его суррогатную святыню. Как сказал пророк, «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды. (Иер.2:13)»
Может быть, просто оставить людям их объект почитания? Пусть себе лежит? Лучше все же убрать — и вот почему. Россия переживает кризис идентичности — кто мы такие и где наши корни, кто наши герои и где наши святыни. Страна так и не вернулась в свое историческое русло, и общественное сознание — как показывают эксперименты с «именем России» колеблется между Сталиным и Александром Невским. Долго пребывать в таком странном состоянии невозможно — и тут вспоминаются слова другого пророка: «И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3Цар.18:21). Или мы — наследники исторической России, преподобного Сергия Радонежского и святого Серафима Саровского, святого Александра Невского и Дмитрия Донского, Пушкина и Достоевского, Ломоносова и Менделеева, или мы — наследники Ленина и Троцкого, Сталина и Берии. Принять то и другое наследство одновременно — невозможно. Мы должны решить, наконец, чьи мы.
Благопристойные похороны Ленина — очень важный символический акт, который покажет, что мы, как страна, наконец решаемся сделать выбор. Десятилетия назад нашим предкам был навязан — жесточайшим насилием и террором — выбор цареубийцы в качестве владыки. В школе нас учили, что именно он — основатель нашего государства. Теперь пришло время наконец, от него освободиться.
Да, многим людям это будет больно — но для того, чтобы подлинное национальное самосознание, подлинное чувство общности и принадлежности к великой стране и великой культуре смогло утвердится, узурпатор, который даже мертвым не хочет отпустить многие души, должен уйти.
У нас есть народ, к которому мы принадлежим, у нас есть Отечество, у нас есть история, и, самое главное — у нас есть Православная Вера. И чтобы вступить в это, по праву наше наследие, нам надо отказаться считать себя наследниками врагов и разрушителей исторической России — большевиков.