Русская линия | Артемий Слезкин | 20.01.2011 |
Безвозвратному разрушению подвергся, прежде всего, целый уклад. То есть уложение жизни огромного количества россиян. Уклад, который складывался и намаливался веками.
Само слово «КРЕСТЬЯНИН» происходит от «ХРИСТИАНИН». Крестьяне — это Христиане. Многие века православная вера было тем «цементирующим составом», которому «здание» нашей великой державы обязана монолитностью и прочностью.
Да, благочестие, набожность со всеми сопутствующими добродетелями были широко распространены среди крестьянского сословия. В каждом мало-мальски крупном селе обязательно было церковь, а то и собор. В чести и великом почете были у народа святые угодники Божии, богобоязненные князья и цари, верные долгу ратные люди.
Вот уж действительно христианская вера преображает души людей! А ведь для того, чтобы эта вера родилась в сердце человека и приносила плоды, нужна не только верующая семья, не только обязательное посещения храма Божиего. Нужен личный опыт Богообщения. Как тысячу лет назад, так и в наши дни — у каждого человека свой путь к Богу, к вере, к храму.
Осмелюсь предположить, что этот путь у крестьян той, забытой, дореволюционной России был много проще, чем теперь. Не потому, что люди были другие. А потому что уклад жизни этому пути весьма способствовал. Сама земля-кормилица, сам быт располагал сердце к принятию Господа. Как же? Вот мои размышления по этому поводу.
Земля как образ души человеческой
КРЕСТьянин и все его большое семейство жило и кормилось от земли. Чтобы земля давала урожай, нужно ее возделывать: ухаживать за ней, корчевать сорняки, поливать, удобрять. Земля — это образ души, которую тоже нужно возделывать.
Основа православной веры — возделывание своей души: борьба с грехами-сорняками, «удобрение» ее милостыней, любовью, смирением и прочими добродетелями, полив «водой живой», которую дает Христос.
Как же важно для любого человека то, что я бы назвал «осязанием веры». Вера — это область сердечная, нематериальная. Но если эта область постоянно, каждый день «подпитывается» видимым, осязаемым трудом, наблюдениями, то как проще такой вере на всю жизнь укорениться в сердце!
Да, Церковь нужна. Проповедь, молитва, Таинства — необходимы. Но и телу нужно подтверждение того, что душа услышала и приняла в Церкви.
Крестьянин возделывает землю, видя в ней образ собственной души.
Земля — кормилица. А разве душа — не такая же наша кормилица? И так же, как земля, она требует труда, чтобы принести нам плод в Вечности.
Чем еще хороша деревня? Близостью к природе. Общение с природой — это постоянное общение с Богом, сотворившим все на земле. Жители деревень ежедневно видят красоту созданного Богом мира и могут восхищаться и славить Творца. Нельзя любить природу и не любить Бога.
А почему столько детей было в крестьянских семьях? Семь, десять, двенадцать детей в одной семье! Потому, что призыв Бога «плодитесь и размножайтесь» человек видел везде: как корова телится, как из яиц вылупляются птенцы, как дают плоды деревья. И человек чувствовал себя частью природы, частью Богом созданного мира. И потому законы природа — Божии законы, должны исполняться. Иначе какие же мы христиане-крестиане?
Разрушив крестьянский уклад, порушив храмы, оторвав людей от земли — личной собственности крестьян, загнав их в «гетто» колхозов и совхозов, большевики сделали сатанинское дело.
Научно-технический прогресс — дракон, пожирающий сам себя
Обратите внимание: скачок технического прогресса наметился в 19 веке, а в 20-м достиг своего апогея. Сколько веков до этого люди жили без электричества, электроприборов, автомобилей, самолетов, водопровода и газопровода в каждом доме. Да, без «благ цивилизации» сегодня трудно представить жизнь. Ведь комфорт, удобства необычайные! Все к ним привыкли, и никто от них не откажется.
А я вот думаю опять: как же люди многие тысячелетия обходились без этих «благ»? И жили ведь хорошо. Многие империи достигали небывалого расцвета. Одна Византия чего стоила! Россия стала Третьим Римом, хранительницей Православия, а ведь не знала ни запаха выхлопных газов, ни коротких замыканий на атомных станциях. Зато испокон веков на Руси в среде народной были в чести святость, благочестие, душевная чистота. А как начал прогресс «давить не по-детски», так монолит веры народной и стал давать серьезные трещины.
Что мы имеем сегодня? Высочайшие достижения науки и техники — о да!… на фоне повсеместной духовной деградации, нравственного обнищания, отсутствия национальной идеи, разгула сект, вакханалии магии и колдовства.
Вот я и размышляю, а как жили раньше-то?
А вот как.
Как я писал, большинство народа в России жило в деревнях. Любую деревню, село — как ставили, с чего начинали? Рыли колодец и строили церковь.
В чем сакральный смысл того же колодца? Чтобы достать воду, нужно потрудиться. Опустить на веревке ведро, зачерпнуть им воду, поднять. Потом нести домой. Да не по одному, по два носили ведра.
Сам колодец нужно рыть. Все знают — чем глубже колодец, тем чище в нем вода. Да и сама водичка может быть глубоко. Так что и труд нужен немалый.
Какой сильный образ для духовной жизни человека! Господь наш Иисус Христос — Источник Воды Живой, как Он Сам говорил самаритянке. Чем глубже наша вера, тем чище и вкуснее эта Вода Живая. Что значит «глубина веры»? Знание догматов, чинопоследования богослужений? Молитва? Посты? Да, да, все это нужно, но наиболее важное — жизнь в покаянном духе. А здесь можно «копать и копать», всю жизнь копать и дна не достигнуть.
А сейчас что? Кран открыл — и потекла водичка. Ни труда особого, ни размышлений. Просто, обыденно. Зато — «благо цивилизации»!
Или вот огонь в доме. До эпохи электричества огонь служил людям и как осветитель, и как обогреватель, и как кормитель. В деревнях, так лето — самое время заготовки дров на зиму. Весело звенит топор, врубаясь в чурбак. Рррраз! Пополам! Снова — ррррааз! На четверть! Готово полено для печки!
Хорошо трудиться топором. Жарко, но ай как здорово! Чурбаки — как грехи наши. Рассечь их нужно топором покаяния. Ррраз! Хорошая пища для огня Божией благодати, сжигающего всю скверну душевную, страсти, большущим трудом выкорчеванные из себя.
Вот, брошены дровишки в печь. Занялся огонь, поначалу слабый, а потом — все более могучий. То грехи наши горят в горниле искренней исповеди. И чем больше грехов наколол в себе, увидел, осознал, оплакал — тем жарче пламя. Хорошо пламя сие. И греет в лютую зиму, когда кругом ереси да расколы. И суп, и кашу, и картошечку готовит. Вкусна и трапеза духовная — Евангелие, Псалтирь, жития святых, духовные книжки. И смотри, смотри — горит-то как! Пламя ярко-желтое, почти золотое! Словно купола храмов в печке золотом горят! Зовут они Богу послужить, Богу помолиться.
А что теперь? Щелкнул выключателем, и вот тебе — свет. Захотел покушать — зажег газовую плиту. Синий огонек под чайником, сковородкой. Где вы, купола?
Или вот как люди на дальние расстояния передвигались? Запрягали лошадей, а сам — нырь в телегу, сани, тарантас, карету, — и едешь себе. Медленно? Зато безопасно. Да, могут лошади понести, чего-то испугавшись. Но редкий это случай. Все же лошадь — животное умное: ей лучше знать, как силы соразмерить, чтобы доставить ездока куда нужно. Едешь в тарантасе, любуешься природой, книжку читаешь, с соседями беседуешь. Так и время дороги незаметно проходит. Поменял лошадей на почтовой станции — дальше себе едешь.
А как автомобили изобрели, потом самолеты — сколько же народу из-за них погибло! Автокатастрофы — каждый день, да жертв много, да покалеченных. А уж если с самолетом что в воздухе случится. беда. Большая беда.
Вроде бы ясно — без автомобилей сегодня никуда. Запихнули «лошадиные силы» под капот (капут?), и мерятся, кто быстрее доедет. А люди гибнут и гибнут от этого «блага» цивилизации. И нет конца этим смертям, приносимым в жертву молоху по имени «технический прогресс». Ты все еще жив? Значит, недоглядел прогресс. Есть еще «резервы» роста.
К чему все это я? Да к тому, что из-за этого «прогресса» упростилась внешняя жизнь человека. Больше стало комфорта и меньше напряжений для добывания огня, света, тепла. «Жить стало лучше, жить стало веселее.» Не побоюсь гнева миллионов, сказав, что технический прогресс, при всех его несомненных прелестях, отдаляет человека от веры, от Бога. Вера требует от человека напряжения всех его душевных и телесных сил. Быть православно верующим — это значит постоянно трудиться, работать над собой. Уместно здесь вспомнить слова Христа, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Человек есть нераздельный союз тела, души и духа, как учат Святые Отцы. В деле спасения человека тело должно помогать душе и духу, равно как дух и душа должны помогать телу. Но современный мир слишком расслабляет человека. Мы щелчком выключателя наполняем светом комнату, щелчком компьютерной мышки перемещаемся на другую сторону планеты. Просто, легко. Нет осязаемого примера для души.
Где тот «колодец», который нужно всю жизнь «копать», чтобы найти кристально чистую, без мути, «воду» живой веры? Где «печка», в которой бы сгорали наши грехи под огнем благодати? Разрушено село. Уничтожен вековой уклад жизни. Церкви, соборы, часовни можно построить, дело нехитрое. Вот вернуть в души миллионов Бога, пусть через скорби, искушения, но вернуть — вот задача из задач. И без Господа не решить нам ее никогда!
http://rusk.ru/st.php?idar=46138
|